Таможенно-тарифная политика
Тамо́женно-тари́фная поли́тика (таможенно-тарифное регулирование, англ. tariff policy), составная часть внешнеторговой политики государства и международных экономических организаций, предполагающая использование таможенных пошлин в качестве инструмента воздействия на объёмы и направления внешней торговли.
Таможенная пошлина представляет собой обязательный платёж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию или их вывозе с таможенной территории страны или таможенного союза стран. Предпосылкой использования таможенных пошлин как инструмента внешнеторговой политики выступает установление в национальном законодательстве и/или правовых актах таможенного союза правил и норм таможенного регулирования (регулирования отношений между юридическими и физическими лицами в области таможенного дела): порядка и правил совершения таможенных операций (таможенных процедур), товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности, правил определения таможенной стоимости и стран происхождения товаров, применения таможенных и тарифных преференций, мер таможенного контроля и др.
Таможенно-тарифная политика может проводиться на национальном уровне – органами законодательной и исполнительной власти отдельного государства, либо на наднациональном, будучи делегированной таможенному союзу, объединяющему несколько стран и проводящему единую (общую) внешнеторговую политику.
Таможенно-тарифная политика страны или таможенного союза может ориентироваться на преимущественную реализацию принципа свободной внешней торговли (англ. free trade) – минимизацию государственного вмешательства в объёмы и направления внешнеторговых операций, устранение торговых барьеров для их осуществления, либо на преимущественное решение протекционистской задачи – защиту отечественных производителей на внутреннем рынке от иностранной конкуренции и поощрение экспансии национальных компаний на внешние рынки. На практике в рамках таможенно-тарифной политики отдельных государств и таможенных союзов эти принципы обычно сочетаются, присутствуют элементы как фритредерства, так и протекционизма.
Протекционистскую внешнеторговую политику, осуществляемую посредством пересмотра ставок таможенных пошлин, их введения и отмены, принято называть традиционным (или «классическим») протекционизмом в отличие от нового – неопротекционизма, реализуемого посредством преимущественного применения нетарифных ограничительных мер, в частности количественных, финансовых, т. н. скрытых инструментов внешнеторговой политики, а также специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер защиты внутреннего рынка.
Общая тенденция усиления протекционизма и более широкого использования ограничительных мер в международной торговле, фиксируемая в мировой экономике после финансово-экономического кризиса 2008 г., проявляется в большей степени посредством расширения практики применения государствами и таможенными союзами нетарифных инструментов внешнеэкономической политики (т. е. политики неопротекционизма). Однако фиксируются и случаи усиления действующих и введения новых тарифных барьеров для внешней торговли, в том числе противоречащих тарифным обязательствам государств, принятым ими в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), прежде всего обязательствам о неповышении ставок таможенных пошлин сверх «связанного», предельного уровня, который в процессе присоединения к ВТО согласован государством–кандидатом со своими торговыми партнёрами – участниками ВТО [до 1995 при присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ)]. Такая практика обычно оправдывается соображениями защиты национальной безопасности и нормой, зафиксированной в 1947 г. в ст. XXI ГАТТ: «Ничто в настоящем Соглашении не должно быть истолковано… как препятствующее любой договаривающейся стороне предпринимать такие действия, которые она считает необходимыми для защиты существенных интересов своей безопасности…»
Примерами применения протекционистских и ограничительных мер таможенно-тарифной политики, принятых с отсылкой к защите интересов национальной безопасности, можно назвать введение администрацией США в 2018 г. таможенных пошлин на импорт стали и алюминия; таможенные пошлины, введённые США на товарный импорт из Китая и ответные тарифные меры Китая, затронувшие импорт из США, в ходе торговой войны между ними, острая фаза которой пришлась на 2018–2020 гг.; отзыв в 2022 г. США, ЕС и другими западными государствами режима наибольшего благоприятствования в торговле с Россией, что означало взимание ими более высоких, чем раньше, таможенных пошлин (автономных вместо базовых) на российские товары при их ввозе на таможенную территорию указанных государств.
В РФ актуальные приоритетные меры и задачи в области таможенно-тарифной политики, определённые федеральным правительством, ежегодно публикуются Министерством финансов РФ (Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год ...).