Майкл Хуэй
Майкл Хуэ́й (англ. Michael Hui Koon-Man; кит. 许冠文, пиньинь Xǔ Guānwén; кантон. 許冠文, ютпхин heoi² gun¹man⁴) (род. 3.9.1942, Гуанчжоу, Китай), гонконгский актёр, режиссёр и сценарист, один из самых популярных гонконгских комиков, сыгравший ключевую роль в переходе гонконгского кино на кантонский диалект. Вместе с тремя своими братьями – Стэнли, Рики и Сэмом – входил в число самых влиятельных представителей индустрии развлечений Гонконг (Сянган) 1970–1980-х гг.
Семья и карьера на телевидении
Майкл Хуэй родился в семье бывшего врача, ставшего учителем. Двое из трёх его младших братьев тоже стали звёздами кино. Позже семья Хуэй перебралась в Гонконг, но условия их жизни были непростыми – они жили в деревянном доме без водопровода и электричества. Первые годы Хуэй учился в местном монастыре, поскольку это было бесплатно, затем начальник отца помог ему устроиться в гонконгскую школу «Ла-Салль Колледж». После её окончания он поступил на факультет социологии в Китайском университете в Гонконге и по окончании обучения устроился работать школьным учителем (When the wind was blowing wild. 2018).
В конце 1960-х гг. младший брат Майкла, Сэм Хуэй, к тому времени ставший поп-звездой и получивший свою музыкальную программу на телеканале TVB, предложил Майклу попробовать себя в качестве интервьюера в одном из телешоу канала. Хотя интервью, которые брал Хуэй, не были комедийными, он пытался их разнообразить, и один из придуманных им гэгов так понравился режиссёру программы, что он попросил продолжать вести диалоги в той же манере (Хохлов. 2009). Продюсеры TVB разглядели в Хуэе комедийный потенциал и предложили создать собственное шоу.
Проект получил название «Шоу братьев Хуэй» («The Hui Brothers Show»), его соведущим был Сэм Хуэй, позднее к ним присоединился и Рики Хуэй (Bordwell. 2011). Изначально шоу было рассчитано на один эпизод и вышло 12 апреля 1971 г. как специальная программа в честь Пасхи, но отклики зрителей были настолько восторженными, что на TVB решили сделать проект постоянным. «Шоу братьев Хуэй» продержалось в эфире два сезона и ввело в моду очень быструю подачу вербальных шуток и каламбуров, которая стала ключевой составляющей жанра абсурдного юмора молейто.
Начало кинокарьеры
В «Шоу братьев Хуэй» Майкла увидел режиссёр кинокомпании Shaw Brothers Ли Ханьсян, и, т. к. TVB был дочерней структурой компании, а нанятый им изначально актёр Чин Мяо не смог попасть на съёмки (When the wind was blowing wild. 2018), Ли предложил Хуэю главную роль в своей сатирической комедии «Полководец» («The Warlord», 1972). Боссы Shaw Brothers были против, но Ли убедил их дать будущему актёру шанс, и после двух дней съёмок те согласились, что Хуэй прекрасно вписался в образ. Фильм пользовался большим успехом и занял третью позицию в гонконгском бокс-офисе по итогам года, сразу после двух суперхитов Брюса Ли «Путь дракона» («The Way of the Dragon», 1972, режиссёр Брюс Ли) и «Кулак ярости» («The Fist of Fury», 1972, режиссёр Ло Вэй). Такой успех побудил Ли Ханьсяна подписать Хуэя ещё на три совместных фильма для Shaw Brothers. Несмотря на то что их следующий фильм, «Счастливое мгновение» («The Happiest Moment», 1973, режиссёр Ли Ханьсян), занял 4-ю строчку годового бокс-офиса, Хуэю становилось тесно в сугубо актёрской ипостаси и он задумался о собственных проектах. В результате по истечении контракта он перешёл на конкурирующую студию Golden Harvest, боссы которой после смерти своей главной звезды, Брюса Ли, искали новые таланты.
По итогам в 1974 г. у Майкла Хуэя вышло сразу три фильма – весной и летом появились «Скандал» («Scandal») и «Греховная исповедь» («Sinful Confession») Ли Ханьсяна от Shaw Brothers, а в октябре состоялась премьера комедии Golden Harvest «Игры игроков» («Games Gamblers Play»), в которой Хуэй выступил режиссёром, сценаристом и главным актёром. И в то время, как фильмы Ли Ханьсяна с Хуэем собирали в прокате всё меньше и меньше, «Игры игроков» произвели в гонконгском кинопрокате фурор, заняв 1-ю строчку бокс-офиса и заработав больше, чем все три предыдущих фильма с Хуэем, вместе взятые. Одним из ключевых факторов успеха «Игр игроков» стал не только сценарий, во многом вдохновлённый голливудской «Аферой» («The Sting», 1973, режиссёр Дж. Р. Хилл), но и решение авторов снимать фильм на кантонском диалекте, на тот момент не распространённом в гонконгском кино, хотя на нём говорил весь Гонконг. Чеканная кантонская речь придавала принципиально иную динамику и ритмику юмору даже на уровне звучания, а манера Майкла говорить быстро, отрывисто, сбивчиво, на грани заикания, идеально с ним гармонировала. С подачи Хуэя кантонский диалект стал «золотым стандартом» для гонконгского кино во всех жанрах уже к концу 1970-х гг.
За «Играми игроков» последовало «Последнее послание» («The Last Message», 1975, режиссёр Майкл Хуэй) – не столь удачная с художественной точки зрения, но успешная коммерчески комедия (1-е место в списке самых кассовых фильмов года), подарившая гонконгской поп-музыке три суперхита, написанных специально для фильма Сэмом Хуэем, исполнившим в «Последнем послании» вторую главную роль. Следом появились «Частные детективы» («The Private Eyes», 1976, режиссёр Майкл Хуэй) – первый каноничный фильм братьев Хуэй (третью главную роль исполнил Рики Хуэй, в двух предыдущих картинах довольствовавшийся эпизодами), который многие поклонники Майкла считают его лучшим фильмом и который предсказуемо занял 1-ю строчку бокс-офиса. На 1-м месте в списке самых кассовых фильмов года, даже выше культового «Пьяного мастера» («Drunken Master», 1978, режиссёр Юэнь Ву-Пин) с Джеки Чаном, оказался и четвертый режиссёрский проект Хуэя – сатирическая комедия «Контракт» («Contract», 1978), высмеивавшая мир гонконгского телевидения.
Следующий фильм братьев Хуэй вышел в 1981 г. и оказался их главным коммерческим успехом, более чем вдвое превзошедшим по сборам «Частных детективов». Фильм назывался «Безопасность без границ» («Security Unlimited», 1981, режиссёр Майкл Хуэй), и за свою роль заносчивого и глуповатого, но в целом доброго и эмпатичного охранника Майкл Хуэй в 1982 г. получил Гонконгскую кинопремию как лучший актёр. В этом фильме комедийный стиль Хуэя, сочетающий парадоксальные скетчевые гэги, яркие вербальные шутки, социальную сатиру и клоунаду со слэпстиком (во многом близкий к тому, что снимал в СССР Л. И. Гайдай), достиг своего творческого апогея.
Сольные проекты
Несмотря на оглушительный успех «Безопасности без границ», после этого фильма творческие пути братьев разошлись: Сэм Хуэй получил главную роль в комедийном боевике «Безумная миссия» («Aces Go Places», 1982, режиссёр Эрик Цан), давший начало циклу из пяти фильмов, а Майкл уехал в Голливуд, чтобы попытаться покорить Запад в дуэте с Джеки Чаном в комедии «Гонки "Пушечное ядро"» («Cannonball Run», 1981, режиссёр Х. Нидэм). Несмотря на популярность фильма, роли Хуэя и Чана в нём были слишком скромными, чтобы дать ощутимый карьерный импульс, поэтому Хуэй даже отказался от участия в сиквеле и вернулся в Гонконг.
Следующим проектом Майкла Хуэя стал ромком «Теппаньяки» («Teppanyaki», 1984), в котором не было его братьев, а главную женскую роль сыграла популярная гонконгская актриса и певица Салли Е. За эту работу Хуэй был номинирован на Гонконгскую кинопремию как лучший сценарист и исполнитель мужской роли, а сам фильм по итогу собрал в прокате даже больше, чем «Безопасность без границ». К этому времени гонконгский кинопрокат в целом вырос настолько, что заработанной суммы не хватило даже для попадания фильма в пятёрку кассовых лидеров года.
В поиске новых идей Майкл Хуэй начал принимать приглашения в проекты других режиссёров. В 1985 г. он сыграл главную роль в криминальной комедии «Мистер Бу и Пом Пом» («Mr. Boo Meets Pom Pom», 1985, режиссёр У Ма), третьей части популярного цикла «Пом Пом», а год спустя сыграл в комедии «Инспектор Шоколад» («Chocolate Inspector», 1986, режиссёр Филип Чан) и самостоятельно поставил комедию «Счастливый перезвон» («Happy Ding Dong», 1986). Последняя копировала голливудский хит «В джазе только девушки» («Some Like It Hot», 1959, режиссёр Б. Уайлдер) вплоть до конкретных гэгов, при этом не позиционировалась как официальный ремейк, что было обычной практикой для Гонконга 1980-х гг.
В 1988 г. Майклу удалось снова собрать всё трио братьев (хотя Сэм появился лишь в камео) для своей комедии «Куры против уток» («Chicken and Duck Talk», 1988), создав ещё один кассовый хит и заработав две номинации на Гонконгскую кинопремию – за лучший фильм года и очередную лучшую мужскую роль для себя. Затем он снялся в ещё одной хитовой комедии – «Мистер Кокос» («Mr. Coconut», 1989, режиссёр Клифтон Ко), за которой последовало уже полноценное возвращение трио братьев в комедии «Первая полоса» («Front Page», 1990, режиссёр Филип Чан), где всем троим достались главные роли.
1990-е гг. начались для Майкла Хуэя с успешной криминальной комедии «Волшебное прикосновение» («Magic Touch», 1992), в которой он сыграл в паре с молодым поп-идолом Леоном Лаем. Этот фильм стал последним для Хуэя как режиссёра. Его актёрские работы первой половины 1990-х гг. [«Герой нищих» («Hero of the Beggars», 1992, режиссёр Энтони Чан) и «Все мои мысли о тебе» («Always on My Mind», 1993, режиссёр Джейкоб Чун)] не были провальными, но после откровенно неудачной комедии «Все сокровища мира» («The World of Treasure», 1995, режиссёр Стивен Ло) Хуэй решил взять перерыв. Во 2-й половине 1990-х гг. он сыграл только в одном фильме – в американской драме «Китайская шкатулка» («Chinese Box», 1997, режиссёр Уэйн Ван) в компании англичанина Дж. Айронса, китаянки Гун Ли и гонконгской актрисы Мэгги Чун.
Поздний период творчества
Хотя в 21 в. многие гонконгские кинематографисты приняли приглашение перебраться на материк и работать по цензурным законам Китая, с наступлением нового тысячелетия Майкл Хуэй остался верным Гонконгу и снимался хотя и редко, но только в гонконгском кино. При этом больших хитов с его участием так и не появилось, если не считать авантюрную комедию «Младенец на $30 000 000» («Rob-B-Hood», 2006, режиссёр Бенни Чан), в которой он исполнил второстепенную роль в компании суперзвёзд Джеки Чана и Луиса Ку.
В 2010-х гг. роли Майкла Хуэя окончательно свелись к небольшим звёздным ролям и камео. Исключением стала только тайваньская криминальная драма «Счастливого пути» («Godspeed», 2016, режиссёр Чун Монхун), в которой он сыграл главную роль – пожилого таксиста из Гонконга, везущего через весь Тайвань курьера с посылкой для влиятельного гангстера. Фильм выдвигался на восемь призов главной тайваньской кинонаграды «Золотая лошадь», в том числе в актёрской номинации для Хуэя.
Личная жизнь
Майкл Хуэй с 1972 г. женат на Чжэн Цзеин, не принадлежащей миру шоу-бизнеса. У пары есть сын Хуэй Сывай и дочь Мишель Хуэй. Последняя ещё ребёнком снялась в нескольких фильмах отца, позже став певицей. Хуэй Сывай в 2003 г. перебрался из Гонконга в Пекин, где открыл своё кафе и магазин десертов. Впоследствии он вместе с женой вернулся в Гонконг, где начал несколько новых бизнесов и снял как режиссёр документальный фильм «Художник постеров» («The Posterist», 2016), посвящённый Юэнь Тай-Юну – знаменитому гонконгскому художнику, рисовавшему постеры, в том числе для фильмов Майкла Хуэя.