Шэнь Чжоу
Шэнь Чжо́у (沈周, пиньинь Shěn Zhōu; второе имя Шэнь Цинань, 沈啟南, пиньинь Shěn Qǐnán; прозвания: Шитянь, 石田, пиньинь Shítián; Байши-вэн, 白石翁, пиньинь Báishí wēng; Юйтянь-шэн, 玉田生, пиньинь Yùtiánshēng; Чжуцзюй-чжужэнь, 竹居主人, пиньинь Zhúzhú zhǔrén; Чжучжуан-лаожэнь, 竹莊老人, пиньинь Zhúzhuāng lǎorén) (21.11.1427, Чанчжоу, ныне в черте Сучжоу, провинция Цзянсу – 2.8.1509, там же), китайский живописец, каллиграф, литератор. Один из «Четырёх корифеев [эпохи] Мин» (Мин сы да цзя). Основоположник школы У, представители которой наследовали и развивали творческие достижения направления вэньжэнь-хуа 10–14 вв.
Прадед художника Шэнь Лянчэнь (1340–1409) устроил семейное имение в местности Сянчэн в северо-восточном пригороде г. Чанчжоу и заложил основы благосостояния семьи. Хорошо образованный и художественно одарённый, он был принят элитой Сучжоу. Он подружился с прославленным пейзажистом Ван Мэном. Трагическая гибель последнего в результате придворных интриг повлияла на выбор жизненного пути нескольких поколений семьи Шэней, представители которой не стремились к высокой придворной карьере, а потому в экзаменационных испытаниях кэ цзюй не участвовали. Дед Шэнь Чжоу, Шэнь Чэн (1375–1462), служил при дворе лишь короткое время и, отговорившись болезнью, вернулся в родные края, где прославился как поэт. Начиная с деда, члены семейства Шэнь, в том числе Шэнь Чжоу, отвечали за сбор налоговых поступлений в городскую администрацию. Район Чанчжоу был одним из крупнейших центров традиционного элитарного образования, и все представители семьи Шэнь получили блестящее домашнее образование, проявили себя как поэты, каллиграфы и живописцы, увлекались коллекционированием.
Шэнь Чжоу был старшим и наиболее одарённым из трёх сыновей в семье. Литературные способности проявились у него ещё в детстве, а уже в юности он сочинял прозаические и поэтические произведения в разных жанрах и стилях. Помимо конфуцианских канонов Шэнь Чжоу изучал даосизм, буддизм и историю. При этом с 12 лет ему приходилось регулярно сопровождать отца в его поездках как ответственного за сбор налогов, и вскоре эта служба была возложена на него вплоть до отставки по собственному желанию в 1460 г. Стихийные бедствия и эпидемии трижды ставили семью Шэнь на грань разорения. В такие периоды продажа произведений Шэнь Чжоу становилась единственным источником существования семьи, но это не лишало его статуса мастера вэньжэнь-хуа.
Шэнь Чжоу считался современниками за образец выполнения «сыновнего долга в отношении родителей и родственников» (сяо) – основной конфуцианской добродетели: более 40 лет продлился его брак с Чэнь Хуэйчжуан (1423–1486); он ухаживал за больным туберкулёзом младшим братом Шэнь Чжао (1432–1472), после смерти которого вырастил его детей как своих; до конца своих дней содержал младшую сестру после смерти её мужа; заботился о своём отце, Шэнь Хэнцзи (1409–1477) после того, как в 1471 г. у того парализовало ноги; после смерти отца 30 лет самолично ухаживал за переселившейся к нему 69-летней матерью, Чжан Сувань. Постоянно занятый делами семьи, Шэнь Чжоу редко покидал родные места и не бывал дальше Нанкина и Ханчжоу.
Однако литературная слава Шэнь Чжоу уже при его жизни дошла до столицы и не померкла после его кончины; для современников он в первую очередь был поэтом, но в исторической перспективе именно живопись Шэнь Чжоу обессмертила его имя.
В каллиграфии он также достиг высокого мастерства. Подавляющее большинство каллиграфических произведений Шэнь Чжоу и надписей на его живописных работах выполнены в смешанном почерке син-кай. В некоторых случаях он акцентировал скорописную динамику, в других – статику устава. Модулем для знаков в почерке син-кай у Шэнь Чжоу всегда служил вертикальный прямоугольник, а сами иероглифы слегка скошены в направлении правого нижнего угла. Формы черт и точек каждого иероглифа Шэнь Чжоу содержат в себе скрытые цитаты из произведений Хуан Тинцзяня, при этом Шэнь Чжоу видоизменял ритмический строй его работ, формируя более равномерную и потому внешне более спокойную композицию графических элементов. Значительные переходы в тоне туши создают колористические эффекты, сближающие каллиграфию Шэнь Чжоу с живописью. Он овладел умением быть одновременно простым и сложным, что соответствует традиционному критерию пин-дань (буквально «спокойно – опреснённо»).
Свою каллиграфическую технику работы запястья и ведения кисти Шэнь Чжоу переносил в живопись, которой он учился с 15 лет у отца и дяди – Шэнь Чжэня (1400 – около 1482). Согласно общепринятой в семьях интеллектуалов программе домашнего обучения, на первом месте было изучение конфуцианских текстов, литературы, каллиграфии и лишь затем шли уроки живописи. Занятия живописью заключались в копировании произведений из семейной коллекции, в которой, в случае Шэней, было много оригиналов великих живописцев империи Юань. Во взрослом возрасте Шэнь Чжоу часто импровизировал (фан) на основе стилей мастеров 14 в., и его «парафразы» высоко ценились знатоками, т. к. они основывались на глубоком понимании идей предшественников.
Шэнь Чжоу стал уделять серьёзное внимание живописи лишь в конце 1460-х гг., причём его интересовал преимущественно пейзаж, реже – жанр «цветы и птицы»; он работал в монохромном колорите. Период творчества Шэнь Чжоу от сорока до шестидесяти лет китайские знатоки определяют как ранний и характеризуют термином си (буквально «тонкий», «детальный»), а самого художника называют Си Шэнь (буквально «Тонко [пишущий мастер] Шэнь»): это указание на обилие тонко выписанных деталей. Камерный формат ранних работ Шэнь Чжоу объясняют загруженностью мастера делами имения. В этот период он находился под сильным влиянием Ван Мэна и Хуан Гунвана, а из современников ощущалась связь с мастерами школы Чжэ. Последние 20 лет своей жизни Шэнь Чжоу полностью сосредоточился на поэзии и живописи, которая под влиянием стиля У Чжэня приобрела качество цу (буквально «простой», «грубый»), так что художника начали именовать Цу Шэнь (буквально «Простовато [пишущий мастер] Шэнь»).
Развивая начинания юаньских корифеев, Шэнь Чжоу много экспериментировал с форматом живописных произведений. Он писал многометровые панорамные свитки, узкие вертикальные свитки, разработал формат альбомных серий, объединённых единством замысла. Чем лаконичнее становилась живопись Шэнь Чжоу, тем ближе в своём творчестве он подходил к воплощению идеи «реальности единства» (чжэнь-и) психофизического и ментального планов восприятия. Проблема соотнесения «формального сходства» (син сы) и художественной выразительности решалась достижением состояния «естественности» (цзыжань) творческого процесса. Естественность возникала при условии «искренности сердца» (чэн синь). Первичный контакт с объектами внешнего мира (чу у) рождает в сердце человека непреднамеренную реакцию. Для того чтобы выразить этот чисто детский «ответ», китайские мастера тратили десятилетия на техническую подготовку и духовное самосовершенствование. В своём позднем творчестве Шэнь Чжоу достиг состояния, о котором китайские знатоки говорят: «Своею рукою живопишу своё сердце» (и во шоу се во синь). Шэнь Чжоу более не соревновался с корифеями прошлого. Его поздние импровизации на тему их стилей абсолютно естественны и свободны. К старости он очистил свою личность от эго творца настолько, что его живопись приобрела качество «опреснённости» (дань), что вызывало и вызывает восторг знатоков. «Опреснённость» подразумевает уравновешенность душевного настроя, возвышенную ясность помыслов и проникновенную простоту их выражения. Среди живописцев Шэнь Чжоу считается одним из наиболее «истинно искренних сердец» (чжэнь чэн чжи синь), в его искусстве этика из «социальной нагрузки» превратилась в источник творческой свободы. Его знаменитый ученик Вэнь Чжэнмин (1470–1559) назвал своего учителя «человеком из [категории] духовно бессмертных» (шэньсянь чжун жэнь) (江兆申. 文徵明與蘇州畫壇 = [Вэнь Чжэнмин и художественная среда Сучжоу]. Taipei, 1977. P. 13).
До наших дней дошло около 200 произведений Шэнь Чжоу, однако не все из них имеют бесспорную атрибуцию. Среди достоверных работ: «Пейзаж в стиле Да-чи» (1494, Шанхайский музей), триптих «Три кипариса» (Нанкинский музей), «Странствия по Западным горам» (Шанхайский музей), «Альбом с двенадцатью видами Умэня» (Музей искусств, Гуанчжоу), «Альбом воображаемых странствий» (Музей Императорского дворца, Пекин), «Альбом зарисовок с натуры» (1494, Музей Императорского дворца, Тайбэй).