Богоявленская Диана Борисовна
Богоявле́нская Диа́на Бори́совна (урождённая Туровская) (род. 27.7.1932, Москва), российский психолог и педагог, специалист в области психологии мышления и способностей, диагностики интеллекта и одарённости, развития личности и творчества; доктор психологических наук, профессор, почётный академик Российской академии образования (РАО), председатель Московского регионального отделения Российского психологического общества (РПО), вице-президент РПО (2007–2012), заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования. Руководитель Центра междисциплинарных исследований творчества и одарённости Психологического института РАО.
Воспитывалась в семье отставного офицера (работавшего в дирекции предприятия) и преподавательницы музыки. После окончания средней школы Д. Б. Туровская поступила на философский факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, который окончила в 1958 г. по двум специальностям – философия и психология. Её наставником в изучении психологии мышления был С. Л. Рубинштейн, руководивший её курсовыми работами. Из-за увольнения Рубинштейна из МГУ в 1958 г. руководителем дипломной работы стал заведующий кафедрой психологии А. Н. Леонтьев (что благоприятно сказалось на её карьере), а Рубинштейн при защите диплома выступил в качестве рецензента. С 1965 г. обучалась в аспирантуре Института психологии Академии педагогических наук РСФСР (ныне ПИ РАО); после окончания аспирантуры работала в этом институте младшим (с 1968), старшим (с 1972), ведущим (с 1990), главным (с 1994) научным сотрудником, занималась исследованием процессов мышления и разработкой средств диагностики интеллекта и развития творческих способностей. Выдвинув положение о важной роли интеллектуальной инициативности в процессах мышления, она стандартизировала авторскую методику изучения интеллекта на материале «сказочных шахмат», игра в которые происходила на цилиндрическом поле. Полученные результаты составили содержание кандидатской диссертации «Метод исследования интеллектуальной активности», защищённой в 1971 г. в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР (НИИОПП, ныне ПИ РАО) под руководством специалиста по психологии эвристического мышления В. Н. Пушкина, который также был учеником С. Л. Рубинштейна.
В дальнейшем разработала метод изучения продуктивного мышления «Креативное поле». В исследованиях Богоявленской была показана ключевая роль интеллектуальной инициативы в творческом разрешении проблемных ситуаций. Теоретическое обоснование метода «Креативное поле» через соотнесение с классической и современной психологией продуктивного мышления, а также его экспериментальная верификация и психолого-педагогическая реализация были представлены в докторской диссертации «Психологические основы интеллектуальной активности», защищённой в НИИОПП в 1988 г. Дальнейшая работа Богоявленской связана с исследованием механизмов инсайта и интуиции как в экспериментальных проблемных ситуациях, так и на материале научного творчества, которое изучается ею в традициях научных школ С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева, Б. М. Кедрова, Я. А. Пономарёва, В. Н. Пушкина, А. М. Матюшкина, М. Г. Ярошевского. На основе этого синтеза на рубеже веков Богоявленская организовала ассимиляцию зарубежных концепций одарённости, способностей и методик их диагностики и развития, что способствовало повышению экспериментальной культуры российских психологов в изучении интеллекта и творчества. В 1990 г. Богоявленская организовала в РПО секцию диагностики творческих способностей и в НИИ ОПП лабораторию психодиагностики творчества (позднее преобразованную в Центр междисциплинарных исследований творчества и одарённости). В связи с принятием в конце 1990-х гг. Президентской программы «Одарённые дети» Богоявленская применила диагностико-развивающий потенциал своего метода для прикладного изучения проблем одарённости в школьном образовании. На этой основе коллективом учёных под её руководством была разработана «Рабочая концепция одарённости», вокруг которой сложилось научно-общественное движение энтузиастов-психологов и педагогов-новаторов с целью отбора, диагностики, идентификации и развития одарённых детей в контексте модернизации современного непрерывного профессионального образования.
С 1992 г. Богоявленская в качестве почётного профессора МГУ имени М. В. Ломоносова преподаёт спецкурсы по проблемам философии, психологии, педагогики творчества, регулярно публикует работы по этим темам в ведущих научных журналах («Вопросы философии», «Вопросы психологии», «Вестник МГУ», «Психологический журнал», «Российский психологический журнал», «Культурно-историческая психология» и др.). При этом она изучает вопросы истории психологии и разрабатывает методологические проблемы философско-психологического познания, организует внедрение его результатов в образовательную практику современного общества. В 21 в. под её руководством регулярно проводятся научные конференции по проблемам творчества и одарённости, а также в связи с юбилеями Московского психологического общества.
Председатель Московского отделения Общества психологов СССР (1989–1993), затем Московского регионального отделения РПО (1994–2017), вице-президент РПО (2007–2012). Почётный академик РАО, многократный победитель научного конкурса РПО «Золотая психея». Заслуженный деятель науки РФ (2003). Награждена Серебряной медалью ВДНХ (1992), медалью «Отличник просвещения» (1991), медалью РАО имени К. Д. Ушинского (1998). Лауреат премии Президента РФ в области образования за 1998 г. (1999).