Таможенное право
Тамо́женное пра́во, комплексная отрасль законодательства, состоящая из нормативных предписаний различной правоотраслевой принадлежности, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Помимо таможенно-правовых норм, таможенное право включает нормы международно-правового, административно-правового, финансово-правового, гражданско-правового характера.
История таможенного права в России
Понятия «таможенное», «таможня» восходят к слову «тамга», появившемуся в русском языке в период нашествия татаро-монгольских племён и означавшему проставление печати (тамги) на товар, продающийся на рынках и ярмарках. Лиц, которые тамжили товар, называли таможенниками. Взимание пошлин за провоз товара через внешние и внутренние заставы известно со времени существования Древнерусского государства, а упоминания о таможенных сборах содержались и в Судебнике 1550 г., и в Соборном уложении 1649 г., и в Торговом уставе 1653 г.
Первым таможенным тарифом, объединившим ставки таможенных пошлин и правила таможенного обложения товаров, стал Новоторговый устав 1667 г. Создание централизованной таможенной службы в Русском государстве относится к концу 17 в., когда заведование разветвлённой сетью таможен в городах было возложено на таможенных бурмистров. В дореволюционной России таможенный тариф неоднократно пересматривался, а политика в этой области варьировалась то в сторону усиления, то в сторону ослабления протекционизма.
В СССР, в период государственной монополии на внешнюю торговлю, таможенное право относилось к подотрасли или институту административного права. Переход к рыночным отношениям способствовал становлению таможенного права как комплексной отрасли законодательства, хотя ряд исследователей считают его самостоятельной отраслью права.
Таможенное право в Российской Федерации
Трансграничный характер таможенного права предопределил необходимость сочетания правовых норм, концентрирующихся на международном и национальном уровнях. Международные источники таможенного права делятся на две группы. В первой группе центральное место занимают акты, разработанные Всемирной таможенной организацией. Модельным таможенным законом признаётся Международная (Киотская) конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (1973). Вторую группу международных источников таможенного права составляют наднациональные акты, входящие в систему права Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В этой группе основным источником выступает Таможенный кодекс ЕАЭС, действие которого распространяется на государства – члены Союза: Республику Армению, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику и Российскую Федерацию. На территории Российской Федерации Таможенный кодекс ЕАЭС является единственным кодифицированным актом наднационального уровня.
На национальном уровне таможенные отношения регулируются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативными актами. Поскольку Конституцией РФ таможенное регулирование (п. «ж» ст. 71) отнесено к ведению Российской Федерации, источниками таможенного права не могут быть региональные и местные акты.
Таможенное право в качестве предмета правового регулирования включает отношения, охватываемые единым таможенным регулированием. В их число входят отношения по установлению порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, их нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС или за её пределами, порядка совершения таможенных операций, порядка уплаты таможенных и иных платежей и проведения таможенного контроля. Предметом таможенного права являются также властные отношения между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и/или распоряжения товарами на таможенной территории ЕАЭС или за её пределами.
Комплексный характер общественных отношений, составляющих предмет таможенного права, признаётся абсолютным большинством учёных. Наиболее тесная связь прослеживается с административными и финансовыми правоотношениями. Таможенные правоотношения с одной стороны наделены признаками административных (управленческих) отношений, а с другой стороны в основе их возникновения находится фискальный интерес государства, что выражается в наделении таможенных органов функцией взимания таможенных платежей и формирования доходов бюджетной системы.
Таможенное право – отрасль публичного права, поэтому её основным методом является метод власти и подчинения, т. е. императивный метод. Небольшая группа отношений, регулируемых таможенным правом, основывается на использовании диспозитивного метода. Это происходит в случае применения в таможенной сфере гражданско-правовых механизмов: например, взаимоотношения таможенного перевозчика и участника внешнеэкономической деятельности строятся на договорной основе.
Таможенное право основывается на принципах равноправия лиц при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС; чёткости, ясности и последовательности совершения таможенных операций; гласности в разработке и применении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и их гармонизации с нормами международного права; а также на применении современных методов таможенного контроля и максимальном использовании информационных технологий в деятельности таможенных органов.
Субъектами таможенного права выступают таможенные органы; физические и юридические лица, перемещающие товары через таможенную границу; лица, оказывающие заинтересованным лицам услуги на договорной основе.
Система таможенного права представлена рядом институтов, объединяющих правовые нормы о таможенных процедурах, таможенных операциях, таможенном контроле, таможенных платежах.
Таможенное право в зарубежных странах
Таможенное право чаще всего представляет собой совокупность единых таможенных правил, распространяющихся на территории государств, входящих в различные таможенные союзы. Таковыми являются Таможенный кодекс Европейского союза, Таможенный кодекс МЕРКОСУР, Закон о едином таможенном пространстве Совета по сотрудничеству арабских государств Персидского залива и др. Существуют и примеры установления таможенных предписаний государством самостоятельно (например, в Азербайджанской Республике, КНР, Мексике, Японии). И те, и другие, как правило, базируются на правилах, установленных Международной (Киотской) конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур.
Таможенные правила различных государств и их объединений содержат требования, предусматривающие защиту таможенных границ, обеспечение экономической безопасности, противодействие контрабанде, соблюдение иных требований в таможенной сфере.