Уся
Уся́ (武侠, пиньинь wǔxiá), жанр китайского кинематографа, возникший в 1928 г. и активно развивавшийся в Азии в 1960-е гг. и в мире в конце 1990 – начале 2000-х гг. Представляет собой фантастические фильмы, изобилующие зрелищными сценами изощрённых единоборств.
История жанра
Термин «уся» появился из сложения слов «ушу» (武术 – боевое, военное искусство) и «ся» (侠 – рыцарь) и дословно переводится как «боевое искусство рыцаря». Изначально уся называли жанр китайской литературы, в котором центральное место отводилось демонстрации боевых искусств.
Первым и наиболее популярным произведением в жанре уся стал роман «Речные заводи», письменно оформленный в 14 в. и посвящённый похождениям разбойников в правление 8-го императора династии Сун – Хуэй-цзуна (1100–1126) (Мыцик. 2014). Истории о 108 духах-разбойниках до эпохи Юань (1271–1368) имели устное хождение и были записаны позднее. Роман, авторство которого приписывается Ши Найаню (1296–1370) или Ло Гуаньчжуну (около 1330–1400), повествует о военачальнике, который освободил 108 духов созвездий из-под каменной черепахи в даосском центре. В облике разбойников они противостояли сунским (960–1279) властям, потерпели поражение, но получили помилование от императора, который нанял их для борьбы с монгольскими племенами на северо-востоке Китая. Произведение оказало большое влияние на китайскую историю и культуру: Э. Хобсбаум в работе «Эпоха крайностей» (Hobsbawm. 1994) утверждал, что Мао Цзэдун призывал своих коллег подражать разбойникам. В 1972 г. по роману был снят фильм в жанре уся «Речные заводи» (水滸傳, англ. «The Water Margin», режиссёры Чан Чэ, Пао Сюэли и У Ма).
По другой версии, первым произведением в жанре уся была новелла «Куньлуньский раб» (崑崙奴) (Голыгина. 1980). Новелла относится к эпохе Тан (618–907), периоду расцвета китайской культуры, и повествует о темнокожем рабе, который с помощью физических навыков спасал возлюбленную своего хозяина из гарема чиновника. В эпохи Мин (1368–1644) и Цин (1644–1912) уся утратил популярность как литературный жанр, а на «Речные заводи» был наложен императорский запрет. Считалось, что роман пропагандирует борьбу с властью, поскольку описывал повстанческую деятельность главных героев.
Очередной всплеск интереса к уся произошёл после свержения монархии в 1912 г. Спустя несколько десятилетий коммунистические власти вновь сочли жанр неблагонадежным. Массовую популярность жанр уся приобрёл в Гонконге (Сянган) и на Тайване, где обосновалась антикоммунистическая консервативная политическая партия Гоминьдан. Самыми известными авторами, которых называли «тремя опорами треножника уся», были Цзинь Юн (1924–2018), Гу Лун (1938–1985) и Лян Юйшэн (1924–2009).
С развитием кинопроизводства жанр переместился преимущественно в область кинематографа. Первым фильмом с боевыми искусствами стало «Сожжение храма красного лотоса» (火烧红莲寺, 1928, режиссёр Чжан Шичуань). Позднее появились фильмы «Однорукий меченосец» (獨臂刀, 1967, режиссёр Чан Чэ) и «Волшебный клинок» (天涯明月刀, 1976, режиссёр Чор Юэнь. В качестве киножанра уся повторял черты своего литературного канона, воспроизводя детали и особенности исторического фэнтези.
Особенности фильмов
Фильмы уся обладают целым рядом отличительных черт. Сюжет часто разворачивается в мире Цзянху (江湖, буквально – реки и озёра) – своеобразной вселенной, в которой все конфликты решаются с помощью правды и боевых действий. Главный герой фильма, как правило, должен пройти через череду испытаний и с честью выстоять. В центре сюжета находится либо превращение главного героя в величайшего мастера боевых искусств, либо противостояние между благородным мастером боевых искусств и его сильным соперником. Часто в картине присутствуют обе составляющие, а в конце главный герой погибает.
Современные представители
Чжан Имоу (张艺谋, пиньинь Zhāng Yìmóu) (род. 1951), режиссёр, сценарист, актер, продюсер, оператор и художник. Родился в семье сторонников Гоминьдана. В годы «культурной революции» (1966–1976) был исключён из школы и отправлен в сельскохозяйственную коммуну. Стал наиболее значимым представителем жанра уся, а снятые им картины получили всемирное признание и награды. Фильмы «Герой» (英雄, «Hero», 2002), «Проклятие золотого цветка» (满城尽带黄金甲, «Curse of the Golden Flower», 2006) номинировались на премию «Оскар», а «Дом летающих кинжалов» (十面埋伏, «House of Flying Daggers», 2004) на «Оскар» и BAFTA.
Цуй Харк (徐克, пиньинь Хú Кè) (род. 1950), режиссёр, оператор, сценарист, продюсер. Родился в Китае, в школьные годы переехал в Гонконг, затем получил высшее образование в США и вернулся в Гонконг, чтобы начать карьеру в кинематографе. Относится к деятелям «Гонконгской новой волны» – плеяде гонконгских режиссёров, получивших образование за границей и совмещающих в своих фильмах китайские традиции и стилистику западных кинофильмов. Сам режиссёр называет себя поклонником жанра уся и в своих фильмах стремится передать китайский колорит. В 1991 и 1992 гг. Цуй Харк выпустил фильм «Однажды в Китае» (黃飛鴻) и его одноимённый сиквел (黃飛鴻之二男兒當自強) с Джетом Ли в главной роли. Обе картины повторяют типичные черты жанра уся.
Энг Ли (Ли Ань) (李安, пиньинь Lǐ Ān) (род. 1954), тайваньский режиссёр и продюсер. Окончив школу на Тайване, переехал в США для получения высшего образования. Хотя Энг Ли за свою карьеру снял множество фильмов в различных жанрах, его вклад в уся оценивается особенно высоко. В 2000 г. режиссёр представил фильм «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (臥虎藏龍, «Crouching Tiger, Hidden Dragon»), который стал самым кассовым неанглоязычным фильмом в американском прокате. Картина получила не только признание американских зрителей, но и удостоилась четырёх статуэток «Оскар» (2000). Фильм, действие которого происходит в эпоху Цин (1644–1912), повествует о легендарном мастере боевых искусств, который отправляется на поиски магического меча.
Влияние
Во многом предвосхитив фильмы о кун-фу, уся растерял популярность к концу 1960-х гг., когда ему на смену пришли фильмы, изобилующие сценами уличных драк с применением приёмов ушу и кун-фу. В 2000-х гг. вышло множество пародий на жанры уся и кун-фу, например, «Разборки в стиле кунг-фу» (功夫, «Kung Fu Hustle», 2004, режиссёр Стивен Чоу) и мультфильм «Кунг-фу панда» («Kung Fu Panda», 2008, режиссёр М. Осборн). Вышедший в 2010 г. фильм «Каратэ-пацан» («The Karate Kid», режиссёр Х. Зварт) хоть и отдаёт дань уважения кун-фу как жанру кинематографа и боевому стилю, своим сюжетом повторяет уся: главный герой усердно тренируется, чтобы одолеть соперника.
В конце 1990-х – начале 2000-х гг. также появились видеоигры в жанре уся. Сюжет вышедшей в 1997 г. «Dynasty Warriors» (япон. 真・三國無双) содержал элементы уся и строился на основе классического китайского романа 14 в. «Троецарствие» (三国演义). В игре «Jade Empire» (2005) игрок управлял монахом Духа и искал своего наставника, мастера Ли.