Уайтхед Алфред Норт
Уа́йтхед А́лфред Норт (Alfred North Whitehead) (15.2.1861, Рамсгит, графство Кент – 30.12.1947, Кембридж, штат Массачусетс, США), английский математик, логик и философ, создатель организмической системы метафизики. Родился в семье англиканского священника. Окончил Кембриджский университет (1884), где затем преподавал математику; среди его учеников – Б. Рассел и Дж. М. Кейнс. С 1911 г. преподавал прикладную математику и механику в Лондонском университете, профессор с 1914 г. В 1924–1937 гг. профессор Гарвардского университета (США).
Среди логико-математических сочинений Уайтхеда главное место занимает написанный совместно с Б. Расселом фундаментальный труд «Рrinсiрiа mathematica» (vol. 1–3, 1910–13; рус. пер. 2005–06), определивший всё дальнейшее развитие математической логики в 20 в. В работах по философии науки «Принципы познания природы» («An enquiry concerning the principles of natural knowledge», 1919) и «Понятие природы» («The Concept of nature», 1920) Уайтхед подверг критике «ошибку удвоения природы» на опытную и каузальную: естественная наука должна быть не спекуляцией о каузальных источниках опыта, а объяснением его содержания, абстрактные же объекты следует определять в терминах наблюдаемых чувственных данных. В работе «Принцип относительности» («The principle of relativity», 1922) Уайтхед считал необходимой ревизию философского языка в связи с новой ситуацией в физике; объекты должны рассматриваться не как единичные события, а как модификации всех событий в потоке, в котором они находятся.
Переезд в США был связан с возросшим интересом Уайтхеда к метафизически-космологической проблематике и замыслом философской системы, которая давала бы синтез знания 20 в. и снимала традиционные противопоставления человека и мира, природы и общества, науки, философии и религии. Уайтхед обратился к изучению новых для него областей – биологии, психологии, искусства, литературы, политических теорий, теологии и религии («Religion in the making» – «Религия в созидании», 1926; «Adventures of ideas» – «Приключения идей», 1933, рус. пер. 2009; «Modes of thought» – «Модусы мысли», 1938). В главном труде – «Процесс и реальность. Очерк космологии» («Process and reality. An essay in cosmology», 1929) – Уайтхед противопоставил «ньютоновской» механистической картине мира организмическое понимание бытия как непрерывного становления, в процессе которого происходит интеграция бесчисленных реальностей, существующих во Вселенной, с Богом. Отвергнув при этом традиционное христианское представление о Боге, Уайтхед ввёл в космологическую метафизику понятие Бога как изначального источника потенциальной новизны во Вселенной и соучастника творческой эволюции мира, телеологического процесса его совершенствования: Бог, по Уайтхеду, «не создаёт мир, он спасает его, или, более точно, он – поэт мира, мягко и терпеливо руководящий им в соответствии со своим видением истины, красоты и блага». В многообразии различных аспектов опыта Уайтхед выделил в качестве основных его компонентов «актуальные события» – индивидуальные факты жизни, пронизанные «чувством» и находящиеся в процессе саморазвития (в этом Уайтхед сравнивал свою концепцию с монадологией Г. В. Лейбница), и идеальные «вечные объекты» (аналоги платоновских идей) – активные потенции, сращение которых («конкресценция») с «актуальными событиями» придаёт последним качественную специфику. В конкресценции присутствуют также целеполагание и свободный выбор.
Прогресс в развитии цивилизации Уайтхед ставил в зависимость от того, в какой мере люди будут подключаться к «приключению идей» и оценивать проблемы настоящего в свете вызревающей новизны. Этическую цель своей «философии организма» Уайтхед видел в том, чтобы помочь людям обрести цельность жизни, участвуя в её творчестве. В книге «Цели образования и другие очерки» («The Aims of education and other essays», 1929) Уайтхед, перекликаясь с Дж. Дьюи, главным в обучении считал не пассивное усвоение устоявшихся истин, а вовлечение учащихся в решение проблем и интенсификацию воображения.
«Философия процесса» Уайтхеда оказала широкое влияние на англо-американскую философскую и богословскую мысль, способствовав, в частности, возникновению протестантской «теологии процесса» [американские богословы Ч. Хартсхорн (Хартшорн), Дж. Кобб, Ш. Огден, Д. Р. Гриффин и др.].