Стивен Чоу
Сти́вен Чо́у (англ. Stephen Chow Sing-Chi; кит. 周星驰, пиньинь Zhōu Xīngchí; кантон. 周星馳, ютпхин zau¹ sing¹ci⁴) [род. 22.6.1962, Гонконг (Сянган)], гонконгский актёр, режиссёр и продюсер, один из самых успешных, популярных и влиятельных азиатских комиков, родоначальник китайской комедии абсурда молейто.
Семья и начало кинокарьеры
Стивен Чоу был вторым из четырёх детей в семье (остальные дети – девочки). Как и многие его сверстники в начале 1970-х гг., он был поклонником творчества Брюса Ли и увлекался боевыми искусствами. Родители не могли оплачивать тренировки (Robinson. 2005), поэтому Чоу выбрал актёрскую карьеру и в 1981 г. устроился на телеканал RTV, где сыграл эпизодические роли в нескольких сериалах. Спустя год он вместе со своим другом, Тони Люн Чу Ваем, попытался поступить на актёрские курсы при главном гонконгском телеканале TVB. Люн прошёл вступительные испытания, а Чоу был вынужден стать вольным слушателем в вечерней школе, где его однокурсником был Уайз Ли, ставший известным гонконгским актёром (Хохлов. 2001). Главным достижением Чоу тех лет стала роль ведущего детской научно-популярной телепередачи «Космический шаттл 430» («430 Space Shuttle»), посвящённой космосу и астрономии (Yang. 2003. P. 121).
Параллельно с учёбой Стивен Чоу снимался в эпизодах сериалов TVB, таких как «Легенда о мастере Со» («The Legend of Master So», 1982), главные роли в котором исполнили Чоу Юньфат и Энди Лау, «Неудержимое трио» («The Restless Trio», 1982) с Лау и «Ангелы и дьяволы» («Angels and Devils», 1983) с Чоу Юньфатом и Тони Люн Чу Ваем, который к тому моменту стал ведущим актёром канала. В середине 1980-х гг. Чоу начал получать ключевые роли, но преимущественно в драматических и детективных сюжетах, поэтому его комедийный талант до времени не находил применения. В серьёзных образах Чоу предстал и в своих первых полнометражных работах – в криминальных триллерах «Тот, кто преследует ветер» («He Who Chases After the Wind», 1988, режиссёр Альберт Лай), «Последнее правосудие» («Final Justice», 1988, режиссёр Паркман Вонг) и «Громовые полицейские 2» («Thunder Cops 2», 1989, режиссёр Джеффри Лау), а также в боевике «Просто герои» («Just Heroes», 1989, режиссёры Джон Ву и У Ма). За роль обаятельного угонщика, попадающего в центр серьёзной криминальной разборки, в «Последнем правосудии» Чоу получил тайваньскую награду «Золотая лошадь» как лучший актёр второго плана.
Переход к комедии
В 1988 г. Стивен Чоу сыграл чисто комедийную роль в сериале «Сын моего отца» («My Father’s Son»), а в 1989 г. – в комедийном фэнтези-сериале «Последняя битва» («The Final Combat», 1989), который стал хитом на гонконгском телевидении и раскрыл комический потенциал актёра. В 1990 г. вышло 11 фильмов с его участием, лишь два из которых не были комедиями. По итогам года семь из них попали в двадцатку самых кассовых фильмов, а два [«Победитель забирает всё» («All for the Winner», 1990, режиссёры Джеффри Лау и Кори Юэнь) и «Бог азартных игроков 2» («God of Gamblers 2», 1990, режиссёр Вонг Цзин)] заняли первое и второе место бокс-офиса (см. Китайские боевики об азартных играх).
1990 г. стал ключевым для гонконгской комедии не только из-за появления нового «короля жанра», но и потому, что с его подачи в кинематографе сформировалось полноценное направление, получившее название молейто (кантон. 冇厘頭, mo⁵lei⁴tau⁴, буквально – бессмыслица). Эта разновидность комедии абсурда родилась на стыке слэпстика, неожиданных нелогичных гэгов и вербальных шуток, построенных на игре слов и каламбурах. Подобный юмор встречался в гонконгских комедиях и раньше, в первую очередь у Майкла Хуэя, но Чоу довёл до совершенства его подачу и сделал своим коронным приёмом. Тогда же сформировался и его дуэт с комиком Нг Ман-Татом, вместе с которым только за 1990-е гг. они снялись в 25 фильмах.
В 1991 г. с участием Стивена Чоу вышло девять фильмов. В трёх из них его участие свелось к камео. Шесть остальных стали большими хитами – все вошли в двадцатку самых кассовых фильмов года, а комедийный боевик «Пробейся назад в школу» («Fight Back to School», 1991, режиссёр Гордон Чан), в котором Чоу сыграл моложавого полицейского, получающего задание внедриться в школу под видом ученика, занял первую строчку бокс-офиса, дал начало трилогии и породил волну подражаний. Даже более успешным для Чоу стал 1992 г., когда лидерами проката оказались четыре комедии с его участием, а ещё три его премьеры расположились на 10-й, 11-й и 13-й строчках бокс-офиса. С фильма «Всё хорошо, что хорошо кончается» («All’s Well Ends Well», 1992, режиссёр Клифтон Ко) началась эра новогодних комедий – романтико-комедийных историй про большую семью, которые выходили в прокат на китайский Новый год. Следующие фильмы цикла (никак не связанные сюжетно с предыдущими, но часто задействующие одних и тех же актёров) появились в 1997, 2009, 2010, 2011, 2012 и 2020 гг. Помимо оригинального фильма Чоу снялся только в первом из продолжений.
В 1993 г. гонконгская киноиндустрия вошла в период стагнации, который увенчался полноценным кризисом в 1997 г., и Стивен Чоу снизил продуктивность: в 1993 и 1994 гг. вышло по три фильма с его участием, самыми успешными из которых стали историческая комедия «Флиртующий школяр» («Flirting Scholar», 1993, режиссёр Ли Лик-Чи) и шпионская комедия «Из Пекина с любовью» («From Beijing With Love», 1994, режиссёры Стивен Чоу и Ли Лик-Чи). Последний стал официальным режиссёрским дебютом Чоу, который, впрочем, и до того был известен постоянными вмешательствами в сценарий и режиссуру фильмов со своим участием.
Хотя самым успешным в коммерческом плане фильмом Стивена Чоу 1995 г. стала фантастическая комедия «Операция стоимостью 60 миллионов долларов» («Sixty Million Dollar Man», 1995, режиссёр Рэймонд Ип), намного более важной вехой для гонконгского кинематографа оказалась дилогия фэнтези-фильмов «Китайская одиссея» («A Chinese Odyssey», 1995, режиссёр Джеффри Лау) – комедийное переосмысление классического китайского романа «Путешествие на Запад», в котором Чоу сыграл короля обезьян Сунь Укуна. Хотя гонконгский кинозритель 1995 г. не оценил выдающиеся художественные достоинства дилогии, сочетающей в себе абсурдный юмор, закрученный сюжет и трогательную романтику, со временем «Китайскую одиссею» начали включать в списки лучших гонконгских фильмов всех времён (на китайском киносайте Douban первая часть занимает 44-е место, а вторая – 19-е) и называть вершиной творческого пути Чоу. Вторая часть перевыпускалась в китайский прокат в 2017 г. и заработала 30 млн долл.
В 1996 г. у Чоу вышло всего два фильма – «Полицейский из Запретного города» («Forbidden City Cop», 1996, режиссёры Стивен Чоу и Винсент Кок) и «Бог кулинарии» («The God of Cookery», 1996, режиссёры Стивен Чоу и Ли Лик-Чи). Их вновь ждал кассовый успех, и с этого момента Чоу наряду с Джеки Чаном стал одним из немногих столпов гонконгского кинопроката – только их комедии гарантировали страдающей от разгула видеопиратства прокатной индустрии стабильно высокие кассовые сборы. С конца 1990-х гг. фильмы Чоу начали заметно терять в качестве как с точки зрения уровня съёмки, так и в восприятии зрителей и критиков. За исключением «Короля комедии» («King of Comedy», 1999, режиссёры Стивен Чоу и Ли Лик-Чи), прочие его работы тех лет – «Адвокат, адвокат!» («Lawyer, Lawyer», 1997, режиссёр Джо Ма), «Везучий парень» («Lucky Guy», 1998, режиссёр Ли Лик-Чи) и «Мастер уловок» («The Tricky Master», 1999, режиссёр Вонг Цзин) – не могли сравниться по популярности у зрителей с его заслуженными хитами прошлого.
Прорыв 2000-х гг.
Поняв, что гонконгский рынок к концу десятилетия практически умер, Стивен Чоу попытался выйти на международный уровень с амбициозной спортивной кун-фу комедией «Убойный футбол» («Shaolin Soccer», 2001, режиссёры Стивен Чоу и Ли Лик-Чи). Соединив японскую мангу, китайское кун-фу, западные спортивные драмы и свой фирменный стиль юмора, он создал глобальный суперхит, поставивший рекорд кассовых сборов в Гонконге и проданный для проката в многие другие страны, включая США и Россию. Фильм стал главным триумфатором Гонконгской кинопремии, получив призы за лучшие фильм, режиссуру и мужские роли первого и второго плана, а также шесть других номинаций.
В «Убойном футболе» проявился ещё один талант Стивена Чоу – открывать новые хара́ктерные звёзды. Ещё в начале 1990-х гг. он сделал звездой эпизодических ролей своего одноклассника, Ли Кин-Яна, подарив ему множество запоминающихся камео (более чем в десятке фильмов с участием Чоу его друг детства появлялся в комическом образе бородатой женщины, ковыряющей в носу), а в «Убойном футболе» он запустил актёрскую карьеру своего сценариста Лам Цзе-Чуна и хореографа Дэнни Чана, доверив им яркие образы второго плана. В «Убойном футболе» Чоу продемонстрировал владение кун-фу, которым не переставал заниматься на любительском уровне с детства, но лишь в своём следующем фильме «Разборки в стиле кунг-фу» («Kung Fu Hustle», 2004) он в полной мере выразил любовь к боевым искусствам. Фильм вышел спустя три года после «Убойного футбола» и обошёлся в 20 млн долл., но ожидание того стоило – кассовый рекорд Гонконга вновь был побит, а мировые сборы превысили 100 млн долл. В североамериканском прокате «Разборки в стиле кунг-фу» стали самым кассовым неанглоязычным фильмом 2005 г.
«Убойный футбол» не вышел в китайский прокат, поскольку Стивен Чоу не подал запрос в материковый цензурный комитет перед показами фильма в Гонконге. Тем не менее «Разборки в стиле кунг-фу» принесли от показов на материке почти 20 млн долл. (Bordwell. 2011), так что свой следующий фильм, семейную фантастическую комедию «Седьмой» («CJ7», 2008), Чоу создавал с оглядкой на все законы китайской цензуры и совместно с китайскими студиями. Фильм окупил свой 20-миллионный бюджет, тем не менее зрители и критики встретили его не так тепло, как две предыдущие работы режиссёра.
Режиссёрская и продюсерская деятельность
В начале 2000-х гг. Стивен Чоу понял, что выступать продюсером и режиссёром ему нравится больше, чем сниматься в фильмах (Robinson. 2005), и после «Седьмого» он окончательно ушёл в работу за кадром. В его следующем фильме, вольном ремейке «Китайской одиссеи» под названием «Путешествие на Запад: Покорение демонов» («Journey to the West: Conquering the Demons», 2013, режиссёры Стивен Чоу и Дерек Квок), Чоу сделал ставку на сплав фэнтезийного экшена, абсурдного юмора и экзистенциальной драмы и в очередной раз добился успеха. Фильм, предназначенный для проката в материковом Китае, собрал там почти 200 млн долл. и удостоился положительных отзывов как от новых зрителей, так и от старых поклонников Чоу, выросших на его фильмах 1990-х гг.
Взяв паузу в несколько лет, Стивен Чоу выпустил «Русалку» («Mermaid», 2016) – фэнтези-ромком о невозможной любви между человеком и русалкой. Картина «Русалка» не просто поставила рекорд кассовых сборов в 600 млн долл. в Китае, но и показала, что китайский прокат имеет шансы превзойти лидирующий в мире американский кинорынок по кассовому потенциалу. Чоу решил вернуться к истокам и снял вольную вариацию на тему одного из своих хитов 1990-х гг. – «Короля комедии». Фильм получил название «Новый король комедии» («The New King of Comedy», 2019) и рассказывал об уже немолодой, но так ничего и не добившейся второплановой актрисе и её отношениях с партнёром по новому фильму – выгоревшей суперзвездой. Наполненный автобиографическими деталями, «Новый король комедии» понравился критикам, но зрители отнеслись к рефлексии Чоу прохладно. От провала в прокате фильм спасло только то, что его премьера пришлась на период китайского Нового года, когда китайские зрители очень любят ходить в кино.
Помимо режиссуры Чоу периодически занимался продюсированием. В частности, он выступил продюсером японской спортивной комедии «Девушка из Шаолиня» («Shaolin Girl», 2008, режиссёр Мотохиро Кацуюки), вдохновлённой «Убойным футболом», голливудского комикс-боевика «Драконий жемчуг: Эволюция» («Dragonball Evolution», 2009, режиссёр Джеймс Вонг), гонконгской танцевальной комедии «Прыжок» («Jump», 2009, режиссёр Стивен Фун), а также мультфильма «Седьмой: Мультфильм» («CJ7 The Cartoon», 2010, режиссёр То Юэнь), основанного на одноимённом фильме.
Несмотря на то что фильмы Стивена Чоу пользовались неизменным успехом, с конца 2010-х гг. в китайской прессе появились слухи, что из-за неудачных бизнес-решений его финансовое положение пошатнулось, а он сам потерял креативный запал и интерес к кино, поэтому его поздние проекты (сиквелы, ремейки и вариации на хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом темы) были попытками вновь заработать на прежних достижениях (Chu. 2021). Чоу неоднократно опровергал эти слухи, оставаясь одним из самых известных и влиятельных комедиографов Азии, внёсшим гигантский вклад в развитие комедийного жанра не только на Востоке, но и во всём мире.
Личная жизнь
Имя Стивена Чоу связывали с несколькими популярными гонконгскими актрисами, включая Жаклин Ло, Афину Чу и Карен Мок. На протяжении 2000-х гг. он встречался с Юй Вэньфэн, дочерью влиятельного гонконгского бизнесмена, которая помогала Чоу управлять его производственной компанией Star Overseas. В начале 2010-х гг. пара рассталась (Jayne. 2010).