Воображение (в психологии)
Воображе́ние, способность человека конструировать образы объектов, которые в предшествующем опыте не воспринимались, в том числе таких, которые актуально вообще не могут быть восприняты с помощью органов чувств (события далёкого прошлого или будущего, фантастические существа и т. п.).
В ранних философских течениях психологии рубежа 19–20 вв. общие представления о воображении сформировались под влиянием Э. Гуссерля, которым оно было описано как основной механизм конструктивной деятельности чистого сознания: в результате «феноменологической редукции» психологические особенности восприятия и мышления были вынесены за скобки и на первый план выступили различия операций презентации и репрезентации некоторого содержания сознанию. Экзистенциалисты М. Мерло-Понти и Ж.-П. Сартр попытались преодолеть замкнутость такого феноменологического подхода рамками сознания, рассматривая образы воображения не как объекты в сознании, а как особое отношение к реальным объектам, придающее им статус одновременно существующих и несуществующих.
Согласно взглядам, разработанным в отечественной психологии и психофизиологии (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн), функции воображения состоят в предвосхищении результатов действия и в создании образа желаемого будущего.
Основное различение в эмпирических исследованиях проводится между репродуктивным и продуктивным, или творческим, воображением. Процессы репродуктивного воображения относятся при этом к сфере феноменов памяти, а процессы продуктивного воображения, лежащего в основе художественного и научного творчества, – к проявлениям мышления. Различают также непроизвольное и произвольное (или активное) воображение. К числу феноменов непроизвольного воображения иногда относят сновидения и образы, спонтанно возникающие при изменённых состояниях сознания.
Экспериментальное изучение воображения первоначально было сосредоточено на описании его индивидуальных особенностей, таких как относительное доминирование зрительных, слуховых или тактильно-кинестетических образов (Ф. Гальтон). В объяснениях феноменов воображения преобладали физико-химические аналогии: так, О. Кюльпе объяснял образы последействием ощущений, а Г. Эббингауз сравнивал их с фотографическими отпечатками. С распространением бихевиоризма изучение процессов воображения приостановилось до появления во 2-й половине 20 в. когнитивной психологии. Современные исследования воображения показали, что характер мысленных преобразований образов часто соответствует манипуляциям с физическими объектами, осуществляемым в трёхмерном пространстве. Исследования творческого воображения показали ограничения, накладываемые на воображение привычными схемами опыта. При попытке вообразить нечто необычное, например кита с сигарой, испытуемые обычно сообщают, что видят сигару, торчащей у кита во рту, а, скажем, не на спине, наподобие трубы. Важным направлением стало изучение роли воображения в качестве мнемотехнической стратегии, улучшающей память. Чем необычнее такие намеренно созданные образы, тем больше они способствуют запоминанию.
В психометрических исследованиях интеллекта оценки творческого воображения входят в число основных компонентов креативности. Особые методы, предположительно стимулирующие творческое воображение, разработаны в психотерапии (метод «активного воображения», восходящий к работам К. Г. Юнга, считавшего, что воображение открывает путь к осознанию и интеграции бессознательных содержаний) и в групповых техниках генерирования идей («мозговой штурм»).
Исследования познавательного развития ребёнка свидетельствуют о многообразии форм воображения, включённых в восприятие и память (первые месяцы жизни), символическую и ролевую игру (примерно с 18 месяцев), а затем и в более сложные процессы рефлексивного мышления и социального интеллекта (например, в теорию психического, предполагающую учёт знаний и намерений другого человека). Нарушения психического развития часто сказываются на особенностях воображения ребёнка и взрослого. Например, дети с аутизмом могут испытывать специфические трудности в случае задач, требующих представления никогда не существовавших, фантастических объектов.
Дискуссионным остаётся объяснение отношений воображения и восприятия: идёт ли речь о принципиально сходных «картинках на кортикальных дисплеях», или эти процессы качественно различны. Восприятию требуется воображение для интерпретации воспринимаемого; в свою очередь, воображение опирается на восприятие, дающее материал для построения образов. У. Найссер описал воображение как результат перцептивных ожиданий: перемещаясь в пространстве, мы пытаемся предвосхитить вид и свойства предметов. Если ожидания подтверждаются, происходит восприятие, если нет – воображение. Локальные поражения мозга могут приводить к диссоциации восприятия и воображения, так что в зависимости от очага поражения пациенты с выпадением восприятия продолжают успешно представлять предметы, либо, наоборот, выпадение функций воображения наблюдается на фоне относительно сохранного восприятия. Визуализация предметов или представление мелодии способны вызывать изменения в работе сенсорных областей коры головного мозга. Вместе с тем воображение увеличивает активацию передних отделов коры, связанных с когнитивным контролем, а не с восприятием. В современных работах в особенности подчеркивается роль структур коры головного мозга, увеличивающих свою активность в состоянии относительного покоя, когда внимание человека не направлено на решение актуальных поведенческих или перцептивных задач (т. н. дефолтная система мозга, англ. default mode network).
В когнитивной лингвистике и психолингвистике чтение и речевое общение иногда трактуются как процессы применения языковых средств для управления воображением, т. е. для того, чтобы читатель или слушатель представил описываемую ситуацию именно так, как это имел в виду говорящий или автор текста. К особым средствам художественного воображения относится, например, аристотелевский приём «контрастного совмещения», мобилизующий внимание благодаря необычному сочетанию образов, помещению привычного образа в необычный контекст (или фантастического содержания в реалистический контекст). Вариантом контрастного совмещения является метафора. Наряду с совмещением в процессах художественного воображения используются трансформация и инверсия объектов и их отношений, как в случае трансформации идентичности людей и предметов, увеличения и уменьшения их размеров или социального «веса» (аналогичные приёмы гиперболы и литоты описаны в риторике).
В работах по моделированию процессов познания у человека понимание воображения как фундаментального механизма научного мышления связано с работами основателя логико-математического интуиционизма Л. Э. Я. Брауэра, а также С. Крипке, создавшего концепцию «семантики возможных миров». Дальнейшим развитием этой концепции является теория «ментальных пространств» Ж. Фоконье. Эта теория описывает закономерности процессов воображения в межличностной коммуникации и творческом мышлении.