Китайские боевики об азартных играх
Кита́йские боевики́ об аза́ртных и́грах (赌片, пиньинь dǔpiān), направление в китайском кино, в котором помимо традиционных атрибутов жанра боевика (огнестрельное оружие, поединки) центральный конфликт разрешается посредством азартных игр. Кульминация сюжета фильмов данного направления, как правило, разворачивается за игровым столом. Обычно герои играют в карточные игры (покер, блэкджек), также популярен маджонг, в значительно меньшей степени – кости и рулетка.
Направление восходит к голливудскому фильму «Афёра» («The Sting», 1973, режиссёр Дж. Р. Хилл), в котором Р. Редфорд и П. Ньюман играли двух аферистов, планирующих ограбление и отвлекающих внимание своей цели при помощи партии в покер. Через год в Гонконге появилась вдохновлённая этим фильмом криминальная комедия «Игры игроков» («Games Gamblers Play», 1974, режиссёр Майкл Хуэй), ставшая самым кассовым фильмом года в Гонконге с большим отрывом [сборы почти втрое превзошли ближайшего конкурента – 6,25 млн гонгонгских долл. против 2,16 млн (Топ 100 самых кассовых фильмов Гонконга // Hong Kong Cinema)] и заодно давшая старт целой волне фильмов на кантонском диалекте. «Игры игроков» посвящён двум шулерам, которые пытаются обвести вокруг пальца опасного члена триады. В фильме практически не было экшена и по жанру он относился скорее к комедии положений, тем не менее в финале главный герой благодаря мошенничеству побеждал в игре в кости.
Азартные игры присутствовали на экране на протяжении 1970-х гг., но полноценное жанровое направление стало складываться только в начале 1980-х гг., когда к теме обратился в будущем один из самых коммерчески успешных режиссёров, продюсеров и сценаристов Гонконга Вонг Цзин. Будучи сыном известного гонконгского режиссёра Вонга Тин Лама Вонг Цзин начал карьеру в кино как сценарист в середине 1970-х гг. и к началу 1980-х гг. стал заметной фигурой в индустрии. Так, он был ведущим сценаристом двух сезонов популярного сериала о казино «Кручу-верчу» («The Shell Game», 1980–1981). В 1981 г. он дебютировал как режиссёр с фильмом «Вызов игроков» («Challenge of the Gamesters», 1981), в котором попытался повторить сюжетную формулу «Кручу-верчу», а в главной роли снял Патрика Це из этого сериала. В том же году вышел фильм «Герои маджонга» («Mahjong Heroes», 1981, режиссёр Ли Пуи Куэн), к которому Вонг написал сценарий и в котором вновь сыграл Патрик Це.
Оба фильма вошли в десятку кассовых рекордсменов Гонконга 1981 г., но уже год спустя интерес к теме заметно спал. Вышедший в 1982 г. фильм «Победитель забирает всё» («Winner Takes All», 1982, режиссёр Вонг Цзин) не получил рекордные сборы, при том что Вонг Цзин выступил в качестве режиссёра и сценариста, а Патрик Це исполнил одну из главных ролей. До конца 1980-х гг. фильмы об азартных играх не были успешными среди зрителей.
«Бог азартных игроков» и его подражатели
В 1989 г. Вонг Цзин выступил режиссёром и сценаристом двух разных, но объединённых тематикой азартных игр фильмов – комедийного боевика «Бог азартных игроков» («God of Gamblers») и криминальной драмы «Налётчики на казино» («Casino Raiders»). В тот период Вонг в год режиссировал по четыре – пять фильмов и писал до десяти сценариев в надежде, что зрителей заинтересует хотя бы один из них. Оба фильма оказались коммерческими хитами: по итогам года «Бог азартных игроков» занял первую строчку бокс-офиса, а «Налётчики на казино» – пятую. За главную роль в «Боге азартных игроков» Чоу Юньфат номинировался на Гонконгскую кинопремию как лучший актёр, но уступил самому себе, получив приз за роль в фильме «Всё об А Луне» («All About Ah Long», 1989, режиссёр Джонни То).
Главные герои «Налётчиков на казино» в исполнении Алана Тама и Энди Лау – два лучших игрока Азии. После того как одному из них японские шулеры искалечили руку и он был вынужден бросить играть, друг помог ему отомстить и заработать на безбедную старость. В фильме «Бог азартных игроков» рассказывается о мастере азартных игр Ко Чуне (Чоу Юньфат), который в результате несчастного случая, подстроенного мелким бандитом по кличке Нож (Энди Лау), ударился головой и потерял память. Лишившись игрового мастерства, Ко Чунь превратился в большого ребёнка. Тем временем, пользуясь исчезновением босса, его подручный попытался изнасиловать и случайно убил девушку героя, после чего вступил в сговор с безжалостным сингарпурским мастером азартных игр, с которым у Ко Чуня запланирован поединок в покер.
«Бог азартных игроков» и «Налётчики на казино» сформировали основной канон направления, начиная с композиции (по ходу фильма герои могут вступать в перестрелки и рукопашные поединки, но развязка с победой над злодеем обязательно происходит за игровым столом) и жанрового сочетания гиперболизированного экшена с абсурдным юмором и драмой и заканчивая звёздным актёрским составом и оформлением афиш. Так, постер «Бога азартных игроков», на котором главные герои демонстрируют в камеру карты и оружие, на долгие годы стал стандартом для рекламных материалов фильмов этого жанра, нередко использующимся и в современном китайском кино.
В начале 1990-х гг. в гонконгский кинопрокат вышла комедия «Победитель забирает всё» («All for the Winner», 1990, режиссёры Джефф Лау и Кори Юэнь), сочетающая жанровые особенности как боевика про азартные игры, так и фэнтези. Стивен Чоу, будущий создатель «Убойного футбола» («Shaolin Soccer», 2001, режиссёры Стивен Чоу и Ли Лик-Чи) и «Разборок в стиле кунг-фу» («Kung Fu Hustle», 2004, режиссёр Стивен Чоу), был популярен уже в конце 1980-х гг. Суперзвездой его сделала роль деревенского простака по имени Синг, который благодаря своим сверхъестественным способностям становился непревзойдённым карточным шулером. «Победитель забирает всё» стал лидером проката и побил предыдущий рекорд самого кассового фильма в Гонконге за всю историю кинопроката.
«Победитель забирает всё» был вдохновлён «Богом азартных игроков» (вплоть до копирования его постера). Так как Чоу Юньфат не был готов подстраиваться к ритму жизни Вонга Цзина, нередко снимавшего несколько фильмов одновременно, просил внушительный гонорар и в тот период хотел играть более серьёзные роли, в «Боге азартных игроков 2» («God of Gamblers», 1990, режиссёр Вонг Цзин) Вонг Цзин решил вывести из сюжета персонажа Чоу Юньфата (отправив его героя, Ко Чуня, в Бразилию) и сделать новым главным героем Синга в исполнении Стивена Чоу. Сиквел имел большой успех, заняв второе место в списке самых кассовых фильмов 1990 г. (Hong Kong Cinema. 2022).
Третья часть фильма, вышедшая в 1991 г., также была успешна, но к этому моменту гонконгский кинопрокат был переполнен боевиками и комедиями про азартные игры – Джонни То снял сиквел «Налётчиков на казино» («Casino Raiders II», 1991), а Кори Юэнь и Джеффри Лау представили спин-офф фильма «Победитель забирает всё» под названием «Высшая ставка» («The Top Bet», 1991), главной героиней которого стала сестра Синга в исполнении гонконгской суперзвезды музыки и кино Аниты Муй.
Хотя популярность направления из-за большого потока выходивших фильмов периодически снижалась, гонконгским кинематографистам удавалось выпускать хиты за счёт привлечения суперзвёзд. В 1994 г. в цикл «Бог азартных игроков» вернулся Чоу Юньфат: фильм с его участием получил название «Возвращение бога азартных игроков» («God of Gamblers’ Return», 1994, режиссёр Вонг Цзин), и рекорд самого кассового фильма за всю историю гонконгского кинопроката в очередной раз был побит. Успешным оказался и очередной спин-офф под названием «Святой азартных игроков» («The Saint of Gamblers», 1995, режиссёр Вонг Цзин), в котором линия азартных игр была усилена участием комика Эрика Кота, звезды экшена Донни Йена и популярного юного актёра Эштона Чэня. Хитом стал также приквел «Бога…», «Бог азартных игроков 3: Ранние годы» («God of Gamblers: The Early Stage», 1996, режиссёр Вонг Цзин), где героя Чоу Юньфата в молодости изобразил поп-идол Леон Лай. Лай уже играл мастера азартных игр и боевых искусств в комедийном боевике Вонга Цзина «Городской охотник» («City Hunter», 1993, режиссёр Вонг Цзин), звездой которого выступил Джеки Чан.
Жанр в послекризисную эпоху
Очередной всплеск интереса к жанру вызвало возвращение в 1998 г. Энди Лау, к тому моменту из-за отъезда многих знаменитостей в Голливуд (Джеки Чан, Чоу Юньфат) превратившегося в одну из суперзвёзд Гонконга. Фильм с его участием «Кидала» («The Conman», 1998, режиссёр Вонг Цзин) благодаря своему коммерческому успеху стал франшизой: за «Кидалой» последовал «Кидала в Вегасе» («The Conmen in Vegas», 1999, режиссёр Вонг Цзин), после чего уже без участия Лау цикл продолжился фильмами «Кидала в Токио» («Conman in Tokyo», 2000, режиссёр Тони Чин) и «Кидала 2002» («Conman 2002», 2002, режиссёр Аман Чан).
Гонконгская киноиндустрия 2000-х гг. пребывала в упадке из-за финансового кризиса, разгула пиратства и строгости законов материкового Китая, под юрисдикцию которого Гонконг перешёл в 1997 г. В результате боевики об азартных играх становились всё более низкобюджетными. Вместе с тем один из самых ярких коммерческих успехов Гонконга 2010-х гг. связан именно с этим направлением. В 2014 г. Вонг Цзин выпустил приключенческую экшен-комедию «Из Вегаса в Макао» («From Vegas to Macau», 2014, режиссёр Вонг Цзин, Билли Чун), главные роли в которой исполнили Чоу Юньфат и Николас Це (сын Патрика Це, с фильмов с которым Вонг начинал). Формально этот фильм не имеет отношения к «Богу азартных игроков», но воспроизводит его сюжетную и жанровую формулы, а Чоу Юньфат вновь играет эксперта в любых азартных играх. Фильм был снят совместно с Китаем, что обеспечило ему путь в широкий кинопрокат по всей стране и сборы свыше 80 млн долл. Вышедший год спустя сиквел «Из Вегаса в Макао 2» («From Vegas to Macau II», 2015, режиссёр Вонг Цзин) принёс создателям почти вдвое больше (153 млн долл.), а триквел «Из Вегаса в Макао 3» («From Vegas to Macau III», 2016, режиссёр Вонг Цзин, Эндрю Лау) заработал уже 172 млн долл.
Во второй половине 2010-х гг. жанр пережил очередное возрождение в китайском интернет-кино, когда всего за три года было снято несколько десятков микробюджетных боевиков, триллеров и комедий об азартных играх, многие из которых подавались авторами как неофициальные сиквелы и ремейки «Бога азартных игроков», хотя не имели к нему отношения. Так, в 2016 г. вышли «Бог азартных игроков 2016» («God of Gamblers 2016», режиссёр Фан Инхуа), «Звёздное мастерство бога азартных игроков» («God of Gamblers Starcraft», режиссёр Чжан Пэн), «Богиня азартных игроков» («Sylphlike Gambler», режиссёр Дэн Сылин), «Бог азартных игроков династии Мин» («God of Gamblers in the Ming Dynasty», режиссёр Чжан Хаобо), «Бог азартных игроков против цзянху» («Du Shen Zai Zhan Jiang Hu», режиссёр Бай Лан), «Бог азартных игроков Лу Шаньпао» («Du Shen Lu Shan Pao», режиссёр Чжан Мэн), «Китайский бог азартных игроков 2016» («Du Shen Feng Yun 2016», режиссёры Ван Сяобай и Ху Бяо) и одновременно две первые части тетралогии «Бог азартных игроков» («God of Gamblers», 2016–2017, режиссёр Ши Шэньхао). Также в 2015–2016 гг. вышла дилогия «Возвращение бога азартных игроков» («Du Shen Gui Lai», режиссёр У Цзюньсянь).