Бизнес-инжиниринг
Би́знес-инжини́ринг (англ. business-engineering), одно из направлений стратегического управления конкурентоспособностью компании, включающее систему технологий – разработку и моделирование, планирование и проектирование, реорганизацию и оптимизацию, совершенствование и адаптацию бизнес-процессов предприятия, применение которых становится необходимым в результате его деятельности в агрессивной рыночной среде (см. также статьи Внешняя среда организации, Макросреда, Микросреда).
Бизнес-инжиниринг всегда творческий процесс, требующий высокого уровня развития у сотрудников предприятия креативного, стратегического, абстрактного и системного мышления, способности осуществлять взаимоувязку различных идей и концепций в целях создания нового управленческого решения.
Для бизнес-инжиниринга характерно привлечение новых идей и решений, в результате чего формируются массивы нематериальных активов, которые можно капитализировать. Ценность бизнес-инжиниринга в том, что все аспекты бизнес-проекта оказывают конкретное влияние на успех, измеряемое в виде оригинальных, новаторских управленческих нововведений.
Бизнес-инжиниринг, как процесс разработки стратегических управленческих решений, ориентирован не на усовершенствование существующих методов ведения бизнеса, а на новые технические, социальные, экономические, организационные и другие аспекты управления, обусловливающие укрепление конкурентоспособности компании, повышение лидерских качеств сотрудников и улучшение экономических показателей.
К инструментам бизнес-инжиниринга относятся бизнес-проектирование, бизнес-планирование, разработка бизнес-моделей, стратегических планов, стратегических карт и др.
При разработке стратегических управленческих решений развития и повышения конкурентоспособности бизнес-инжиниринг акцентирует внимание на разработке уникальных торговых предложений, чтобы таким образом привлечь максимально возможное число стейкхолдеров из различных целевых групп потребителей. Для этого в процессе бизнес-инжиниринговой деятельности предприятия менеджеры получают ответы на вопросы о том, в чём состоит интерес, польза и выгода каждой целевой группы стейкхолдеров. Ответы на эти вопросы позволяют бизнес-инжинирингу дифференцировать миссию компании с учётом каждой целевой аудитории потребителей.
На современном этапе экономического развития бизнес-инжиниринг делает акцент на работе с местными сообществами в социальных сетях, с блогерами; внедряет современные дистанционные коммуникационные технологии продвижения товара, выпускаемого предприятием. Это положительно сказывается на рейтингах предприятия и, прежде всего, на повышении его конкурентоспособности даже при наличии товаров, схожих по цене, качеству и другим показателям с товарами конкурентов.
Миссию компании бизнес-инжиниринг трансформирует в дерево стратегических целей. Миссия и стратегические цели в процессе бизнес-инжиниринга формируют инвестиционную привлекательность компании, которая, имея уникальные компетенции, становится лидером на рынке своих бизнес-интересов.
Бизнес-инжиниринг разрабатывает системные, уникальные торговые предложения по производимой предприятием продукции, дифференцированной в соответствии с необходимыми для каждой целевой аудитории стейкхолдеров позициями – польза, удовлетворяемый интерес и получаемая ими выгода.
Бизнес-инжиниринг тесно взаимосвязан с реинжинирингом бизнес-процессов, который, в свою очередь, является его необходимой составной частью. Реинжиниринг преследует стратегическую цель действовать на опережение.
Бизнес-реинжиниринг отличается от бизнес-инжиниринга тем, что бизнес-реинжиниринг – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в решающих, актуальных показателях деятельности компании, таких как стоимость, качество, сервис.
Бизнес-реинжиниринг является важнейшим инструментом стратегического управления и неотъемлемой составной частью бизнес-инжиниринга.