«Золотая лошадь» (премия)
«Золота́я ло́шадь» (англ. Golden Horse Awards; кит. 金马奖, пиньинь Jīnmǎjiǎng), крупнейшая кинопремия Тайваня. Вручается с 1962 г. ежегодно в нескольких номинациях, со временем получила неформальное наименование «азиатский "Оскар"». Фильмы – претенденты на получение премии обычно выдвигаются в июле – августе, в октябре объявляется список номинаций, а сама церемония награждения проходит в ноябре или декабре, главным образом в Тайбэе. Среди наиболее ярких победителей премии последних лет: фильмы «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» («Crouching Tiger Hidden Dragon», 2000, режиссёр Энг Ли), «Двойная рокировка» («Infernal Affairs», 2002, режиссёры Эндрю Лау и Алан Мак), «Разборки в стиле кунг-фу» («Kung Fu Hustle», 2004, режиссёр Стивен Чоу), «Вожделение» («Lust, Caution», 2007, режиссёр Энг Ли).
К участию в конкурсе допускаются картины на любом диалекте китайского языка из Гонконга, Тайваня, материкового Китая и других стран. Это одна из четырёх крупнейших наград для фильмов на китайском языке, наряду с Гонконгской кинопремией, а также премиями «Золотой петух» (Golden Rooster) и «Сто цветов» (Hundred Flowers), которые вручаются в материковом Китае. «Золотая лошадь» – одна из трёх основных премий Тайваня, наряду с премиями «Золотой колокол» (Golden Bell) – за достижения в области телевидения и «Золотая мелодия» (Golden Melody) – за музыкальные достижения.
Название премии «Золотая лошадь» (кит. 金馬) – комбинация из первых иероглифов, обозначающих группу тайваньских о-вов Цзиньмыньдао, или «Золотые врата» (кит. 金門), и о. Мацзудао, или «Родовая лошадь» (кит. 馬祖). Эти острова были выбраны из политических соображений – именно их Тайвань защищал от притязаний материкового Китая во времена «холодной войны» (About Us). Статуэтка премии была создана молодым скульптором по имени Ян Юйюй, который представил дизайн лошади, встающей на дыбы. Первые 20 лет существования награды её внешний вид менялся год от года – видоизменялась как форма постамента, так и фигура лошади; золочение оставалось неизменным, пока в 1990 г. статуэтки не стали выполнять в бронзе. Специально для юбилейной 40-й церемонии 2003 г. статуэтку вновь покрыли позолотой. Современный вид награда приняла в 2005 г. и с тех пор не менялась (Statuettes).
Первые годы существования
Идея создания собственной кинопремии на Тайване впервые прозвучала в 1959 г., когда Исполнительная палата острова обнародовала планы по созданию награды, которая вручалась бы в трёх категориях: игровое кино, документальные фильмы и персонализированные призы. Победителям в каждой категории предполагалось вручать статуэтку премии и денежное вознаграждение. 1-я церемония прошла в 1962 г. и состояла из награждения в 19 категориях, причём победители были объявлены заранее – такой порядок сохранялся первые 14 лет существования премии. Дата проведения церемонии, 31 октября, была приурочена ко дню рождения президента Тайваня, Чан Кайши. Событие проходило в Тайбэе, вёл церемонию Шэнь Цзяньхун – начальник Государственного информационного бюро.
Большинство наград (за лучший фильм, лучшую женскую роль, лучший сценарий и лучшую работу оператора) получила гонконгская картина «Солнце, луна и звезда» («Sun, Moon and Star», 1961, режиссёр Эван Ян), награды за лучшую мужскую роль был удостоен Ван Инь за ленту «Пистолет» («The Pistol», 1961, режиссёры Ли Ханьсян и Као Ли). По две награды получили фильм «Красотки» («Les Belles», 1961, режиссёр Доу Чинг) и «Великая наложница» («The Magnificent Concubine», 1962, режиссёр Ли Ханьсян), первый взял призы за режиссуру и музыку, второй – за монтаж и звук.
2-я церемония награждения прошла 31 октября 1963 г. В этом году появился специальный приз, который получила актриса Айви Лин. В ленте «Вечная любовь» («The Love Eterne», 1963, режиссёр Ли Ханьсян) – главном триумфаторе церемонии с 6 наградами (лучший фильм, женская роль, режиссура, музыка, монтаж, спецприз) – она сыграла мужчину, и жюри не смогло решить, в какой категории её номинировать. Лин была известной актрисой, и во время её визита в Тайбэй для участия в церемонии на улицы вышли тысячи жителей, после чего гонконгские газеты назвали его «городом безумцев» (1963).
В 1964 г. награждение было решено не проводить. 3-я церемония вручения наград «Золотая лошадь» прошла 30 октября 1965 г. С этого года награждение перенесли на 30 октября. Главным триумфатором церемонии стала тайваньская картина «Прекрасный утёнок» («Beautiful Duckling», 1965, режиссёр Ли Син), получивший награды за лучший фильм, режиссуру, мужскую роль и работу оператора в цвете.
К 4-й церемонии вручения жюри фестиваля ввело новое правило, согласно которому награды вручались победителям только лично. Если лауреат не может присутствовать на церемонии, он может забрать статуэтку в течение года, но лишь самостоятельно. Главным призёром награждения стала тайваньская картина «Красавица из красавиц» («The Beauty of Beauties», 1965, режиссёр Ли Ханьсян), получившая призы за лучший фильм, режиссуру, лучшую мужскую роль (Чжао Лэй) и лучшую работу оператора в цвете.
С 1967 г. все вопросы кинематографии на Тайване, включая церемонию награждения премии «Золотая лошадь», перешли от Государственного информационного бюро к только что основанному отделу культуры при министерстве образования. В этом году главным призёром премии стала тайваньская лента «Орхидеи и моя любовь» («Orchids and My Love», 1966, режиссёр Ли Цзя), получившая награды за лучший фильм, режиссуру, работу оператора в цвете, работу художника и монтаж.
В 1968 г. главных триумфаторов оказалось два – по 5 наград получили тайваньская картина «Одинокие 17 лет» («Lonely Seventeen», 1967, режиссёр Бай Цзинжуй) и гонконгская лента «Слишком поздно для любви» («Too Late for Love», 1967, режиссёр Ло Чэнь), хотя главный приз взял тайваньский фильм «Дорога» («The Road», 1967, режиссёр Ли Син), также получивший приз за лучшую мужскую роль (Цуй Фушэн). Двое триумфаторов оказалось и в 1969 г. – по 4 награды получили тайваньские фильмы «Приобрести сыновей, не теряя дочерей» («Spring in a Small Town», 1968, режиссёр Ян Вэнькань) и «Гроза над рекой Янцзе» («Storm Over the Yangtze River», 1969, режиссёр Ли Ханьсян).
Период развития премии
В 1973 г. отдел культуры при Министерстве образования Тайваня упразднён, организация премии перешла в только что созданный Департамент по делам кино при Государственном информационном бюро. В 1974 г. церемония награждения отменена в пользу Азиатского кинофестиваля. С 1977 г. к списку номинаций добавилась награда за лучший мультфильм (в 2006 упразднена, но в 2011 снова вернулась в список номинаций).
В 1978 г. «Золотая лошадь» принципиально поменяла формат – если раньше победители в каждой категории объявлялись заранее, то с 15-й церемонии мероприятие перешло на соревновательный формат: номинантов объявляли заранее, а победителей оглашали со сцены. В 1979 г. к списку номинаций добавилась награда за лучшую песню.
К 17-й церемонии награждения «Золотая лошадь» в 1980 г. приурочен одноимённый кинофестиваль, в программу которого вошли 15 фильмов. Фестиваль включал программу начинающих гонконгских режиссёров, в которой участвовали будущие мастера индустрии – Цуй Харк, Энн Хуэй, Патрик Там и Йим Хо. В дальнейшем временны́е рамки фестиваля расширились: он шёл около месяца и на нём демонстрировались в том числе работы номинантов «Золотой лошади». 18-я церемония впервые в истории награды прошла за пределами Тайбэя, в г. Гаосюн. Среди гостей церемонии были западные звёзды – актёр А. Делон, Ч. Бронсон и режиссёр Дж. Кьюкор (1981).
В 1981 г. к списку номинаций добавилась награда за лучшие костюмы (с 1990 включала в себя также грим). В 1982 г. было объявлено, что Государственное информационное бюро передаст проведение премии «Золотая лошадь» в ведение ассоциации 10 общественных киноорганизаций. Год спустя процесс передачи полностью завершился и церемония 1984 г. проходила уже под эгидой союза. В 1988 г. в правила «Золотой лошади» внесены изменения – если ранее церемонией занимались разные группы союза, то с 1990 г. во главе всего мероприятия встал единый оргкомитет, основанный фондом развития кинематографии Китайской республики. В него входят 7–11 экспертов киноиндустрии под руководством председателя и генерального директора.
В 1989 г. фестиваль кинопремии получил официальное название «Тайбэйский международный кинофестиваль "Золотая лошадь"» (англ. Taipei Golden Horse International Film Festival; кит. 台北金馬影展). В дополнение к китайскоязычному конкурсу награждения был введён международный блок (награды за лучший фильм, режиссёра, а также мужскую и женскую роли), но его правила и целесообразность проведения были раскритикованы и в дальнейшем он был упразднён.
В 1992 г. в кинопремию «Золотая лошадь» внесли новую категорию для награждения (по примеру Гонконгской кинопремии) – за лучшую постановку экшена. В 1995 г. добавилась ещё одна номинация – за лучшие визуальные эффекты, а с 1996 г. «Золотую лошадь» начали вручать ещё и за лучший короткометражный фильм. В 1997 г. появились две новые награды для поощрения тайваньских кинематографистов – Приз жюри и Специальный приз жюри, которые в течение нескольких лет меняли своё название.
30-я церемония награждения 1993 г. отличилась тем, что в одной из номинаций награду вручал сам президент Тайваня Ли Дэнхуэй (1993). Церемонию транслировали в прямом эфире во многих странах Азии. В 1999 г. в правила церемонии внесены изменения: приглашения политикам рассылались в последнюю очередь, а тем из них, кого всё-таки приглашали, не давали права выходить на сцену – ни с речами, ни для вручения награды.
Начиная с 1996 г., закон о либерализации позволил фильмам из материкового Китая участвовать в конкурсе. В этом году китайская картина «Под жарким солнцем» («In the Heat of the Sun», 1994, режиссёр Цзян Вэнь) взяла 6 наград, включая призы за лучший фильм, режиссуру, адаптированный сценарий, лучшую мужскую роль, лучшую работу оператора и лучший звук.
В 2000 г. в рамках традиционной премии введена ещё одна категория, посвящённая цифровому кино. Приз за лучшую женскую роль в пятый раз взяла Мэгги Чун за фильм «Любовное настроение» («In the Mood for Love», 2000, режиссёр Вонг Карвай), тем самым поставив рекорд премии, ныне остающийся непобитым.
В 2003 г. в честь 40-летия церемонии организована специальная программа, в рамках которой были показаны фильмы-победители «Золотой лошади» за всю историю премии. Также была организована выставка в честь популярного гонконгского актёра и певца Лесли Чуна, покончившего с собой 1 апреля 2003 г. Конкурс цифрового кино в этом году был переформатирован в конкурс цифрового короткого метра и открыл приём заявок для претендентов со всего мира. В первый год на конкурс было подано более 300 работ. В 2008 г. правила подачи изменены и в 2009 г. было принято решение закрыть конкурс.
В 2010 г. в рамках «Золотой лошади» открыт конкурс фантастического кино. В 2011 г. комитет «Золотой лошади» пригласил 100 кинематографистов и киноведов, чтобы с их помощью составить список 100 лучших фильмов на китайском языке. Лучшим был признан фильм «Город скорби» («A City of Sadness», 1989, режиссёр Хоу Сяосянь).
В 2014 г. китайский актёр и режиссёр Чэнь Цзяньбинь поставил рекорд, получив сразу 3 личные награды – как лучший новый режиссёр (номинация была впервые введена в 2010) и за лучшую мужскую роль в картине «Идиот» («Idiot», 2014), а также за лучшую мужскую роль второго плана в ленте «Рай на службе» («Paradise in Service», 2014, режиссёр Дозе Ню). Наград могло быть и больше, поскольку за фильм «Идиот» Чэнь номинировался также как сценарист и разделил бы за него награду как продюсер, если бы фильм был признан лучшим фильмом года.
В 2015 г. тайваньско-гонконгская актриса Карена Лам поставила другой рекорд – она собрала награды во всех трёх актёрских категориях. Уже имея в активе награды как «лучшая актриса второго плана» и «лучшая новая актриса» за фильм «Июльская рапсодия» («July Rhapsody», 2001, режиссёр Энн Хуэй), в 2015 г. она получила приз за лучшую главную женскую роль в фильме «Цветок циннии» («Zinnia Flower», 2015, режиссёр Том Линь).
В 2019 г. Управление кинематографии Китая запретило материковым кинематографистам и фильмам участвовать в премии «Золотая лошадь». Официальной причины названо не было, но эксперты посчитали, что это была одна из мер, направленных на то, чтобы власти острова отказались от сделки с США по продаже оружия (Bodeen. 2019).
В 2021 г. к списку номинаций добавилась ещё одна – за лучший короткометражный документальный фильм.
C 2022 г. председателем комитета премии «Золотая лошадь» является тайваньский актёр и режиссёр Марк Ли. В комитет также входят тайваньские кинематографисты Хоу Сяосянь, Ян Гуймэй, Ляо Цинсун, Тони Ху, Ли Юань, Эдмонд Вонг, Эрик Ши, Ян Личжоу, Ду Дучжи, Чжун Юнфэн (About Us).