TVB
TVB (англ. Television Broadcasts Limited; кит. 電視廣播有限公司, пиньинь Diànshì guǎngbō yǒuxiàn gōngsī), одна из старейших и крупнейших гонконгских телекомпаний. Объединяет производство телесериалов и 5 телеканалов, вещающих на кантонском диалекте и английском языке. Изначально созданная как дочернее предприятие студии Shaw Brothers в 1965 г., TVB продолжила существование и развитие после того, как основное кинопроизводственное подразделение Shaw Brothers было закрыто.
Основание и начало вещания
В начале 1960-х гг. в Гонконге существовал только один городской телеканал – Rediffusion Television (RTV; 麗的呼聲), позднее преобразованный в ATV (Asia Television; 亞洲電視). Так как Гонконг в те годы был колонией Великобритании, решение об открытии второй телестанции принималось на высшем уровне: специально сформированная комиссия решала, каким должен быть новый телеканал – государственным, независимым коммерческим или гибридным. Основной проблемой стала потенциальная нехватка китаеязычного контента для второй телестанции – ни одна страна за пределами Гонконга не производила достаточного объёма телепродукции на китайском языке, чтобы на нём можно было построить вещание отдельного канала, а в самом Гонконге масштабы производства оставались достаточно скромными.
В феврале 1965 г. был объявлен государственный тендер на запуск второй телестанции, 6 августа 1965 г. он был закрыт. Откликнувшись на эту возможность, 26 июля 1965 г. основатель Shaw Brothers Руньрунь Шоу учредил Television Broadcasts Limited (TVB) совместно с британским предпринимателем Д. Клагом и гонконгским бизнесменом Гарольдом Ли. 25 января 1966 г. было объявлено, что телеканал TVB выиграл тендер.
TVB вышел в эфир 19 ноября 1967 г., было открыто сразу два канала – TVB Jade (翡翠台) на кантонском диалекте и TVB Pearl (明珠台), где вещание шло на английском языке. Открыла эфир трансляция автогонок Гран-при Макао (Аомынь). В число стартовых программ вошло вечернее развлекательное шоу «Enjoy Yourself Tonight», ставшее одним из самых популярных и долгоиграющих проектов канала – в эфире оно продержалось 27 лет.
Первые годы работы
Телеканал TVB сразу же получил значительную фору в популярности благодаря тому, что, в отличие от кабельного и платного RTV, был беспроводным и бесплатным и не имел аналогов в Гонконге вплоть до 1972 г. Первые 5 лет существования станции основное вещание велось в чёрно-белом формате. В 1967 г. в Гонконг из Японии поступила первая партия цветных телевизоров, так что в 1969 г. TVB начал первые точечные эксперименты с цветными программами. 15 июля 1971 г. в эфирной сетке появился первый цветной сериал – «Си Ши» (西施), а 19 ноября того же года на трансляцию в цвете было переведено шоу «Enjoy Yourself Tonight». К 1972 г. на новый формат перешли все программы станции.
Вплоть до середины 1970-х гг. большинство транслируемых программ были либо новостными, либо иностранного производства, дублированные на кантонский диалект. Сериалы собственного производства были преимущественно мини-формата – так, историческая драма «Си Ши» состояла всего из 7 эпизодов. Тем не менее к 1976 г. каталог собственных шоу оказался достаточным, чтобы начать экспорт оригинального контента TVB в другие страны. Интерес к гонконгской телепродукции за рубежом подтолкнул станцию развивать производство, и 1 ноября 1976 г. вышел первый многосерийный проект – «Отель» («Hotel», 1976) с начинавшим карьеру Чоу Юньфатом. Сериал оказался крайне успешен и растянулся на 129 часовых эпизодов.
Число сериалов и телефильмов, которые производил TVB, с середины 1970-х гг. стремительно увеличивалось: в 1979 г. в эфир станции вышло более 20 сериалов собственного производства, а в 1980 г., после отмены британскими властями требования об обязательном наличии в эфире программ английского производства, объёмы выпуска оригинального контента выросли ещё больше.
Актёрские курсы и контрактная политика TVB
В 1971 г. при TVB открылись совместные со студией Shaw Brothers актёрские курсы, которые изначально были рассчитаны на 3 месяца смежного обучения, но с 1978 г. перешли на полное годовое обучение с 9 утра до 5 вечера. По их окончании выпускникам предлагался 5-летний актёрский контракт, при этом заработок вычислялся в зависимости от времени, которое проекты актёра получали в эфире TVB. В соглашениях присутствовал пункт о запрете на участие в проектах конкурирующих телестанций, который часто оказывался самым проблемным – студия нередко налагала санкции на актёров, лишая их работы на TVB и тем самым сокращая их доход до символических сумм. Эта политика изменилась в конце 1980-х гг., когда помимо ставки, зависящей от времени присутствия в эфире, актёры также получали фиксированную зарплату. Только в 2003 г. на TVB ввели агентские контракты, предоставив актёрам возможность сниматься не только в сериалах собственного производства.
Выпускники актёрских курсов TVB далеко не всегда становились исполнителями. Так, в числе выпускников первого актёрского курса были будущие режиссёры Рикки Лау, Дэвид Лам и Деннис Чиу. Среди знаменитых выпускников актёрских курсов TVB – такие актёры, как Чоу Юньфат, Саймон Ям (выпуск 1974), Рэй Лю (выпуск 1977), Феликс Вонг (выпуск 1980), Энди Лау, Тони Люн Ка-Фай, Кэрри Нг (выпуск 1981), Тони Люн Чу Вай, Стивен Чоу, Фрэнсис Нг, Уэйз Ли (выпуск 1982), Шон Лау, Сандра Нг, Карина Лау (выпуск 1983), Аарон Квок (выпуск 1984), Джордан Чан (выпуск 1986), Экин Чэн (выпуск 1987), Донни Йен, Гордон Лам (выпуск 1989), Хауик Лау (выпуск 1994) и др.
Развитие
В 1980–1981 гг. умерли два топ-менеджера телестанции, в результате чего Руньрунь Шоу постепенно стал единственным мажоритарным акционером канала и переключился с управления Shaw Brothers на TVB. Он сократил объём выпускаемых Shaw Brothers фильмов и передал ряд земельных участков переживающей кризис киностудии под производственные здания растущего TVB. Несмотря на то что конкуренция на телевидении в 1980-х гг. была очень острой, TVB неизменно сохранял лидерство в рейтингах.
5 января 1984 г. телеканал вышел на биржу, с 1985 г. его акции вошли в учредительный пакет индекса Hang Seng Гонконгской фондовой биржи. Во 2-й половине 1980-х гг. гонконгская экономика вошла в фазу быстрого роста, что повлекло за собой рост стоимости производства и уход главных звёзд TVB в большое кино. Тем не менее каналу удавалось удерживать лидерство, даже несмотря на введённый в 1991 г. запрет на рекламу сигарет – одну из ключевых статей дохода для канала.
В попытке адаптироваться к меняющимся вкусам аудитории, для которой телевидение перестало быть главным источником развлечений, в 1988 г. конкурент TVB, станция ATV, провела ряд рискованных реформ, которые растянулись на 3 года и закончились неудачей и потерей 300 млн гонконгских долл. TVB реагировал на коммерческие вызовы в традиционном стиле братьев Шоу – сокращением издержек, жёстким контролем расходов и введением гибкой системы производства, при которой режиссёр и сценарист работают не с постоянной группой, а с той, которая свободна. Эти изменения позволили TVB не только сохранить лидерство в 1990-е гг., но и продолжить рост.
В 2000 г. вице-президентом TVB была назначена жена Руньрунь Шоу, Мона Фон, которая продолжила политику жёсткого контроля расходов и увольнений, позволившую компании пережить эпидемию атипичной пневмонии 2003 г. и мировой экономический кризис 2008 г. без серьёзных потерь. Одновременно телеканал наращивал экспорт собственных программ и сериалов в другие страны и запустил ряд совместных производств. Если в 1995 г. доля экспорта в выручке TVB составляла около 20 %, то к 2006 г. она достигла 50 %. Программная сетка канала включала не только сериалы и развлекательные шоу, но и более серьёзный и познавательный документальный контент.
12 октября 2003 г. была открыта новая студия – TVB City, которая обошлась компании в 2,2 млрд гонконгских долл. и расположилась на 110 тыс. кв. м. На этой территории разместились 11-этажный вещательный центр, производственные студии, павильон для новостных программ, два открытых съёмочных павильона (с декорациями, стилизованными под старый китайский город и город начала 20 в.), 22 съёмочных павильона, один из которых стал самым большим в Азии.
В 2004 г. было открыто материковое отделение актёрских курсов TVB. В марте 2004 г. было основано подразделение TVB Music, занимающееся главным образом проведением музыкальных концертов. 31 декабря 2007 г. два основных канала TVB перешли в цифровой формат и был запущен третий – круглосуточный финансово-спортивный канал HD Jade. 30 июня 2008 г. начал вещание канал J2, отданный под развлекательный контент, 1 января 2009 г. в эфир вышел новостной канал.
Упадок
7 января 2014 г. умер основатель студии Руньрунь Шоу, а в апреле 2015 г. одним из мажоритарных акционеров TVB стал член Коммунистической партии Китая Ли Жуйган, известный как «китайский Мёрдок» (по имени основателя телеканала Fox News, считающегося оплотом консервативных ценностей Америки, Р. Мёрдока) (Yiu. 2020). В ежегодном отчёте TVB за 2015 г. были зафиксированы убыток в 42 млн юаней и снижение годового дохода почти на 10 % по отношению к 2014 г. (TVB’s continuing business rarely loses money. 2016). В 2016 г. Ли Жуйган занял должность вице-председателя совета директоров TVB, в последующие годы телестанция пыталась экспериментировать с платной моделью подписки, но падение продолжилось.
29 июня 2018 г. стало известно, что TVB провёл масштабные сокращения, за два дня уволив более 100 штатных сотрудников (TVB layoffs 100 people. 2018). В июле сокращения продолжились: в спортивном отделе были уволены 30 человек, в штате осталось всего 5 журналистов. Сокращения привели к закрытию популярного спортивного шоу «Sports World» и остановке выхода печатной версии новостного издания TVB Weekly. В декабре во внутренней рассылке сотрудников уведомили о сокращении ещё около 350 рабочих мест – примерно 10 % от оставшегося персонала (Big envelope sent before the winter solstice … 2019).
Считается, что TVB выступает проводником политики материкового Китая, в особенности после назначения Ли Жуйгана, а также на волне протестов 2014 и 2019–2020-х гг., которые телеканал в своих новостных программах освещал с точки зрения официального Пекина. Это привело к общественному бойкоту, который сказался на рейтингах телеканала (Creery. 2019).
С середины 2010-х гг. начали падать рейтинги одного из локомотивов бизнеса телеканала – сериалов. Продукцию TVB обвиняли в однообразии, шаблонности и отсутствии креативного подхода. Период падения рейтингов, коммерческих убытков и роста недоверия к каналу со стороны лояльных зрителей продолжился и в начале 2020-х гг.