Молейто (вид комедии)
Молейто́ (кантон. 冇厘頭, ютпхин mo⁵lei⁴tau⁴, кит. 冇厘头, пиньинь mǎolítóu, буквально – «бессмыслица»), зародившаяся в кино Гонконга разновидность комедии абсурда на стыке слэпстика, неожиданных нелогичных гэгов и вербальных шуток, построенных на игре слов и каламбурах.
Истоки направления возводят к фигуре гонконгского актёра, режиссёра и сценариста Майкла Хуэя, который в начале 1970-х гг. экспериментировал с комедийным жанром сначала в своем телешоу «Шоу братьев Хуэй» («The Hui Brothers Show», 1971–1972) на канале TVB, а затем и в режиссёрских проектах «Игры игроков» («Games Gamblers Play», 1974), «Последнее послание» («The Last Message», 1975) и «Частные детективы» («Private Eyes», 1976), где сам играл главные роли вместе с братьями Сэмом и Рики. Хорошо образованный и выросший на голливудском кино, Хуэй привнёс в традиционный китайский юмор западную интеллигентную иронию и абсурд, а его манера говорить – чуть сбивчиво, словно заикаясь, – в сочетании с кантонским диалектом дала дополнительный комический эффект и вдохновила многих гонконгских комиков. В развитие молейто в начале 1980-х гг. внесли вклад тайваньские кинематографисты, в частности Кевин Чу. Элементы этого жанра присутствуют в его приключенческих экшен-комедиях «Розовые коммандос» («Pink Force Commando», 1982), «Коммандо золотой королевы» («Golden Queen’s Commando», 1982) и «Отряд фантастического назначения» («Fantasy Mission Force», 1983).
В самостоятельное направление юмора молейто полноценно сложилось на рубеже 1980–1990-х гг., в период взлёта популярности гонконгского комика Стивен Чоу, который вместе с режиссёрами и сценаристами Вонгом Цзином, Джеффри Лау и Ли Лик-Чи довёл до предела подачу такого юмора и ещё шире раздвинул границы допустимого абсурда, добавив в комедийный арсенал анахронизмы (например, современные гаджеты в декорации исторических комедий). В то время как герои Майкла Хуэя действовали в реальном мире, Чоу нередко жертвовал правдоподобием, приближаясь по степени условности к мультфильму, если это позволяло создать смешную ситуацию.
Одним из самых популярных направлений в комедии Гонконга молейто сделали такие фильмы, как «Победитель забирает всё» («All for the Winner», 1990, режиссёры Джеффри Лау и Кори Юэнь), «Легенда о драконе» («Legend of the Dragon», 1991, режиссёры Дэнни Ли и Ли Лик-Чи), «Пробейся назад в школу» («Fight Back to School», 1991, режиссёр Гордон Чан), «Всё хорошо, что хорошо кончается» («All’s Well Ends Well», 1992, режиссёр Клифтон Ко), «Флиртующий учёный» («Flirting Scholar», 1993, режиссёр Ли Лик-Чи), «Из Пекина с любовью» («From Beijing With Love», 1994, режиссёры Стивен Чоу и Ли Лик-Чи), дилогия «Китайская одиссея» («A Chinese Odyssey», 1995, режиссёр Джеффри Лау) и «Бог кулинарии» («God of Cookery», 1996, режиссёры Стивен Чоу и Ли Лик-Чи). Более поздние фильмы Чоу «Убойный футбол» («Shaolin Soccer», 2001) и «Разборки в стиле кунг-фу» («Kung Fu Hustle», 2004) познакомили с молейто западного зрителя – оба фильма стали хитами международного проката.
Практически все хиты молейто, созданные Стивеном Чоу в 1990-х гг., вызывали волну подражаний – возникли фильмы с похожим сюжетом, в которых другие гонконгские комики пытались шутить в том же стиле, однако успеха Чоу не смог повторить ни один из них. В конце 2000-х гг. Чоу ушёл из актёрства в режиссуру, и в его отсутствие популярность молейто пошла на спад. В конце 2010-х гг. с развитием в Китае онлайн-кинотеатров молейто вновь начало входить в моду – стали появляться молодые комики, работающие в этом направлении, а некоторые классические фильмы Чоу получили ремейки и сиквелы. Так, молейто-комик Чжан Хао сыграл главную роль в собственной комедии «Снова пробейся назад в школу» («New Fight Back to School», 2021), а Бенни Чан сыграл во «Флиртующем учёном из будущего» («Flirting Scholar from the Future», 2019, режиссёр Аман Чан).