Инструменты и техники в искусстве и архитектуре

Инструменты и техники в искусстве и архитектуре

Инструменты и техники в искусстве и архитектуре

Инструменты и техники в искусстве и архитектуре

Техники декоративно-прикладного искусства

Техники декоративно-прикладного искусства
Столешница в технике флорентийской мозаики. Рим. Конец 16 – начало 17 вв.

Флорентийская мозаикаФлорентийская мозаика

Флоренти́йская моза́ика, разновидность мозаики, в которой изображение складывается из крупных шлифованных пластин, вырезанных по контуру рисунка из полудрагоценных камней (агат, халцедон, яшма, лазурит и др.). Известная в Древнем Риме под латинским названием opus sectile, эта техника была возрождена во Флоренции в 1588 г. под патронажем великого герцога Тосканского Фердинанда I из рода Медичи на мануфактуре Opificio delle pietre dure (итал., буквально – «мастерская по обработке полудрагоценных камней»; ныне реставрационный центр и музей). В 16–19 вв. эта техника широко использовалась в Европе для декорирования предметов декоративно-прикладного искусства (алтарные престолы, столешницы, шкафы-кабинеты, шкатулки, реликварии), интерьеров (капелла Принцев – усыпальница Медичи в церкви Сан-Лоренцо, Флоренция, 1604 – 19 в., архитекторы Дон Джованни Медичи, М. Ниджетти). В России флорентийская мозаика использовалась с середины 18 в., однако её налаженное производство началось только в середине 19 в. на Петергофской гранильной фабрике благодаря обучавшемуся в Италии мастеру И. В. Соколову, с конца 19 в. велось на гранильной фабрике в Екатеринбурге, со 2-й половины 20 в. – на Колыванском камнерезном заводе имени И. И. Ползунова. В советском и российском искусстве используется для создания монументальных панно в общественных интерьерах, включая станции метрополитена, и в станковых произведениях.
Портлендская ваза. 1-я четверть 1 в. Рим

Художественное стеклоХудожественное стекло

Худо́жественное стекло́, изделия из стекла. Стекло как материал (прозрачный либо непрозрачный, бесцветный или цветной), в расплавленном состоянии легко поддающийся формовке, используется для изготовления витражей, смальтовых мозаик, произведений декоративно-прикладного искусства и ювелирного искусства, скульптуры (обычно малых форм), применяется при оформлении фасадов зданий, изготовлении архитектурных деталей и т. д. Производство художественного стекла распространилось в Дрeвнем Египте (со 2-го тыс. до н. э.), Сирии, Персии, Финикии, Римской империи; в периоды Средневековья и Нового времени – в Византии, странах исламского Востока (Сирия) и Западной Европы (витражи, венецианское стекло, богемское стекло). Особое развитие получило в эпоху модерна (Э. Галле, Р. Лалик, Л. Тиффани, Й. Хофман). В России с 11–12 вв. В 18 в. возникли крупные производства: Императорский хрустальный и стекольный завод, Гусевский хрустальный завод, Дятьковский хрустальный завод.

Техники живописи

Техники живописи
Тушь
Тушь
Тушь, краска, приготовленная из сажи. Используется для письма, рисования, живописи, черчения. Для работы с тушью применяют перо или кисть. Ранние примеры употребления туши в художественных целях – живописные произведения китайских мастеров конца 7 – 8 вв. (У Даоцзы, Ван Вэй), затем – династий Сун (Ли Чэн), Юань (Чжао Мэнфу), Мин (Шэнь Чжоу), Цин (Ван Шиминь). Техника проникла в Японию во 2-й половине 13 – 14 вв. (Сэссю, Хасэгава Тохаку). В Европе тушь появилась в 15 в. К ней обращались ведущие мастера итальянского и Северного Возрождения (С. Боттичелли, Рафаэль, А. Дюрер, П. Брейгель Старший), художники 17–18 вв. (П. П. Рубенс, Рембрандт, Дж. Б. Тьеполо, Ж.-О. Фрагонар) и 19–20 вв. (У. Блейк, В. Ван Гог, А. Матисс, П. Пикассо, А. Модильяни, П. Клее). В России рисунок тушью получил развитие с 18 в. (С. Ф. Щедрин, В. Д. Поленов, В. Г. Перов, И. Е. Репин). Среди советских мастеров – С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов. Со 2-й половины 20 в. в употребление стала массово входить тушь, созданная на основе синтетических пигментов (мастера поп-арта); она же применяется в 21 в. для рисунков в жанре аниме, при создании комиксов и карикатур.
Английская акварель
Английская акварель
Англи́йская акваре́ль, условное наименование особой разновидности техники письма акварельными красками, разработанной и широко использовавшейся британскими художниками середины 18 – середины 19 вв.: У. Тёрнером, Дж. Констеблем, Дж. Скелтоном, Ф. Тауном, У. Парсом, Дж. Р. Казенсом, Т. Джонсом и др. Её характерной особенностью стало наложение жидких красок на предварительно обильно смоченный лист бумаги, что обеспечивало текучесть красочного слоя и прозрачность живописи, возможность использовать белизну бумаги в качестве активного элемента. От преимущественно монохромной тональной акварели предшествующего периода художники перешли к работе с яркими цветами. В сочетании со свободным беглым мазком, вошедшим в употребление в конце 18 в., новая техника позволяла передавать с особенной тонкостью эффекты освещения, воздушную перспективу, особенности природных стихий, а также наделять произведения особой динамикой и драматическими эффектами, которые пришли на смену топографической точности акварелей предшествующего периода и существенно обогатили пейзажный жанр.

Техники рисунка

Техники рисунка
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре

Тушь

Тушь
Тушь, краска, приготовленная из сажи. Используется для письма, рисования, живописи, черчения. Для работы с тушью применяют перо или кисть. Ранние примеры употребления туши в художественных целях – живописные произведения китайских мастеров конца 7 – 8 вв. (У Даоцзы, Ван Вэй), затем – династий Сун (Ли Чэн), Юань (Чжао Мэнфу), Мин (Шэнь Чжоу), Цин (Ван Шиминь). Техника проникла в Японию во 2-й половине 13 – 14 вв. (Сэссю, Хасэгава Тохаку). В Европе тушь появилась в 15 в. К ней обращались ведущие мастера итальянского и Северного Возрождения (С. Боттичелли, Рафаэль, А. Дюрер, П. Брейгель Старший), художники 17–18 вв. (П. П. Рубенс, Рембрандт, Дж. Б. Тьеполо, Ж.-О. Фрагонар) и 19–20 вв. (У. Блейк, В. Ван Гог, А. Матисс, П. Пикассо, А. Модильяни, П. Клее). В России рисунок тушью получил развитие с 18 в. (С. Ф. Щедрин, В. Д. Поленов, В. Г. Перов, И. Е. Репин). Среди советских мастеров – С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов. Со 2-й половины 20 в. в употребление стала массово входить тушь, созданная на основе синтетических пигментов (мастера поп-арта); она же применяется в 21 в. для рисунков в жанре аниме, при создании комиксов и карикатур.