Тег

Техники живописи

Техники живописи
Найденo 22 статьи
Жан-Батист Перроно. Портрет мадемуазель Мари-Анн Юкье с котёнком. 1749
Инструменты и техники в искусстве и архитектуреИнструменты и техники в искусстве и архитектуре
Пастель
Пасте́ль, краски (мягкие цветные карандаши без оправы), а также живопись или рисунок этими красками. Известна со 2-й половины 15 в. (Ж. Фуке). Термин «pastello» впервые появился в трактате теоретика маньеризма Дж. П. Ломаццо «Об искусстве живописи» (1584). Особенно популярна в 18 в. (Р. Каррьера, Ф. Буше, М.-К. де Латур, Ж. С. Шарден, Ж.-Б. Перроно, Ж.-Э. Лиотар). В 19 в. в этой технике работали Э. Делакруа, Э. Мане, Э. Дега, М. Либерман, М. К. Чюрлёнис; в 20 в. – П. Боннар, Э. Вюйар, М. Кэссетт. В России распространена в 19–20 вв. (А. О. Орловский, И. И. Левитан, В. А. Серов, Кукрыниксы, Н. А. Тырса и др.). Пастель осталась широко используемым материалом для мастеров 2-й половины 20 – первой четверти 21 в. (Ф. Ботеро, Ф. Клементе, Р. Б. Китай, Д. Грин, В. Кан).
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Корпусное письмо
Ко́рпусное письмо́, приём живописной техники, при котором темперные, масляные и прочие виды красок накладываются на основу (холст, картон, доска, бумага) плотными, непрозрачными мазками («Сосны, освещённые солнцем» И. И. Шишкина, 1886, Третьяковская галерея, Москва). Может обладать рельефной фактурой, наноситься кистью или мастихином; в таком случае значения терминов «корпусное письмо» и «пастозная техника живописи» становятся идентичными. Способом наложения и толщиной слоя краски приём противоположен лессировке.
Иван Шишкин. Сосны, освещённые солнцем. 1886
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Мозаика
Моза́ика, вид монументальной живописи; изобразительные и орнаментальные композиции, составленные из небольших единообразных элементов (т. н. тессеры) природного (галька, раковины, натуральный камень) или искусственного (смальта, эмали) происхождения, закреплённых на грунте. Мозаикой украшают полы, потолки, стены, опоры, реже – предметы декоративно-прикладного искусства; иногда мозаика использовалась для станковых произведений (мозаичные иконы и портреты).
Райский сад. Мозаика свода мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. 425–450
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Лессировка
Лессиро́вка в живописи, прозрачный или полупрозрачный слой краски или окрашенного лака, нанесённый поверх основного цвета. Одно из важнейших отличительных свойств масляной живописи. Мастерами лессировки были все крупные европейские колористы 15–20 вв. (Леонардо да Винчи, Тициан, П. П. Рубенс, Я. Вермеер, Рембрандт, Д. Веласкес, А. Ватто, Ф. Гойя, К. Коро, У. Тёрнер, Ф. С. Рокотов, И. К. Айвазовский, В. А. Серов, К. С. Петров-Водкин, А. М. Герасимов и др.).
Жан-Оноре Фрагонар. Счастливые возможности качелей. Ок. 1767–1768
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Итальянская акварель
Италья́нская акваре́ль, разновидность техники письма акварельными красками, разработанная в Италии в середине 19 в. Её отличительная черта – наложение красок на сухую бумагу, что позволяло сочетать корпусные кроющие слои цвета с прозрачными, создавало плотную многослойную живопись со звучными контрастами света и тени, цветовых зон и белого фона бумаги. Эта техника стала основной в русской школе академической живописи, её использовали К. П. Брюллов, А. А. Иванов и другие художники.
Александр Иванов. Хождение по водам. Конец 1840-х гг. – 1858
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Акварель
Акваре́ль, краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также произведения, ими созданные. Для акварели характерны прозрачность (краски, как правило, наносятся на светлую основу), плавность цветовых и тональных переходов. По технике исполнения различают акварель «чистую» и с добавлением белил; многослойную или выполненную в один приём; сделанную по-сухому (итальянская акварель) и по-мокрому (английская акварель). Акварель может сочетаться с рисунком, эстампом; быть цветной и монохромной. Техника известна уже в Древнем Египте во 2 в. до н. э.; применялась в средневековой книжной миниатюре (в Европе и Азии). Законченность акварельных эскизов А. Дюрера и демонстрация художником богатых возможностей техники оказали влияние на процесс превращения работ, выполненных акварельными красками, в самостоятельный вид искусства.
Джон Констебл. Стонхендж. 1835
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Тушь
Тушь, краска, приготовленная из сажи. Используется для письма, рисования, живописи, черчения. Для работы с тушью применяют перо или кисть. Ранние примеры употребления туши в художественных целях – живописные произведения китайских мастеров конца 7 – 8 вв. (У Даоцзы, Ван Вэй), затем – династий Сун (Ли Чэн), Юань (Чжао Мэнфу), Мин (Шэнь Чжоу), Цин (Ван Шиминь). Техника проникла в Японию во 2-й половине 13 – 14 вв. (Сэссю, Хасэгава Тохаку). В Европе тушь появилась в 15 в. К ней обращались ведущие мастера итальянского и Северного Возрождения (С. Боттичелли, Рафаэль, А. Дюрер, П. Брейгель Старший), художники 17–18 вв. (П. П. Рубенс, Рембрандт, Дж. Б. Тьеполо, Ж.-О. Фрагонар) и 19–20 вв. (У. Блейк, В. Ван Гог, А. Матисс, П. Пикассо, А. Модильяни, П. Клее). В России рисунок тушью получил развитие с 18 в. (С. Ф. Щедрин, В. Д. Поленов, В. Г. Перов, И. Е. Репин). Среди советских мастеров – С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов. Со 2-й половины 20 в. в употребление стала массово входить тушь, созданная на основе синтетических пигментов (мастера поп-арта); она же применяется в 21 в. для рисунков в жанре аниме, при создании комиксов и карикатур.
Иван Шишкин. В лесу
1
2
3