Джеки Чан
Дже́ки Чан (Jackie Chan, кит. 成龙, пиньинь Chéng Lóng, род. 7.4.1954, Гонконг), гонконгский, китайский и голливудский актёр, режиссёр, постановщик боевых сцен и мастер боевых искусств. Среди известных работ с его участием – «Змея в тени орла» («Snake in the Eagle's Shadow», 1978) и «Пьяный мастер» («Drunken Master», 1978), поставленные Юэнь Ву-Пином, «Драка в Бэттл-Крик» («The Big Brawl», 1980, режиссёр Р. Клауз), «Разборка в Бронксе» («Rumble in Bronx», 1995, режиссёр Стэнли Тун) и др.
Ранние годы
Джеки Чан родился в семье Чарльза и Лили Чан, в 1949 г. бежавших от китайского коммунистического режима в Гонконг. Со временем родители Чана устроились во французскую дипмиссию, расположенную на пике Виктория (отец работал поваром, а мать – уборщицей), но зарабатывали мало и жили скромно. Поскольку денег семье не хватало, то Ч. Чан воспользовался возможностью переехать в Австралию с повышением жалованья. Через некоторое время к нему присоединилась жена, а 7-летнего Чана было решено отдать в школу пекинской оперы, которой руководил мастер Юй Джим-Юэнь.
Родители Джеки Чана подписали со школой 10-летний контракт, по которому их сын оказывался в полном распоряжении учителя. Например, контракт включал в себя пункт, по которому ребёнка могли наказывать без ограничений, вплоть до смертельного исхода. Юй кормил, одевал и обучал мальчика китайской опере, акробатике и боевым искусствам, а взамен задействовал его в выступлениях своего коллектива. Хотя в труппе было немало учеников, к Чану у Юя было особое отношение – его он, в отличие от других воспитанников, официально усыновил, поэтому нагружал сильнее остальных.
Впоследствии этот период жизни Джеки Чана был подробно освещён в полудокументальной драме «Раскрашенные лица» («Painted Faces», 1988, режиссёр Алекс Ло). Юй Джим-Юэня в фильме играл Саммо Хун, ещё один воспитанник школы, самый старший на момент поступления Чана. Помимо них, в школе обучались ещё несколько воспитанников – будущих знаковых фигур гонконгского кино. Объясняется это тем, что кроме уличных и театральных представлений Юй задействовал воспитанников в качестве статистов и эпизодических актёров в бурно растущей гонконгской киноиндустрии 1960-х гг., поэтому, взрослея, они приходили в кинематограф.
Из самых одарённых детей Юй Джим-Юэнь сформировал коллектив под названием «Семь маленьких счастливчиков». Несмотря на название, в труппу входило больше ребят, вплоть до 14, но в представлении всегда участвовали только семь из них. Помимо Джеки Чана и Саммо Хуна, в коллектив входили будущие звёзды Юэнь Бяо, Кори Юэнь, Юэнь Ва, Юэнь Так, Юэнь Мо (с поступлением в школу воспитанники брали имя учителя в качестве своей фамилии). Известная актриса Юэнь Цю также училась у Юя.
Начало карьеры
Дебютом Джеки Чана в кино принято считать фильм «Большой и маленький Вонг Тин-Бар» («Big and Little Wong Tin Bar», 1962, режиссёр Лун То). В этой исторической драме с Ли Лихуа в главной роли 7-летний Чан появился в эпизоде вместе со своим «старшим братом» Саммо Хуном и на протяжении следующего десятилетия не раз снимался в кино в небольших детских ролях.
На рубеже 1960–1970-х гг. гонконгский кинематограф претерпевал значительные изменения. Подчёркнуто театральные боевые искусства на экране сменялись более практичными, зрелищными стилями, появился спрос на настоящих акробатов, и 17-летний Джеки Чан, окончив обучение у Юй Джим-Юэня, начал карьеру каскадёра в фильмах компаний Shaw Brothers и Golden Harvest. Так, в числе прочих, его можно увидеть в фильме «Кулак ярости» («The Fist of Fury», 1972, режиссёр Ло Вэй) с Брюсом Ли, где Чан играл одного из японских соперников главного героя и дублировал нескольких актёров, в том числе японца Хасимото Рики в финальной схватке.
В начале 1970-х гг. Джеки Чан подписал контракт со студией Great Earth Film Company режиссёра Чу Му, который со временем перевёл актёра из статистов и каскадёров в исполнителя полноценных ролей. Так, в 1973 г. были сняты фильмы «Кулак тени орла» («Eagle Shadow Fist», 1973) и «Разборка в Гонконге» («Police Woman», 1973), в которых Чан сыграл ключевые роли второго плана. В фильме «Разборка в Гонконге» он предстал в нетипичном для своего амплуа отрицательном образе, в то время как главную положительную роль исполнила его коллега по школе Юй Джим-Юэня Юэнь Цю.
Ещё раньше, в 1971 г., Джеки Чан исполнил полноценную главную роль в фильме «Тигрёнок из Квантуна» («The Cub Tiger from Kwangtung», режиссёр Чу Му), но до кинотеатров фильм добрался только в 1973 г., не имел успеха и был забыт. В конце 1970-х гг. лента была выкуплена и перемонтирована в фильм «Мастер с треснутыми пальцами» («Master With Cracked Fingers», 1979), который на две трети состоял из исходного материала, а на треть – из сцен, доснятых без участия Чана.
Работа в Great Earth Film Company не принесла Джеки Чану известности, и в середине 1970-х гг. он перешёл к Ло Вэю – заслуженному режиссёру, постановщику нескольких фильмов Брюса Ли, который в то время искал новую потенциальную звезду. Ло хорошо знал Чана как каскадёра и экшен-хореографа, поэтому поставил его на главные роли сразу в нескольких своих фильмах: «Новый кулак ярости» («New Fist of Fury», 1976), «Метеор-убийца» («The Killer Meteors», 1976), «Последнее испытание Шаолиня» («Shaolin Wooden Men», 1976, режиссёр Чэнь Чихва, продюсер Ло Вэй), «Убить с интригой» («To Kill With Intrigue», 1977), ни один из которых не имел коммерческого успеха. Единственной удачей Чана тех лет можно считать роль второго плана в кун-фу боевике «Рука смерти» («The Hand of Death», 1976, режиссёр Джон Ву).
Первые успехи
Разочарованный сотрудничеством Ло Вэй передал Джеки Чана на два фильма компании Seasonal Films, ставшие переломными в карьере актёра. Участие с перерывом в полгода в картинах «Змея в тени орла» («Snake in the Eagle's Shadow», 1978) и «Пьяный мастер» («Drunken Master», 1978), поставленных Юэнь Ву-Пином, позволили Чану реализовать потенциал, сдерживаемый Ло Вэем. От фильмов Ло эти две киноленты принципиально отличались подчёркнуто зрелищной акробатикой, искусно переплетённой с поединками, и юмором, преобразившим весь гонконгский кинематограф (Комм. 2015). Если успех фильма «Змея в тени орла» в марте 1978 г. стал неожиданностью, то к премьере киноленты «Пьяный мастер» в октябре было очевидно, что Чан и Юэнь Ву-Пин изобрели формулу коммерческого хита.
Между фильмами «Змея в тени орла» и «Пьяный мастер» в гонконгский прокат вышли ещё два фильма с Джеки Чаном от Ло Вэя – «Искусство Шаолиня. Змея и журавль» («Snake and Crane Arts of Shaolin», 1978, режиссёр Чэнь Чихва) и «Великолепные телохранители» («Magnificent Bodyguards», 1978, режиссёр Ло Вэй). И хотя благодаря участию Чана они собрали в прокате больше, чем предыдущие фильмы Ло, стало очевидно, что аудитория ждёт чего-то иного. Ло безуспешно пытался адаптироваться, но снятые им комедийные боевики «Астральное кунгфу» («Spiritual Kung Fu», 1978) и «Немного кунгфу» («Half a Loaf of Kung Fu», 1978, режиссёр Чэнь Чихва, продюсер Ло Вэй) явно уступали фильму «Пьяный мастер», и Чан предложил расторгнуть контракт.
Пытаясь удержать актёра, Ло Вэй разрешил Джеки Чану снять полностью самостоятельный фильм. Так появилась «Бесстрашная гиена» («Fearless Hyena», 1979), в которой Чан выступил актёром, режиссёром, сценаристом и постановщиком боёв. Хотя фильм не смог превзойти коммерческий результат фильма «Пьяный мастер», он стал лидером проката 1979 г. Ло попытался закрепить успех, запустив съёмки сиквела, но Чан понял, что ему намного проще работать одному, и настоял на разрыве контракта. Ло хотел заставить актёра передумать, обратившись к триадам, но влиятельный в криминальных кругах актёр Джимми Ван помог Чану закончить сотрудничество без крови на компромиссных условиях – в обмен на свободу Ло получил права на отснятый материал к «Бесстрашной гиене 2» («Fearless Hyena 2», 1983, режиссёр Чан Чэнь). Работу над фильмом завершали без участия Чана при помощи дублёров. За помощь в разрешении конфликта (Ching. 2022) Чан впоследствии снялся в продюсерских проектах Вана «Особое задание» («Fantasy Mission Force», 1983, режиссёр Кевин Чу) и «Остров огня» («Island of Fire», 1990, режиссёр Кевин Чу).
Международная карьера
Освободившись от обязательств перед Ло Вэем, Джеки Чан заключил контракт с компанией Golden Harvest, для которой снял успешный комедийный боевик «Молодой мастер» («Young Master», 1980). В это же время в США произошёл очередной всплеск интереса к кун-фу фильмам, и Golden Harvest решила выйти на западный рынок в формате копродукции. Флагманским совместным с зарубежными партнёрами проектом стал комедийный боевик «Драка в Бэттл-Крик» («The Big Brawl», 1980, режиссёр Р. Клоуз), в котором Чан исполнил главную роль. Фильм имел коммерческий успех, тем не менее результат получился неоднозначным. Т. к. актёр плохо говорил по-английски, ему не позволили участвовать в написании сценария и постановке, а в экранные соперники ему подобрали неповоротливых американских рестлеров, поэтому он не смог показать свои таланты комика и бойца.
Удачнее сложилась коммерческая судьба второго голливудского проекта Джеки Чана – «Гонки Пушечное ядро» («Cannonball Run», 1981, режиссёр Х. Нидем), однако в нём Чан вместе с другой гонконгской суперзвездой тех лет, комиком Майклом Хуэем, выступил во вспомогательной роли. Этот проект примечателен тем, что именно в нём Чан почерпнул идею включать в финальные титры монтаж неудавшихся дублей (Dragon Lord Reviews) – ход, который, наряду с самостоятельным исполнением трюков, станет его фирменным знаком.
Вернувшись в Гонконг, Джеки Чан получил карт-бланш от Golden Harvest и приступил к самому на тот момент амбициозному проекту – историческому комедийному боевику «Лорд-дракон» («Dragon Lord», 1982, режиссёр Джеки Чан). К съёмкам фильма Чан подошёл максимально скрупулёзно. Изначально проект должен был стать сиквелом «Молодого мастера», но в процессе Чан полностью изменил концепцию, отбросив значительную часть отснятого материала и сосредоточившись на сложных экшен-сценах, в которых особенно выделялись эпизоды с игрой в китайский футбол. Сценарий неоднократно переписывался, сцены менялись местами, отдельные эпизоды переснимались множество раз. Так, на один из кадров, согласно «апокрифу», понадобилось 2,9 тыс. дублей, а на съёмки сцены с футболом ушло в общей сложности 40 дней (Ashcraft. 2017).
«Лорд-дракон» стал самым кассовым фильмом в карьере Джеки Чана, но самым кассовым фильмом года в Гонконге оказался не он, а приключенческий комедийный боевик «Безумная миссия» («Aces Go Places», 1982, режиссёр Эрик Цан), что свидетельствовало об исчерпании моды на исторические кун-фу фильмы. Окончательно Чан убедился в этом в 1983 г., когда сложный и дорогой в производстве кун-фу боевик «Проект А» («Project A», 1983, режиссёр Джеки Чан) заработал меньше, чем непритязательная комедия с элементами боевых искусств «Победители и грешники» («Winners and Sinners», 1983, режиссёр Саммо Хун), в которой Чан появился в небольшом камео.
Два этих фильма положили начало сотрудничеству между Джеки Чаном, Саммо Хуном и Юэнем Бяо – «тремя братьями», знакомыми ещё со школы Юй Джим-Юэня. Продолжилось оно коммерчески успешными комедийными боевиками Саммо Хуна «Закусочная на колёсах» («Wheels on Meals», 1984), «Мои счастливые звёзды» («My Lucky Stars», 1985) и «Мои счастливые звёзды 2» («Twinkle Twinkle Lucky Stars», 1985). Популярностью пользовались сольные фильмы Чана. В 1985 г. первые четыре строчки рекордсменов бокс-офиса занимали фильмы с его участием. Помимо двух частей «Моих счастливых звёзд» это были «Полицейская история» («Police Story», 1985, режиссёр Джеки Чан) и «Сердце дракона» («Heart of the Dragon», 1985, режиссёр Саммо Хун). В том же году вышел криминальный боевик «Покровитель» («The Protector», 1985, режиссёр Джеймс Гликенхаус), который считается одной из редких неудач Чана тех лет. Снятый в США на английском языке, он был отмечен теми же недостатками, что и «Большая драка». По словам Чана, в Голливуде не понимали его как актёра и его стиль экшена, что вынудило его вмешаться в производственный процесс «Покровителя» на этапе монтажа. Позже он выпустил расширенную версию фильма для Гонконга, сократив сексуальные сцены и жестокость, но добавив юмор, перемонтировав экшен и полностью пересняв финальную схватку. Даже после этого Чан остался настолько разочарован «Покровителем», что на долгие годы отказался от попыток закрепиться на Западе.
Популярность в Гонконге удовлетворяла амбиции Джеки Чана, и на протяжении десяти лет вплоть до середины 1990-х гг. он выпускал прокатные хиты. «Доспехи бога» («Armour of God», 1986, режиссёры Джеки Чан и Эрик Цан), «Проект А, часть 2» («Project A Part II», 1987, режиссёр Джеки Чан), «Драконы навсегда» («Dragons Forever», 1988, режиссёр Саммо Хун, сорежиссёр Кори Юэнь), «Полицейская история 2» («Police Story 2», 1988, режиссёр Джеки Чан), «Чудеса» («Miracles», 1989, режиссёр Джеки Чан), «Доспехи бога 2» («Armour of God 2: Operation Condor», 1991, режиссёр Джеки Чан), «Близнецы-драконы» («The Twin Dragons», 1991, режиссёры Цуй Харк и Ринго Лам), «Полицейская история 3» («Police Story 3: Supercop», 1992, режиссёр Стэнли Тун), «Городской охотник» («City Hunter», 1992, режиссёр Вонг Цзин), «Криминальная история» («Crime Story», 1993, режиссёр Кирк Вонг) и «Пьяный мастер 2» («Drunken Master 2», 1994, режиссёры Джеки Чан и Лау Кар Люн) – все эти фильмы становились лидерами проката не только в Гонконге, но и во всех странах Азии.
Индустриальный кризис, спровоцированный видеопиратством и экономической нестабильностью в преддверии передачи Гонконга материковому Китаю в 1997 г., стал одной из причин, по которой Джеки Чан вновь обратил внимание на Голливуд. К этому моменту его имя хорошо знали на Западе, его фильмы стабильно выпускались на видеокассетах, но многие предложения сняться в голливудских блокбастерах актёр отвергал. В частности, он отказался от роли антагониста в «Разрушителе» («Demolition Man», 1993, режиссёр Марко Брамбилла), посчитав, что это противоречит его образу и амплуа.
Главным успехом Джеки Чана в покорении международной аудитории стал фильм «Разборка в Бронксе» («Rumble in Bronx», 1995, режиссёр Стэнли Тун) – по сути, гонконгский фильм, снятый с расчётом на западный рынок и с привлечением средств американской кинокомпании New Line Cinema. Последняя приобрела фильм для международного кинопроката, для чего записала оригинальную звуковую дорожку с английским дубляжем и новым саундтреком.
Картина «Разборка в Бронксе» вышла в широкий кинопрокат в США и сделала Джеки Чана суперзвездой. Успехом пользовались и его последующие фильмы «Громобой» («Thunderbolt», 1995, режиссёр Гордон Чан), «Первый удар» («First Strike», 1996, режиссёр Стэнли Тун), «Мистер Крутой» («Mr. Nice Guy», 1996, режиссёр Саммо Хун) и «Кто я?» («Who Am I», 1998, режиссёры Джеки Чан и Бенни Чан). Хотя гонконгская киноиндустрия переживала глубокий кризис, Чан получал под свои проекты любые бюджеты, оставаясь одной из немногих звёзд, гарантировавших окупаемость.
В 1998 г. в Голливуде вышел «Час пик» («Rush Hour», режиссёр Б. Ратнер) – комедийный боевик, в котором Джеки Чан сыграл китайского полицейского, объединяющегося с американским детективом в исполнении комика Криса Такера. Образовав один из самых ярких кинодуэтов своего времени, Чан и Такер обеспечили фильму кассовый успех – теперь студии были готовы снимать актёра практически на любых условиях.
С этого момента Джеки Чан больше десяти лет сочетал съёмки в Гонконге с голливудскими проектами. Так, в 1999 г. в Гонконге вышла экшен-комедия «Великолепный» («Gorgeous», режиссёр Винсент Кок), в 2001 г. – «Случайный шпион» («The Accidental Spy», режиссёр Тедди Чан), затем последовали «Медальон» («The Medallion», 2003, режиссёр Гордон Чан), «Новая полицейская история» («New Police Story», 2004, режиссёр Бенни Чан), «Миф» («The Myth», 2005, режиссёр Стэнли Тун) и «Младенец на 30 миллионов долларов» («Rob-B-Hood», 2006, режиссёр Бенни Чан).
Тем временем в Голливуде в 2000 г. вышел «Шанхайский полдень» («Shanghai Noon», режиссёр Том Дей), год спустя – «Час пик 2» («Rush Hour 2», 2001, режиссёр Б. Ратнер), за ним «Смокинг» («Tuxedo», 2002, режиссёр Кевин Донован), «Шанхайские рыцари» («Shanghai Knights», 2003, режиссёр Дэвид Добкин), «Вокруг света за 80 дней» («Around the World in 80 Days», 2004, режиссёр Фрэнк Корачи) и «Час пик 3» («Rush Hour 3», 2007, режиссёр Б. Ратнер).
К концу 2000-х гг. Джеки Чан решил переключиться с боевиков на более серьёзные драматические роли и снялся в криминальном триллере «Инцидент в Синдзюку» («Shinjuku Accident», 2009, режиссёр Дерек Йи). В этот же период от подчёркнуто демократичного Гонконга он перешёл к поддержке коммунистической доктрины материкового Китая, что отразилось и на выборе ролей. В 2009 г. он поучаствовал в патриотической эпической драме «Основание Китая» («The Founding of a Republic», режиссёры Хань Саньпин и Хуан Цзяньсинь), а затем исполнил главную роль в исторической драме «Падение последней империи» («1911», 2011, режиссёры Джеки Чан и Чжан Ли), посвящённой Синьхайской революции.
От главных ролей Джеки Чан постепенно переходил к ролям учителей и наставников, как в ремейке семейного экшена «Каратэ-пацан» («The Karate Kid», 2010, режиссёр Х. Зварт) и китайской исторической драме «Шаолинь» («Shaolin», 2011, режиссёр Бенни Чан). Тем не менее в начале 2010-х гг. он вернулся к амплуа экшен-героя в продолжениях своих франшиз – «Доспехи бога 3: Миссия Зодиак» («Chinese Zodiac», 2012, режиссёр Джеки Чан) и «Полицейская история. В осаде» («Police Story 2013», 2013, режиссёр Дин Шэн), за которыми последовали приключенческая экшен-комедия «Отпетые напарники» («Skiptrace», 2015, режиссёр Ренни Харлин), исторический боевик «Меч дракона» («Dragon Blade», 2015, режиссёр Дэниел Ли), патриотическая экшен-комедия «Железнодорожные тигры» («Railroad Tigers», 2016, режиссёр Дин Шэн), криминальный боевик «Иностранец» («Foreigner», 2017, режиссёр М. Кэмпбелл), фантастический боевик «Сердце из стали» («Bleeding Steel», 2017, режиссёр Чжан Лицзя) и приключенческая комедия «Кунгфу-йога» («Kung Fu Yoga», 2017, режиссёр Стэнли Тун), в российском прокате приписанная к франшизе «Доспехи Бога».
Фильмы этого периода показывали довольно разные коммерческие результаты. И хотя в фильмографии Джеки Чана конце 2010-х гг. немало провалов [например, семейные фэнтези-боевики «Тайна печати дракона» («The Mystery of Dragon Seal», 2019, режиссёр О. Степченко) и «Рыцарь теней» («The Knight of Shadows: Between Yin and Yang», 2019, режиссёр Вэш Янь)], Чан по-прежнему оставался одним из самых уважаемых и узнаваемых актёров в мире, а его вклад в развитие гонконгского кино и мирового экшен-кино невозможно переоценить.
Музыка, озвучание и другая деятельность
Начиная с конца 1970-х гг., когда в Гонконге начали снимать фильмы на кантонском диалекте, и вплоть до середины 1990-х гг. в своих гонконгских работах Джеки Чан говорил голосом актёра озвучания Чарльза Тана. Но почти ко всем своим фильмам, начиная с «Молодого мастера», он сам записывал заглавные песни – уроки пения в школе пекинской оперы принесли плоды. С 1984 г. Чан начал выпускать полноценные музыкальные альбомы. Его дискография включает более десяти студийных альбомов, в которых он поёт на кантонском диалекте, мандарине, японском и английском языках.
В 1990-х гг. Джеки Чан начал принимать участие в дубляже мультфильмов. В частности, он дублировал Чудовище на мандарин в мультфильме «Красавица и Чудовище» («Beauty and the Beast», 1991, режиссёры Г. Труздейл и К. Уайз) и капитана Ли Шана на кантонский диалект и мандарин в диснеевском мультфильме «Мулан» («Mulan», 1998, режиссёры Б. Кук и Т. Банкрофт). В конце 2000-х гг. он озвучил в английской версии мастера Обезьяну в «Кунг-фу панде» («Kung Fu Panda», 2008, режиссёры Дж. Стивенсон и М. Озборн) и всех его продолжениях.
Джеки Чан владеет рядом бизнесов, построенных на его имени, и активно занимается благотворительностью. Так, в 1998 г. начал работу благотворительный фонд его имени, а в начале 2000-х гг. журнал Forbes включил Чана в список самых влиятельных филантропов (48 Heroes Of Philanthropy ... 2011). В 2006 г. Чан сообщил, что после его смерти половина его состояния будет пожертвована на благотворительность (Inspired by Gates & Buffett ... 2006).
В 1982 г. Джеки Чан женился на Джоан Линь – тайваньской актрисе (сестре более успешной актрисы Бриджит Линь – исполнительницы одной из главных ролей в фильме «Полицейская история»). Их сын Джейси Чан (род. 1982) также стал актёром.