Гонконгская кинопремия
Гонко́нгская кинопре́мия (кит. 香港電影金像獎, пиньинь Xiānggǎng diànyǐng jīnxiàngjiǎng, Hong Kong Film Awards, сокращённо HKFA), крупнейшая профессиональная премия Гонконга (Сянган) за достижения в области кинематографа. Вручается ежегодно с 1982 г. в нескольких номинациях. Ключевые задачи кинонаграды – поощрение самых достойных фильмов и кинематографистов года, продвижение гонконгского кино в самом городе и за его пределами, поддержка профессионального сообщества и развитие кинокультуры как таковой.
Победителей в отдельных номинациях выбирают представители 14 профессиональных организаций из разных областей киноискусства:
Ассоциация киноиндустрии (Motion Pictures Industry Association, MPIA);
Гонконгская гильдия режиссёров (Kong Film Directors’ Guild, HKFDG);
Гонконгская театральная ассоциация (Hong Kong Theatre Association, HKTA);
Общество операторов (Society of Cinematographers);
Гонконгская ассоциация каскадёров (Hong Kong Stuntman Association);
Гонконгская гильдия сценаристов (Hong Kong Screen Writers’ Guild);
Гонконгская актёрская ассоциация (Hong Kong Performing Artistes Guild);
Гонконгская ассоциация кинохудожников (Hong Kong Film Arts Association);
Гонконгская ассоциация кинопродюсеров (Hong Kong Movie Production Executives Association);
Гонконгская ассоциация киноосветителей (Hong Kong Cinematography Lighting Association);
Сообщество монтажёров (Society of Film Editors);
Гонконгская палата кино (Hong Kong Chamber of Films);
Ассоциация профессионалов постпродакшена (Association of Motion Picture Post Production Professionals);
Гонконгская ассоциация кинокомпозиторов (Hong Kong Film Composers’ Association Limited).
В совет директоров HKFA, утверждённый в 2019 г., входят 14 членов. Председатель – режиссёр, продюсер и актёр Дерек Йи, вице-председатели – продюсер Вики Люн Ли и продюсер и сценарист Джон Чун. Члены совета директоров проводят ежемесячные встречи, решения которых передаются в секретариат премии, ответственный за их выполнение. На регулярные встречи представителей подкомитетов приглашаются постоянные участники и не состоящие в ассоциации профессиональные кинематографисты.
Фильмы, претендующие на попадание в список номинантов на премию, должны соответствовать ряду условий:
хронометраж больше часа;
выход в коммерческий прокат в Гонконге в течение предыдущего календарного года;
режиссёр – резидент Гонконга [за исключением категории «Лучший азиатский фильм на китайском языке» (Best Asian Chinese Language Film), для которой это требование не является обязательным];
как минимум одна производственная компания должна быть зарегистрирована в Гонконге;
как минимум шесть человек из съёмочной группы – резиденты Гонконга.
Номинанты в каждой категории отбираются специальной комиссией в январе очередного года. Обычно таких номинантов пять, но в редких случаях, если два лидера набрали равное число голосов, их может быть шесть. Списки номинантов оглашаются в феврале, после чего начинается второй раунд голосования, победителя в котором выбирает профессиональное жюри и представители 14 сообществ с повышенным весом голоса в своей профессиональной категории (голоса членов Сообщества монтажёров весят значительно больше при голосовании в категории «Лучший монтаж» и т. д.).
1-я церемония награждения состоялась 9 марта 1982 г. Её вели сингапурский шоумен Эрик Нг и Джуди Джим (Чжань Сяопин). В отличие от последующих церемоний награды победителям вручались всего в 5 категориях без оглашения номинантов. Лучшим фильмом 1981 г. был признан «Отец и сын» («Father and Son»). Его постановщик – Аллен Фон также получил награду за лучшую режиссёрскую работу. Награды за лучший сценарий был удостоен Альфред Чун с фильмом «Покровитель убийц» («The Story of Woo Viet», режиссёр Энн Хуэй). Призы за лучшие актёрские работы получили Кара Хуэй за фильм «Моя молодая тётушка» («My Young Auntie», режиссёр Лау Кар Люн) и Майкл Хуэй за фильм «Безопасность без границ» («Security Unlimited», режиссёр Майкл Хуэй).
Более традиционный формат награждение приняло год спустя. На церемонии 31 июля 1983 г., которую вели гонконгские актёры Эрик Цан и Джозефин Сяо, награды присуждались в 12 категориях (лучший фильм, режиссура, сценарий, мужская и женская роли, лучший новый актёр, операторская работа, монтаж, работа художника, постановка экшена, музыка и песня) от пяти номинантов в каждой, а также отдельная категория за профессиональные достижения. Главным триумфатором церемонии стал фильм «Люди с лодок» («Boat People», режиссёр Энн Хуэй), получивший награды за фильм, режиссуру, сценарий, работу художника и новую актрису. Также в двух категориях были отмечены фильмы «Безумная миссия» («Aces Go Places», режиссёр Эрик Цан) (мужская роль и песня) и «Он живет ночью» («He Lives by Night», режиссёр Люн По-Чи) (операторская работа и монтаж). Приз за профессиональные достижения получил продюсер Руньрунь Шоу.
Ключевым отличием HKFA от других наград была отдельная номинация за лучшую постановку экшен-сцен, введённая в том же 1983 г. Первым призёром в ней стала команда экшен-хореографов кун-фу боевика «Блудный сын» («The Prodigal Son», 1981, режиссёр Саммо Хун), а в число номинантов входили такие фильмы, как «Лорд-дракон» («Dragon Lord», 1982, режиссёр Джеки Чан), «Ниндзя в логове дракона» («Ninja in the Dragon Den», 1982, режиссёр Кори Юэнь), «Легендарное оружие Китая» («Legendary Weapon of China», 1982, режиссёр Лау Кар Люн), «Чудо-бойцы» («The Miracle Fighters», 1982, режиссёр Юэнь Ву-Пин) и «Храм Шаолинь» («Shaolin Temple», 1982, режиссёр Чан Синьянь).
С 4-й церемонии, прошедшей 13 апреля 1985 г., список категорий, в которых вручались награды, был расширен с 12 до 14 за счёт премий за лучшую мужскую и женскую роли второго плана. На 5-й церемонии, прошедшей 6 апреля 1986 г., была представлена ещё одна категория – приз жюри за лучшую роль, которую получил Кент Чэн за роль в картине «Почему я?» («Why me?!», 1985, режиссёр Кент Чэн). Год спустя категория была упразднена.
С 12-й церемонии в список категорий награждения на постоянной основе были добавлены лучший грим и костюмы, с 17-й (1998) – лучший звук, с 21-й (2002) были введены две новые позиции – за лучшие визуальные эффекты и за лучший «азиатский» фильм, на который могли выдвигаться любые фильмы из азиатских стран, выходившие в кинопрокат Гонконга за предшествовавший год. Первым победителем в этой категории стал японский мультфильм «Унесённые призраками» («Spirited Away», 2001, режиссёр Миядзаки Хаяо).
22-я церемония награждения HKFA, прошедшая 6 апреля 2003 г., отметилась значительным вниманием к двум крупным гонконгским трагедиям. В марте 2003 г. в городе началась вспышка вируса SARS, унесшая несколько сотен жизней, а 1 апреля, менее чем за неделю до события, покончил с собой легендарный актёр и певец Лесли Чун, в память о котором на вручении наград выступили Энди Лау, Джеки Чун, Леон Лай и Аарон Квок – четыре самых популярных певца Гонконга, носившие титул «Четырёх небесных королей».
23-я церемония представила ещё одну новую категорию – лучший новый режиссёр, которым стал Эдмонд Пан за фильм «Мужчины неожиданно в черном» («Men Suddenly in Black», 2003). 24-я церемония, прошедшая 27 марта 2005 г., была посвящена 100-летию китайского кино. К юбилею организаторы приурочили вручение специальной награды «Звезда века» Брюсу Ли. В награждении приняла участие Шеннон Ли, дочь актёра, умершего в 1973 г. Также на церемонии был обнародован список 100 лучших китайских фильмов, составленный комитетом (в его составе 101 человек: кинематографисты, киноведы и кинокритики).
С 31-й церемонии (2012) категория «Лучший азиатский фильм» была переформатирована в «Лучший фильм из материкового Китая и Тайваня». На награду мог претендовать любой фильм на китайском языке, имеющий в числе производителей хотя бы одну компанию, зарегистрированную в Тайване или в материковом Китае.
35-я церемония, прошедшая 3 апреля 2016 г., отметилась скандалом, связанным с запретом на показ события на территории материкового Китая. Государственная компания China Central Television, транслировавшая церемонию вручения премии в Китае с 1991 г., отменила показ по указанию властей, которым не понравилось, что одним из ключевых номинантов премии стал фильм «Десять лет» («Ten Years», 2015, режиссёры Квок Хун, Вонг Фэй-Пан, Джевонс Ау, Киви Чоу, Нг Ка-Люн). Власти возмутила высказанная в фильме критика периода китайского суверенитета над Гонконгом и антиутопический взгляд на его будущее. Более того, сигнал гонконгского телеканала TVB, также транслировавшего церемонию, был перехвачен на территории материкового Китая, и вместо церемонии награждения китайские зрители увидели кулинарное шоу. В итоге «Десять лет» взяли награду как лучший фильм, но подавляющее большинство китайских СМИ огласили список победителей без этой номинации.
39-я церемония награждения HKFA, прошедшая в апреле 2020 г., из-за пандемии COVID-19 была перенесена в онлайн, вёл её председатель совета директоров премии Дерек Йи. 40-ю церемонию из-за очередной вспышки коронавируса с апреля 2022 г. перенесли на лето.
Самое большое число наград, 12, получил в 2014 г. фильм «Великий мастер» («The Grandmaster, 2013, режиссёр Вонг Карвай). Обладателем рекордного числа наград за лучшую роль стал Тони Люн Чу Вай, пятикратно удостоенный премии в этой номинации и ещё дважды – как лучший актёр второго плана. Главный отстающий в получении премии – Джеки Чан, который 10 раз номинировался на лучшую мужскую роль и не получил статуэтку ни разу.