Чоу Юньфат
Чо́у Юньфа́т (Чоу Юнь-фат, англ. Chow Yun-Fat; Чжоу Жуньфа, кит. 周润发, пиньинь Zhōu Rùnfā; Чау Ёньфат, кантон. 周潤發, ютпхин zau¹ jeon⁶faat³) [род. 18.5.1955, о. Ламма, Гонконг (Сянган)], гонконгский, китайский и голливудский актёр. Мировую известность ему принесли главные роли в боевиках режиссёра Джона Ву.
Чоу родился в бедной семье работника нефтяного танкера и крестьянки. Его детство прошло на о-ве Ламма вблизи Гонконга (Сянгана). С раннего детства помогал матери зарабатывать деньги, торгуя на улицах и работая в поле. Когда Чоу было 10 лет, семья перебралась в Гонконг, где его отец нашёл работу в нефтеперерабатывающей компании, но ввиду отсутствия денег Чоу приходилось подрабатывать после школы.
Карьера на телевидении
В 1973 г. Чоу поступил на актёрские курсы главного гонконгского телеканала TVB, по окончании которых заключил с каналом трёхлетний контракт. За последующие 3 года он снялся в нескольких десятках телесериалов TVB, вначале в эпизодических, а к моменту окончания контракта уже в главных ролях [сериалы «Отель» («Hotel», 1976, режиссёры Деннис Чиу и др.) и «Убийца» («The Killer», 1976, режиссёр Вонг Тин-Лам)].
По истечении контракта с TVB Чоу продлил его на новых условиях, параллельно заключив договор с кинокомпанией Goldig Films. В 1976 г. он исполнил главные роли в четырёх фильмах студии: «Реинкарнация» («The Reincarnation», режиссёр Чун Сум), «Охотник, бабочка и крокодил» («The Hunter, the Butterfly and the Crocodile», режиссёр Ричард Юн), «Учёная невеста трижды обманывает жениха» («Learned Bride Thrice Fools the Bridegroom», режиссёр Ричард Юн) и «Массажистки» («Massage Girls», режиссёр Чун Сум).
Все эти фильмы пользовались сравнительным коммерческим успехом, и к концу 1970-х гг. Чоу стал одним из центральных актёров TVB. К этому периоду относятся роли в нескольких популярных сериалах телеканала: «Ярмарка тщеславия» («Vanity Fair», 1977, режиссёры Цуй Харк и др.), «Гигант» («The Giant», 1978, режиссёры Томас Нг, Джонни То и др.), «Хороший, плохой, злой» («The Good, the Bad and the Ugly», 1979, режиссёры Томас Нг, Кларенс Фок и др.). Одним из самых популярных сериалов того времени стала криминальная драма «Шанхайская набережная» («Shanghai Bund», 1980, режиссёры Деннис Чиу и др.), где Чоу исполнял ключевую роль в первых двух из трёх сезонов.
Относительно успешными оказались полнометражная драма «История вьетнамца Ву» («The Story of Woo Viet», 1981, режиссёр Энн Хуэй), триллер «Охотник за головами» («The Head Hunter», 1982, режиссёр Лау Шин-Хон) и боевик «Почтальон наносит ответный удар» («Postman Strikes Back», 1982, режиссёр Ронни Юй). На тот момент кинокарьера Чоу продвигалась хуже телевизионной, и в какой-то момент актёр получил прозвище «отравленный», намекающее на то, что фильмы с его участием не приносят больших денег.
Восхождение в кино
До середины 1980-х гг. Чоу Юньфат развивался исключительно как драматический артист и практически каждый год номинировался и получал награды за свои актёрские работы. Так, за фильм «Гонконг 1941» («Hong Kong 1941», 1984, режиссёр Люн По-Чи) он удостоился номинации Гонконгской кинопремии и приза за лучшую мужскую роль на тайваньском ежегодном кинофестивале «Золотая лошадь». Номинацию на лучшую мужскую роль на Гонконгской кинопремии Чоу получил и за фильм «Женщины» («Women», 1985, режиссёр Стэнли Кван), но фильм, выдвигавшийся по девяти номинациям, не получил ни одной статуэтки.
В 1986 г. Чоу Юньфат попробовал себя в новых амплуа. В июне вышла комедия «100 способов убить жену» («100 Ways to Murder Your Wife», 1986, режиссёр Кенни Би), которая на момент выхода стала самым кассовым фильмом в карьере актёра, а в августе был выпущен боевик «Светлое будущее» («A Better Tomorrow», 1986, режиссёр Джон Ву), собравший большую кассу.
В «Светлом будущем» рассказывалась история двух братьев, старший из которых, Хо (Ти Лун), только что вышедший на свободу босс мафии, а младший (Лесли Чун) – молодой полицейский-идеалист. Хо пытается начать новую жизнь, но ему не удаётся уйти от прошлого. Чоу Юньфат играл в фильме лучшего друга Хо, Марка, бывшего гангстера, который стал калекой, но ради Хо без колебаний взялся за оружие. Кадр с Чоу Юньфатом, прикуривающим от стодолларовой банкноты, стал иконическим.
Картина «Светлое будущее» получила награду Гонконгской кинопремии как лучший фильм, а Чоу Юньфат был удостоен приза за лучшую мужскую роль. Хотя его герой погиб в первой части, режиссёр фильма Джон Ву и продюсер Цуй Харк вернули актёра в сиквеле «Светлое будущее 2» («A Better Tomorrow 2», 1987, режиссёр Джон Ву) в роли брата-близнеца Марка. На съемках постановщик и продюсер разошлись во взглядах – хронометраж первой режиссёрской версии превышал два часа, и в процессе обсуждений Ву покинул проект, отказавшись от своего авторства, а в прокат была выпущена версия, доработанная продюсером Цуй Харком. Всё это не помешало «Светлому будущему 2» стать коммерческим хитом, однако сборы заметно уступали первой части. Тем не менее Чоу принял участие в продолжении – «Светлое будущее 3» («A Better Tomorrow III: Love and Death in Saigon», 1989), уже с Цуй Харком в качестве режиссёра.
Во 2-й половине 1980-х гг. Чоу Юньфат работал в трёх жанрах, совмещая роли в традиционных драмах с участием в гангстерских боевиках, эксплуатирующих успех фильма «Светлое будущее», и в серии комедий. Практически все его работы этого периода стали коммерческими хитами. В 1987 г. в десятку самых кассовых фильмов Гонконга вошли 5 проектов с Чоу Юньфатом: драма «Тюремное пекло» («Prison on Fire», режиссёр Ринго Лам), мелодрама «Осенняя история» («An Autumn Tale», режиссёр Мэйбл Чун), комедия «Звезда романтики» («The Romancing Star», режиссёр Вонг Цзин), фэнтези-мелодрама «Астральная любовь» («Spiritual Love», режиссёры Дэвид Лай и Тэйлор Вонг) и вышеупомянутое «Светлое будущее 2».
В 1988 г. в десятке лидеров национального бокс-офиса было три фильма с Чоу Юньфатом: комедии «Восьмое счастье» («The Eighth Happiness», режиссёр Джонни То), «Величайший любовник» («The Greatest Lover», режиссёр Кларенс Фок) и боевик «Тигр в полиции» («Tiger on a Beat», режиссёр Лау Ка Люн).
Успешным оказался и 1989 г., когда самым кассовым фильмом в Гонконге стал комедийный боевик «Бог азартных игроков» («God of Gamblers», режиссёр Вонг Цзин), на 4-м месте – драма «Всё об А Лонге» («All About Ah-Long», режиссёр Джонни То), на 8-м – боевик «Наёмный убийца» («The Killer», режиссёр Джон Ву). Два последних фильма попали в число основных номинантов Гонконгской кинопремии 1990 г., а в номинации на лучшую мужскую роль Чоу Юньфат соревновался с самим собой и получил награду за «Всё об А Лонге», хотя номинировался также за «Бога азартных игроков».
Мировая слава
«Наёмный убийца» и вышедшие через три года «Круто сваренные» («Hard Boiled», 1992, режиссёр Джон Ву) стали крупными хитами на видео за пределами Гонконга. Чоу Юньфат начал получать предложения из Голливуда, американская газета Los Angeles Times назвала его «самым крутым актёром в мире» (Smith. 1995), и в середине 1990-х гг. Чоу покинул Гонконг.
Хотя появившиеся в конце десятилетия голливудские боевики «Убийцы на замену» («Replacement Killers», 1998, режиссёр А. Фукуа) и «Коррупционер» («The Corruptor», 1999, режиссёр Дж. Фоули) не были провальными, критики и зрители отмечали их вторичность по отношению к лучшим гонконгским фильмам с участием Чоу. Не стала хитом и мелодрама «Анна и король» («Anna and the King», 1999, режиссёр Э. Теннант), в которой Чоу сыграл короля Сиама.
Единственной удачей Чоу рубежа тысячелетия можно назвать исторический боевик «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» («Crouching Tiger, Hidden Dragon», 2000, режиссёр Энг Ли), снятый на Тайване, но с участием китайских и голливудских кинематографистов. Фильм заработал 213,5 млн долл. в международном прокате, был удостоен четырёх премий «Оскар» за 2000 г. («Лучшая работа оператора», «Лучший фильм на иностранном языке», «Лучшие декорации» и «Лучший оригинальный саундтрек») и возродил интерес к жанру приключенческого уся-боевика.
В 2000-х гг. Чоу Юньфат чередовал съёмки на Западе с ролями в китайском кино. Снятые в Голливуде комедийный боевик «Пуленепробиваемый монах» («Bulletproof Monk», 2003, режиссёр Пол Хантер), приключенческое фэнтези «Драконий жемчуг: Эволюция» («Dragonball Evolution», 2009, режиссёр Джеймс Вонг) и драма «Шанхай» («Shanghai», 2010, режиссёр Микаэль Хофстрём) провалились, а роль Чоу в 3-й части «Пиратов Карибского моря» («Pirates of the Caribbean: At World’s End», 2007, режиссёр Гор Вербински) была существенно сокращена в сравнении с изначальным замыслом.
Возвращение домой
На родине Чоу Юньфат снялся в гонконгской драме «Постмодернистская жизнь моей тёти» («The Postmodern Life of My Aunt», 2006, режиссёр Энн Хуэй) и китайском историческом блокбастере «Проклятье золотого цветка» («Curse of the Golden Flower», 2006, режиссёр Чжан Имоу). Оба фильма были положительно приняты аудиторией, и начиная с 2010-х гг. Чоу снимался исключительно в Китае.
Хотя основным жанром для Чоу Юньфата с начала 2010-х гг. стали исторические драмы [«Конфуций» («Confucius», 2009, режиссёр Ху Мэй), «Убийцы» («Assassins», 2012, режиссёр Чжао Линьшань), «Основание партии» («The Founding of a Party», 2011, режиссёры Хуан Цзяньсинь и Хань Саньпин)], он принимал и другие предложения. Так, в комедийном истерне «Пусть летят пули» («Let the Bullets Fly», 2010, режиссёр Цзян Вэнь) Чоу исполнил сразу две роли – жестокого тирана и его умственно отсталого двойника. Фильм заработал более 100 млн долл. в одном лишь Китае, установив национальный рекорд кассовых сборов, и удостоился множества наград и номинаций на азиатских кинофестивалях.
В 2014 г. Чоу по приглашению Вонг Цзина вернулся к одной из самых популярных своих ролей – «бога азартных игроков» – в комедийном боевике «Из Вегаса в Макао» («From Vegas to Macau», режиссёр Вонг Цзин), где мастер азартных игр вместе с племянником-грабителем в исполнении Николаса Се побеждал могущественного мафиози. Фильм был настолько популярен, что Вонг Цзин снял ещё два продолжения и сборы каждой новой части оказывались выше, чем у предыдущей.
С середины 2010-х гг. Чоу начал сниматься значительно реже и преимущественно в Гонконге, поддерживая тем самым умирающую киноиндустрию родного города. В 2016 г., помимо «Из Вегаса в Макао 3» («From Vegas to Macau 3», режиссёр Вонг Цзин), он также принял участие в гонконгском триллере «Холодная война 2» («Cold War 2», режиссёры Санни Люк, Лок Ман Люн и Джек Нг), а следующий фильм с его участием, криминальный боевик «Проект "Гутенберг"» («Project Gutenberg», режиссёр Феликс Чун), вышел лишь в 2018 г.
В конце 2010-х гг. Чоу Юньфат сыграл в драме «Будь водой, друг мой» («Be Water, My Friend», режиссёр Энтони Пун), выход которого был отложен из-за пандемии коронавируса до 2023 г.
Личная жизнь
Чоу Юньфат был дважды женат. Со своей первой женой, гонконгской актрисой Кэндис Юй, Чоу познакомился ещё в 1970-х гг., когда оба работали на телеканале TVB. Вместе они также играли в «Массажистках». Официальные отношения актёры оформили только в 1983 г., брак продлился девять месяцев. Со своей второй женой, дочерью сингапурского бизнесмена Жасмин Тан, Чоу познакомился в 1984 г. Они сочетались браком в 1986 г. Завести детей им не удалось – первенец родился мёртвым в 1991 г.
Чоу известен своей скромностью и открытостью. Несмотря на гигантское состояние, он покупает одежду в дисконт-центрах, пользуется общественным транспортом и, по словам жены, 17 лет жил с одной из первых моделей мобильного телефона Nokia, перейдя на смартфон лишь после того, как первый телефон окончательно сломался. После смерти своё состояние в более чем 700 млн долл. Чоу планирует пожертвовать различным благотворительным организациям (Crouching Tiger star Chow Yun-fat to give away £570m fortune. 2018).