Запорожец Капитон Денисович
Запоро́жец Капито́н Дени́сович (настоящая фамилия Кононов) [7(19).3.1882, Москва – 1.8.1940, Париж; похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа], российский певец (бас-профундо).
В юности работал кузнецом. Обучался пению у С. Я. Лапинского, пел в Русском хоре А. З. Ивановой в московском ресторане «Яр».
В 1908–1911 и 1914 – начале 1920-х гг. выступал в Опере С. И. Зимина. Исполнял здесь в том числе партии Полкана («Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, 1-я постановка), Погнера («Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера, 1-е исполнение в России; обе – 1909), Битеральфа («Тангейзер» Вагнера), Оровезо («Норма» В. Беллини), Головы («Майская ночь» Римского-Корсакова), Озии и Ильи («Юдифь» и «Вражья сила» А. Н. Серова), Глаха («Измена» М. М. Ипполитова-Иванова, 1-я постановка, 1910), Отца Лорана («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно; среди партнёров – Дж. Ансельми, 1910, Л. В. Собинов, 1916), Спарафучиле («Риголетто» Дж. Верди), Ивана Хованского («Хованщина» М. П. Мусоргского), Ивана Сусанина («Жизнь за царя» М. И. Глинки), Неизвестного («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), Кардинала («Жидовка» Ф. Галеви), Фельдшера Курятина («Хирургия» М. А. Остроглазова, 1-я постановка, 1915), Кончака («Князь Игорь» А. П. Бородина), Марселя («Гугеноты» Дж. Мейербера), Страфокамилла V («Вампука» В. Г. Эренберга), Голоса рока и Маммона («Сын Земли» А. И. Канкаровича, 1-я постановка, 1916).
В 1911–1914 гг. солист московского Большого театра. Среди исполненных здесь партий: Коллен («Богема» Дж. Пуччини), Спарафучиле («Риголетто» Верди, партнёры – Собинов, А. В. Нежданова, Г. А. Бакланов), Гудал («Демон» А. Г. Рубинштейна), Дед Мороз и Варяжский гость («Снегурочка» и «Садко» Римского-Корсакова), Хундинг и Фафнер («Валькирия» и «Золото Рейна» Вагнера), Иван Хованский («Хованщина» Мусоргского, в партии Досифея – Ф. И. Шаляпин), Отец Лоран («Ромео и Джульетта» Гуно).
Участвовал в Русских сезонах С. П. Дягилева в Париже, где выступал в партиях Кончака («Князь Игорь» Бородина), Светозара («Руслан и Людмила» Глинки, 1-е действие), Асфанеза («Юдифь» Серова, 3-е действие; все – 1909), Морского царя («Садко» Римского-Корсакова, 6-я картина, 1911), Пимена и Ивана Хованского («Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского), Вяземского («Псковитянка» Римского-Корсакова; все – 1913). В 1911 г. гастролировал в Риме, Лондоне, Париже (с Н. О. Степановой-Шевченко), в 1913 г. – по странам Европы и Америки.
В начале 1920-х гг. эмигрировал. Пел в антрепризе А. А. Церетели (театр «Лисео», 1920-е гг.), в Русской опере в Париже (с 1929); среди партий – Князь Юрий Всеволодович («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова). Гастролировал по Болгарии (1921), в Вене (1922), Монте-Карло (1925), Берлине и Лейпциге (1928), Лондоне (1930-е гг.).
Выступал в концертах, исполнял оперные арии, романсы и песни (1-й исполнитель романса С. Н. Василенко «Новолуние», 1909). В 1913 г. пел в «Страстях по Матфею» И. С. Баха (под управлением Ипполитова-Иванова, Большой зал Московской консерватории). В Париже выступал в составе мужского вокального квартета «Китеж» (вместе с Н. И. Ногачевским, Н. Трефильевым, Н. А. Кириченко).
Обладал сильным голосом мягкого звучания. Протоиерей Борис Старк вспоминал о Запорожце: «Известный оперный артист, обладатель феноменального баса с необычайно широким диапазоном, он шел от самых высоких нот и спускался в глубокую октаву. В различных антрепризах русской оперы он всегда принимал деятельное участие, неся самые ответственные партии. Он был человеком не только религиозным, но и глубоко церковным. Частенько в будний день, когда роль псаломщика и певца исполняет регент митрополичьего хора Н. П. Афонский, с каким-нибудь любителем, Капитон Запорожец подходит к клиросу и присоединяется к пению. Постепенно он своим густым и мощным голосом начинает выделывать всевозможные вариации на фоне голоса Афонского. Я называл это благочестивым хулиганством... Октава у него была изумительная. <…> Эти импровизации Запорожца были очень красивыми и музыкальными, но, конечно, отвлекали от службы. <…> Запорожец умер во время оккупации, долго проболев» (Старк. 1994. С. 640–641).
Записывался на грампластинки («Граммофон», 1905; «Метрополь», 1912; «Одеон», 1912; «Сирена», 1911; «Пате», 1911–1912; «Колумбия», 1927). Среди записей: арии Руслана и Сусанина («Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя» Глинки), ария Неизвестного («Аскольдова могила» Верстовского), ария Мельника («Русалка» А. С. Даргомыжского), песня Варяжского гостя («Садко» Римского-Корсакова), ария Гремина и песенка Томского («Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского), Воинственная песнь Олоферна («Юдифь» Серова), ария Дона Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), хорал и ария Марселя, воззвание Бертрама («Гугеноты», «Роберт-дьявол» Мейербера), куплеты Мефистофеля и заклинание цветов, куплеты Вулкана («Фауст», «Филемон и Бавкида» Гуно), романсы и песни Мусоргского («Песня о блохе»), Рубинштейна («Узник»), А. Т. Гречанинова («Узник»), Ю. И. Блейхмана («Курган», «Уста мои молчат»), Ф. Ф. Кёнемана («Как король шёл на войну»), В. И. Вердеревского («Ой, честь-ли то молодцу лён прясти»), К. Тидемана («Ой, вы гусли»), А. А. Эрарского («Ах, не мне молодцу»), немецкая народная песня «Пьяница», дуэты с С. П. Садовниковым («Не шуми ты, рожь» А. Л. Гурилёва, «Ночи безумные» А. А. Спиро, цыганский романс «Белой акации», русские народные песни «То не ветер ветку клонит», «Во субботу, день ненастный»).