Бриан Мария Исааковна
Бриа́н Мари́я Исаа́ковна (урождённая Шмаргонер) [23.8(4.9).1886, Екатеринослав Екатеринославской губернии, Российская империя, ныне Днепр Днепропетровской области, Украина – 22.5.1965, Ленинград, ныне Санкт-Петербург; похоронена на Красненьком кладбище], российская певица (сопрано), педагог, заслуженная артистка РСФСР (1938).
Обучалась в Екатеринославской женской гимназии (1894–1902), на юридическом факультете в Сорбонне, слушала лекции в Русской высшей школе общественных наук (Париж, 1903–1906). В Париже училась пению у Р. Лаборд (до 1907, в некоторых источниках до 1909). Окончила Санкт-Петербургскую консерваторию (класс пения А. Г. Жеребцовой-Андреевой, 1909–1912, малая золотая медаль).
Солистка Народного дома императора Николая II в Санкт-Петербурге (1909–1912), петербургского Театра музыкальной драмы (1912–1919), Государственного академического театра оперы и балета (1919–1921), Государственного Большого оперного театра Народного дома (Петроград, 1921–1923, в некоторых источниках до 1925). Среди лучших партий: Иоланта и Татьяна («Иоланта» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Марфа («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Ксения («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе), Елена («Королева мая» К. В. Глюка), Антония («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Эвника («Quo Vadis?» Ж. Нугеса), Мелизанда («Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси, 1-е исполнение в России, Театр музыкальной драмы, 1915).
В числе других партий: Тамара («Демон» А. Г. Рубинштейна), Маша («Дубровский» Э. Ф. Направника), Лиза («Пиковая дама» Чайковского), Эвридика («Орфей и Эвридика» Глюка), Маргарита («Фауст» Ш. Гуно), Мими («Богема» Дж. Пуччини), Шарлотта («Вертер» Ж. Массне), Миньон (одноимённая опера А. Тома), Недда («Паяцы» Р. Леонкавалло), Сантуцца («Сельская честь» П. Масканьи), Паж Урбан («Гугеноты» Дж. Мейербера), Ева («Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера). 1-я исполнительница партий в операх «Беатриса» А. А. Давидова (заглавная партия, 1912, Павловск, концертное исполнение; 1914, Театр музыкальной драмы, сценическая премьера) и «Небеса пылают» М. А. Мильнера (Бас-Шева, 1923, Большой драматический театр, Петроград). Выступала также в опереттах «Корневильские колокола» Р. Планкетта, «Прекрасная Елена» и «Птички певчие» Ж. Оффенбаха, «Гейша» С. Джонса.
В 1913–1914 гг. М. И. Бриан принимала участие в Русских сезонах С. П. Дягилева в Париже и Лондоне, где спела партии в операх «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского (Ксения и Эмма), «Майская ночь» и «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова (Панночка и Ольга), «Соловей» И. Ф. Стравинского (Кухарочка), «Князь Игорь» А. П. Бородина (Половецкая девушка), «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (Голос Золотого петушка).
Обладала сильным и ровным во всех регистрах голосом мягкого тембра, в совершенстве владела мастерством филировки звука. По воспоминаниям С. Ю. Левика, «в самом голосе Бриан были заложены неисчерпаемое тепло и какая-то необычайная интимная лиричность» (Левик. 1970. С. 46). Её интерпретации оперных образов тяготели к камерности. «Взрывы страсти, мелодраматизм, героика были чужды её певческой натуре и её... сугубо лирическому голосу... Мечтательность, задумчивость были лучшими подругами её певческого духа. <...> В силу всех этих особенностей Бриан в ТМД (Театре музыкальной драмы. – М. Н.) не имела соперниц в ролях Татьяны, Ксении, Микаэлы, Иоланты, Антонии, сестры Беатрисы... В первых картинах "Онегина" она по своей мечтательности и глубоко пушкинской мягкости образа русской девушки была ближе всех других Татьян к идеалу Чайковского» (Левик. 1962. С. 630). О своей работе над партией Татьяны певица оставила подробные воспоминания (Бриан. 1940).
Бриан выступала в камерных (в 1912–1941) и симфонических концертах Ленинградской и Московской филармоний. Её камерный репертуар отличался тематическим разнообразием, включал произведения западноевропейских композиторов 19–20 вв., старинные русские романсы, песни и романсы М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского и др. Исполняла новые произведения русских композиторов на камерных вечерах, организуемых редакцией журнала «Музыкальный современник». Многие концертные программы она составляла, пользуясь советами своих постоянных партнёров-ансамблистов – А. К. Глазунова, высоко ценившего искусство певицы, и М. А. Бихтера. Также выступала в ансамбле с М. В. Юдиной, С. О. Давыдовой (женой А. М. Давыдова). В симфонических концертах пела под управлением А. К. Глазунова, А. Т. Гречанинова, А. И. Зилоти, С. А. Кусевицкого, Н. А. Малько, С. А. Самосуда, К. С. Сараджева, Г. Фительберга, М. О. Штейнберга и др. Гастролировала в Германии (симфонические и камерные концерты в Берлине, Висбадене, Лейпциге, Мюнхене в 1923 и 1925) и Латвии (Латвийская национальная опера, 1923).
В камерном репертуаре М. И. Бриан «неизменно достигала чистоты и глубокого понимания стиля, – вспоминала певица З. И. Емельянова. – В отличие от исполнения оперных партий, Бриан сознательно отказывалась в камерной музыке от всех внешних средств выразительности и заботилась об органическом единстве слова с вокальной линией. Ей были чужды дешёвые приёмы, нарочитые эффекты. <...> Точность, упругость вокальной формы давали ей возможность заставить слушателей воспринимать исполняемые ею романсы с таким же напряжением и интересом, как и оперные арии» (Емельянова. 2002. С. 234).
Записала на грампластинки романс Н. А. Римского-Корсакова «О, если б ты могла» (Петербург, «Граммофон», 1913) и романс Нины из музыки А. К. Глазунова к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» (Москва, «Музтрест», 1930; Ленинград, «Ленмузтрест», 1938).
Вела педагогическую деятельность (преподавала сольное и камерное пение). Преподаватель рабфака (1930–1936), профессор вокального факультета (1920–1950), заведующая кафедрой сольного пения (1938–1939, 1947–1950), руководитель класса сольного пения (1948–1950) Ленинградской консерватории, член художественного совета Оперной студии (с 1938). Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. находилась с консерваторией в эвакуации в Ташкенте (1941–1944), где вела обширную творческую и общественную работу. Среди её учеников: Т. В. Богданова, М. Т. Бровченко, З. И. Емельянова, А. Ф. Маньковская, Л. В. Мясникова, В. М. Соколова, И. П. Тимонова-Левандо, М. О. Узинг, И. Д. Ярошевская.
Педагогический метод М. И. Бриан основывался «на изучении мышечной системы голосового аппарата и умении пользоваться им, на рёберно-диафрагмальном принципе дыхания как основе постановки голоса». В процессе подготовки оперной партии или камерного произведения её главным требованием было «органическое единство слова, мысли, музыки. ...Даже сам метод постановки голоса должен был, по мнению Бриан, исходить от слова, от его правильного выпевания, от его выразительности, от его смысла. Отрыв работы режиссёра от работы дирижёра, сцены от музыки означали для Бриан провал спектакля...» (Емельянова. 2002. С. 236).