Развод (в семейных отношениях)
Разво́д, юридически оформленное расторжение официального брака. Законодательство, регулирующее брачные отношения и развод в том числе, значительно отличается во всех странах мира, отражая различные правовые и культурные традиции. В большинстве стран развод требует санкции органа власти, например судебного решения, регламентирующего распределение имущества, опеку над детьми, выплату алиментов и прочие отношения между бывшими супругами. Расторжение брака может предполагать некоторым основанием вину одной из сторон, но может быть осуществлено и без вины. Либерализация и легализация разводов стали массовыми феноменами в 20 в. Развод принципиально отличается от признания брака недействительным.
История
Упоминания фактов расторжения брака встречаются с древнейших времён. Законы Древнего Египта разрешали разводы, но муж обязан был вернуть жене приданое. В городах-государствах Древней Греции женщины имели право на развод и повторный брак, расторжение браков было довольно распространено. Древний Рим имел три формы заключения брака (брак с мужней властью; брак, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельной; конкубинат), но развод был возможен даже в «нерасторжимом» союзе, который был освящён главным жрецом. Император Карин, правивший в 3 в. н. э., женился и разводился 9 раз. С началом новой эры в Европе развестись стало заметно труднее: если в Ветхом Завете оговаривался развод по причине прелюбодеяния жены, а также существовал развод по взаимному согласию, то первые христиане практически их запретили. Корпус гражданского права Юстиниана, лёгший в основу будущего европейского законодательства, разрешал расторжение брака только в случае пленения одного из супругов или его неспособности к супружеской жизни. (Матье. 1954; Васильев. 2001; Женщина в античном мире … 1995).
Католическая церковь не разрешает разводы и поныне, но допускает процедуру признания брака недействительным, что делает возможным повторные браки. С началом Реформации развод стал легитимной формой прекращения брака, М. Лютер допускал развод в случае прелюбодеяния и повторный брак для «невиновной» стороны. В восточном христианстве развод также был затруднён. До 18 в. на Руси были распространены невенчанные браки, однако для развода также нужны были причины, и все они были связаны с виной жены. Допускался развод по причине ухода одного из супругов в монастырь.
В исламском мире существует несколько видов развода. «Талак» – развод по инициативе мужа, причины и согласие жены для него не требуется, как и санкции суда. «Хула» («хул’») – развод по инициативе жены через суд по допустимым причинам (неспособность или отказ мужа содержать жену или выполнять супружеские обязанности). Если нет причины для расторжения брака, жена должна выплатить мужу компенсацию. «Лиан» – развод по причине обвинения мужем жены в измене даже при отсутствии свидетелей (Барковская. 2006).
Социология развода
Упрощение процедуры развода в 20 в. привело к тому, что развод приобрёл массовый характер, особенно в европейских странах и США. Появление развода «без вины» – расторжения брака, которое не требует легитимных причин, – становится поворотным моментом в культуре брачных отношений.
Социальные исследования развода начинаются в конце 19 – 1-й трети 20 вв., что совпадает с началом активного роста разводимости в европейских странах, США, в России после революции 1917 г. Одними из первых концептуализацию развода предложили К. Маркс и Ф. Энгельс. Они различали буржуазный брак-сделку, который устраивают родители для своих детей на основании экономической выгоды, и брак, основанный на романтической любви. По их мнению, нет необходимости поддерживать первый тип брака, он должен «отмереть» вместе с капиталистическими отношениями, семейным воспитанием и зависимостью жён от мужей – всем тем, что удерживает его от распада. Второй тип брака распадается с утратой любви, объединяющей супругов, и государство может только зафиксировать юридически фактический распад брака (Маркс. 1955. С. 161).
В начале 20 в. П. А. Сорокин предложил концепцию кризиса семьи, главная идея которой состояла в том, что институт семьи испытывал негативное влияние других институтов или социальных тенденций, что приводило к его дестабилизации. Это снижение числа детей в браке, эмансипация женщин, падение авторитета церкви (возникновение т. н. гражданского брака в отличие от церковного), и тот факт, что «государство мало-помалу отнимает у семьи её воспитательные, учительские и опекунские функции и берёт их в свои руки» (Сорокин. 1916. Стб. 162).
Идея перехвата функций семьи другими институтами как базовая причина разводов прослеживается в работах современного американского фамилиста Аллана Карлсона и российских исследователей семьи и брака (Карлсон. 2003; Антонов. 2005; Борисов. 1996). В 1950-х гг. развивается функционалистская теория Т. Парсонса. Высокий уровень разводов в середине 20 в. интерпретируется им как ответ на экономические изменения, среди которых главное место занимает массовый выход женщин на работу. Появляется новый тип семейной структуры, в которой большую ценность имеют эмоциональные отношения супругов, снижается число рождений детей, ослабевают связи с расширенной семьёй (Family, socialization ... 1956).
Современные исследования расторжения брака в большей степени сосредоточены на процессе развода, его влиянии на детей и их психологическое благополучие, а также последующее брачное поведение супругов. Учёные исходят из того, что развод – это не отдельное событие жизни, а длительный процесс. Браки, заканчивающиеся разводом, проходят через эмоциональное отчуждение, которое начинается задолго до официального разрыва. В связи с этим актуальны исследования нарративов о браке и разводе, представляющие собой анализ устных историй супругов о добрачном периоде, свадьбе, первых годах супружеской жизни, трудных ситуациях и счастливых моментах. Супругам свойственны «ошибки восприятия» событий в браке, и анализ этих «ошибок» помогает прогнозировать развитие отношений в паре: укрепление брака или развод. Если супруги в своих интервью акцентируют внимание на негативных ситуациях и качествах партнёра, проявляют критичность и разочарованность браком, это даёт возможность прогнозировать развод в течение ближайших лет (Predicting marital stability ... 2000).
То, как воспринимается процесс развода, оказывает влияние также на постразводное поведение (postdivorce) – брачное поведение после расторжения брака, которое чаще всего находится между двумя полюсами: развод как травма и развод как освобождение (Whiteside. 1982). Так, переживание сильной травмы может надолго отсрочить вступление в новые партнёрские отношения, в то же время новый брак часто используется как компенсация утраты партнёра. Восприятие развода как освобождения от неудовлетворительных брачных отношений способствует более быстрой адаптации к новому брачному статусу, удовлетворённости жизнью, большему психологическому благополучию.
Влияние развода родителей на детей представляет собой отдельную социальную проблему, которой занимаются психологические и социальные службы. Развод родителей входит в число факторов, которые влияют на способность к адаптации, школьную успеваемость, самооценку, эмоциональное благополучие, состояние здоровья (Amato. 2000).
Статистика
Согласно статистическим данным, мужчины чаще и быстрее компенсируют распавшийся брак новым союзом (Российский статистический ежегодник. 2012). На это оказывают влияние социально-демографические характеристики. Для женщин увеличение возраста снижает вероятность вступления в повторный брак. В странах Западной Европы и США женщины до 30 лет в 3,5 раза чаще создают новый союз по сравнению с женщинами старше 35 лет и в 2 раза чаще по сравнению с женщинами в возрасте от 30 до 34 лет (Meggiolaro. 2008. P. 1924). Наличие детей в распавшемся браке также снижает вероятность повторного союза: поскольку в большинстве случаев дети остаются проживать с матерью, в большей степени это влияет именно на них. Женщины с детьми чаще стремятся вступить в новый союз, и чем старше дети, тем выше вероятность повторного брака. Высокий уровень образования, финансовое благополучие снижают заинтересованность женщин в новом браке (Dickert-Conlin. 2004. P. 22–23). Развод в первом браке влияет на стабильность последующих союзов: исследования показывают, что вторые и последующие браки распадаются чаще первых (Amato. 2000).
Для анализа динамики разводов рассчитывают коэффициенты разводимости: общий, частные и специальные. Наиболее часто используется общий коэффициент разводимости, который измеряется в промилле (‰). Он рассчитывается путём деления абсолютного числа зарегистрированных разводов на среднегодовую численность населения и умножения результата на 1000. Так, по данным статистики, в России в 2019 г. общий коэффициент разводимости равен 4,2 ‰, что является одним из самых высоких показателей в мире. В странах бывшего СССР (Белоруссия, Украина, Литва) – около 3,1 ‰, в Молдавии – 4,0 ‰. В США коэффициент разводов также стабильно высок – 3,2 ‰, в странах Западной Европы – около 2,0–1,9 ‰. Низкие показатели разводов в Ирландии – 0,7 ‰, в Боснии и Герцеговине – 0,5 ‰, в Японии – 1,7 ‰. (People > Marriage, divorce and children ...; World Divorce Statistics; Федеральная служба государственной статистики).