Теория трёх стилей
Тео́рия трёх сти́лей, три регистра литературного языка, выделяемые в трактатах по риторике и поэтике.
Разграничение трёх стилей – высокого, среднего и низкого – в новоевропейской традиции основывается на теории римского ритора Квинтилиана, которая была развита французскими теоретиками языка в конце 17 – начале 18 вв. (Ж. Шаплен и др.). В основу разграничения стилей был положен преимущественно риторический принцип: стили различались использованием тропов и фигур речи. В России в 18 в. такое понимание стилей отразилось в «Рассуждении об оде вообще» (1734) В. К. Тредиаковского и в «Епистоле о стихотворстве» (1748) А. П. Сумарокова.
Принципиально иную версию теории трёх стилей, основанную на лингвистическом (лексическом – различие стилевой окраски слов) критерии, разработал М. В. Ломоносов (его предшественником был Тредиаковский, предложивший сходный подход в «Письме... от приятеля к приятелю», 1750). Теория «трёх штилей» Ломоносова изложена в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1758). Высокий «штиль» составляет преимущественно лексика церковнославянского происхождения, отсутствующая в русском языке, но понятная для его носителя; здесь также употребительны слова, общие для русского и церковнославянского языков. Средний (в терминологии Ломоносова – «посредственный») «штиль» образуют слова, общие для церковнославянского и русского языков, и часть церковнославянизмов, а также некоторые слова, присущие только русскому языку. Низкий «штиль» образуют только слова русского происхождения; церковнославянизмы в нём недопустимы.
Ломоносов устанавливал соответствие между стилями и литературными жанрами: высоким «штилем» полагалось писать оды, героические поэмы, ораторские речи; средним – стихотворные дружеские послания, а также сатиры, эклоги, элегии; низким – комедии и эпиграммы. Теория трёх стилей Ломоносова, оказав влияние на развитие русского литературного языка и словесности, к началу 19 в. в связи с разрушением иерархии жанров и угасанием героической поэмы и оды утратила свою актуальность.