Синектика
Сине́ктика (англ. synectics), эвристическая стратегия группового решения задачи путём ассоциативного мышления, поиска аналогий поставленной задаче. В основе синектики лежит принцип поиска связей между теми понятиями, которые с первого взгляда кажутся несвязанными. Благодаря нахождению таких связей порождаемые методом синектики идеи отличаются оригинальностью и неожиданной простотой.
Термин «синектика» происходит из греческого языка и означает «соединение различных элементов».
Синектика возникла приблизительно в 1950-х гг., её авторами считаются Джордж Принс и Уильям Гордон, работавшие в отделе дизайна и изобретений в компании Arthur D. Little, консалтинговой фирме, которая помогала компаниям разрабатывать новые продукты. Гордон стремился усовершенствовать метод мозгового штурма и в ходе этой работы заметил, что одни группы были высокопроизводительными, другие – менее, и пришел к выводу, что различия в производительности зависят от того, как члены группы взаимодействуют, а не от их способностей или знаний.
Примером может служить взаимодействие У. Гордона и команды с отделом компании Procter & Gamble, который специализировался на производстве сухих завтраков и снеков. В компании в тот момент пытались придумать упаковку чипсов с уменьшенным количеством воздуха в ней, большое количество которого необходимо, чтобы чипсы не ломались. Выход был найден посредством аналогии, которая продемонстрировала сущность синектики. Команда Гордона, применив данный метод, обнаружила аналогию между пачкой чипсов и мусорным мешком, куда дворники убирают мокрую опавшую листву. Мокрая после дождя листва занимает меньше объёма в мешке, потому что, будучи мокрой, лучше спрессовывается, сохраняя свою форму и не ломаясь.
Гордон предложил руководству компании новый метод формирования чипсов: делать плотные изогнутые пластины из картофельной или кукурузной муки, заранее придавая им необходимую форму, и помещать их в высокую тубу. Так появилась упаковка чипсов Pringles.
Гордон и Принс назвали свою практику и свою новую компанию Synectics (синектика), что может вызвать путаницу, поскольку люди, не работающие в компании, также проходят обучение методу и могут его использовать. Хотя это название было зарегистрировано как торговая марка, оно стало стандартным термином для описания группового творческого решения.
По своей сути синектика – один из способов рационального подхода к решению задач и проблем в ходе группового творчества. В идеале в ходе использования метода синектики один человек заявляет о проблеме, затем группа помогает определить суть проблемы, после чего члены группы начинают придумывать разнотипные ассоциации к предъявленным элементам проблемы. То есть метод синектики предполагает проведение аналогий, которые часто основаны на метафорах и сравнении с биологическими феноменами (бионика).
В своей книге «Синектика: развитие творческого мышления» (Synectics: The development of creative capacity. 1961) Гордон выделяет 4 типа аналогий:
прямая [например, бионика; создатели технологических устройств заимствуют идеи из живой природы, как в случае застёжки-молнии и застёжки-липучки, которые были придуманы на основе строения пера птицы (бородки пера различных порядков, оснащённые крючками, обеспечивают надежное сцепление)];
символическая, парадоксальная аналогия (например, оксюмороны – «обыкновенное чудо», «назад в будущее»; такого рода оксюмороном можно считать «непрозрачные окна» компьютерных программ, изобретённые компанией Apple);
личная (в ходе поиска личной аналогии члены группы должны представить себя на месте исследуемого предмета или персонажа);
фантастическая, предполагающая представление объекта в нереальных, сказочных, фантастических условиях.
Метод синектики опирается на три основных предположения:
творческий процесс можно описать, а людей обучить ему;
процессы поиска нового в искусстве и науке аналогичны и управляются одними и теми же психическими процессами;
индивидуальное и групповое творчество схоже.
Следовательно, метод синектики основывается на предположении, что люди могут лучше проявлять творческие способности, если они понимают, как вообще появляются новые идеи. Одним из важных элементов творчества является принятие на первый взгляд несущественного. Эмоции в ходе решения проблемы должны превалировать над интеллектом, а иррациональное – над рациональным. Но затем, понимая эмоциональные и иррациональные элементы проблемы или идеи, группа может более успешно решить проблему.
Дж. Принс в своей книге «Практика творчества: руководство для решения задач в динамических группах» подчеркивает важность уменьшения ограничений при генерации новых идей и высвобождения творческого потенциала (Prince. 2012). Принс с коллегами разработали конкретные практики и структуру обсуждения для облегчения данного процесса.
Сессия синектики предполагает несколько этапов:
представляется задача или проблема в общем виде. Руководитель группы, фасилитатор, не дает участникам подробных указаний, поскольку это может ограничить их в поисках подходящего решения. Делаются первые наброски;
этап «сделать незнакомое знакомым». Проблема описывается более детально: делится на составные части для более эффективной работы – подзадачи. Эти подзадачи максимально упрощаются;
в ходе обсуждения задачи отсекаются очевидные решения;
члены группы работают над проблемой. Каждый пытается решить задачу в том ключе, в котором её понял;
участники тренируются в использовании метафор и аналогий. Затем подбираются метафоры и аналогии, которые позволяют глубже понять исследуемый объект и его проблему;
этап «сделать знакомое незнакомым». Участники стараются рассмотреть уже представленную проблему с новой точки зрения, стараясь выделить новые аспекты;
этап «примерка проблемы на себя». Участники стараются использовать все виды аналогий, размышляют над проблемой и стараются «примерить её на себя». В результате этого снимаются многие ограничения в понимании задачи;
этап «точка зрения». Участники переносят родившиеся аналогии на решение проблемы;
этап «принятие решения». Все варианты предложенных решений критически оцениваются и доводятся до практического предложения.
Синектика более трудозатратна, чем мозговой штурм. Как видно из описания этапов сессии, процесс поиска решения более сложен, требует больше времени и усилий. Успешное применение метода синектики во многом зависит от навыков подготовленного фасилитатора.