Энди Лау
Э́нди Ла́у, Энди Лау Так-Ва (англ. Andy Lau Tak-Wah; Лю Дэхуа, кит. 刘德华, пиньинь Liú Déhuá; Лау Таква, кантон. 劉德華, ютпхин lau⁴ dak¹waa⁴) [род. 27.9.1961, Тайпоу, Гонконг (Сянган)], гонконгский актёр, продюсер и певец. Одна из главных азиатских кинозвёзд с середины 1980-х гг., принадлежит к числу «четырёх небесных королей канто-попа». Выпустил более 50 музыкальных альбомов на кантонском и мандаринском диалектах. Трёхкратный лауреат Гонконгской кинопремии за лучшую мужскую роль, сыгравший более чем в 200 фильмах и сериалах.
Ранние годы
Энди Лау родился в большой семье, у него 3 старшие сестры, одна младшая и младший брат. Дед Лау был зажиточным землевладельцем, однако отец жил самостоятельно, работал пожарным и был не в состоянии обеспечивать близких. Семья жила в трущобах, в доме без водопровода, поэтому Энди по нескольку раз в день ходил за водой на колонку. Когда мальчику было 11 лет, их дом сгорел, и на протяжении следующего года семье пришлось жить как сквоттерам в заброшенном доме.
Отец Лау держал небольшой магазин, управлять которым ему помогали дети. В частности, Энди занимался оформлением ценников, что привило ему интерес к каллиграфии. Недалеко от магазина находилась киностудия «Цзяньчэн» (кит. 坚城片场), и Лау часто доставлял продукты на съёмочную площадку. Ещё во время обучения в школе Лау играл в футбольной команде на позиции вратаря. Нападающим в его команде был Феликс Вонг, впоследствии также ставший известным гонконгским актёром.
В отличие от многих других гонконгских кинозвёзд того времени, бросавших обучение ради работы, Энди Лау полностью отучился в школе и окончил колледж Хо Лап в Коулуне. Отучившись, он решил попробовать себя в актёрстве, для чего в 1980 г. поступил на курсы при телеканале TVB. Среди его однокурсников были Кэрри Нг, Тони Люн Ка-Фай, Элвис Цуй и ставший впоследствии режиссёром Джейкоб Чун. По окончании обучения Лау получил от TVB стандартный актёрский контракт и стал сниматься в сериалах канала.
Первые успехи в карьере
В течение первого года после обучения Энди Лау исполнял исключительно второстепенные роли, но в 1982 г. начал получать главные роли – в сериалах «Неудержимое трио» («The Restless Trio», 1982), «Легенда о мастере Со» («The Legend of Master So», 1982), в котором сыграл в паре с Чоу Юньфатом, и «Эмиссар» («The Emissary», 1982), ставшем хитом.
В последующие годы Энди Лау сыграл главные роли в целом ряде популярных сериалов TVB, со временем войдя в число «пяти тигров канала TVB», куда также входили Феликс Вон, Тони Люн Чу Вай, Кен Тун и Майкл Мю. Наиболее успешными стали сериалы «Миф старика Мяо» («The Old Miao Myth», 1983), «Возвращение героев-кондоров» («Return of the Condor Heroes», 1983), «По ту сторону горизонта» («The Other Side of the Horizon», 1984), «Возвращение Вонг Фэй-Хуна» («The Return of Wong Fei-Hung», 1984), «Герцог Оленьей горы» («The Duke of Mountain Deer», 1984), «Берегите себя, ваше высочество» («Take Care, Your Highness!», 1985), «Генералы семьи Ян» («The Yang’s Saga», 1985), «Небесный меченосец и баловень судьбы» («Heavenly Swordsman and the Spoiled», 1986).
Параллельно со съёмками на TVB Энди Лау строил карьеру в большом кино. Его кинодебют состоялся в небольшой роли второго плана в мелодраме «Однажды на радуге» («Once Upon a Rainbow», 1982, режиссёр Аньес Нг), в которой рассказывалось о группе молодых людей, обучающихся на актёрских курсах, а затем получил одну из ведущих ролей в драме «Люди с лодок» («Boat People», 1982, режиссёр Энн Хуэй), ставшей по итогам года кассовым хитом и одним из триумфаторов Гонконгской кинопремии. Картина «Люди с лодок» получила награды за лучший фильм, лучшую режиссуру, сценарий и работу художника, а Сизон Ма за роль в этой ленте была удостоена приза в актёрской категории, в которой выдвигался и Лау.
В следующем году Энди Лау снялся ещё в двух драмах – «Не в ту сторону» («On the Wrong Track», режиссёр Кларенс Фок) и «Дом в Гонконге» («Home at Hong Kong», режиссёр Кин Хойлам), а в 1984 г. появился в кун-фу боевике «Чёртова дюжина из Шанхая» («Shanghai 13», режиссёр Чан Чэ) и в мелодраме «Вечная любовь» («Everlasting Love», режиссёр Майкл Мак). Фильм с участием Лау «Мои счастливые звёзды 2» («Twinkle Twinkle Lucky Stars», 1985, режиссёр Саммо Хун) занял второе место в списке самых кассовых гонконгских фильмов по итогам года (на первом месте расположилась 2-я часть трилогии «Счастливые звёзды»), а 12-ю строчку заняла судебная драма «Неписаный закон» («The Unwritten Law», 1985, режиссёр Нг Сиюэнь), в которой Лау играл уже главную роль.
Уход с TVB
В 1986 г. должен был закончиться стандартный 5-летний контракт Энди Лау с TVB, но актёр был уверен, что его ждёт прорыв на большом экране, и когда зашла речь о продлении контракта ещё на 5 лет, он попросил руководство канала сократить срок договора. Менеджеры TVB восприняли этот шаг как враждебный и в ответ фактически оставили актёра без работы на год (Andy Lau was hidden …). Лау тяжело пережил этот период и покинул канал, подписав соглашение о неразглашении.
После 2 проектов с участием Энди Лау 1986 г. – комедийного боевика «Безумная миссия счастливых звёзд» («Lucky Stars Go Places», режиссёр Эрик Цан) и приключенческого экшена «Волшебный кристалл» («Magic Crystal», режиссёр Вонг Цзин) (4-е и 18-е места в списке самых кассовых гонконгских фильмов года соответственно) – в 1987 г. вышли уже 4 фильма: дилогия «Богат и знаменит» («Rich and Famous» / «Tragic Hero», 1987, режиссёр Тэйлор Вонг), боевик «Названные братья» («Sworn Brothers», 1987, режиссёр Дэвид Лай) и историческая драма «Лай Ши, последний евнух Китая» («Last Eunuch in China», 1987, режиссёр Джейкоб Чун). В 1988 г. Лау появился уже в 10 фильмах, из которых 5 вошли в топ-20 самых кассовых картин года: 2 части комедии «Безумная компания» («Crazy Companies 1–2», 1988, режиссёр Вонг Цзин), комедия «Звезда романтики 2» («The Romancing Star 2», 1988, режиссёр Вонг Цзин), боевик «Семья дракона» («The Dragon Family», 1988, режиссёр Лау Кар Вин) и сиквел «Неписаного закона» – судебная драма «Истина» («The Truth», 1988, режиссёр Тэйлор Вонг).
Несмотря на то что фильмы с участием Лау неизменно становились кассовыми хитами, кинокритики достаточно долго не воспринимали его как актёра всерьёз, считая, что он не столько играет, сколько позирует перед камерой. Но за главную роль в криминальной драме «Пока не высохнут слёзы» («As Tears Go By», 1988) – полнометражном дебюте Вонга Карвая – Лау был номинирован на Гонконгскую кинопремию как лучший актёр.
В конце 1980-х гг. Энди Лау вышел на пик своей продуктивности. В 1989 г. на экраны вышло 16 фильмов с его участием, каждый год с 1990 по 1992 гг. он участвовал более чем в 10 проектах, в большинстве из них – в главных ролях. Многие из этих фильмов становились лидерами проката. Так, в 1989 г. 5 фильмов Лау попали в топ-20 по размерам бокс-офиса – «Бог азартных игроков» («God of Gamblers», 1989, режиссёр Вонг Цзин) и «Налётчики на казино» («Casino Raiders», 1989, режиссёры Вонг Цзин, Джимми Хюн), ставшие основополагающими для направления боевиков об азартных играх, остросюжетные фильмы «Звёзды и розы» («Stars and Roses», 1989, режиссёр Тэйлор Вонг) и «Длинная рука закона 3» («Long Arm of the Law 3», 1989, режиссёр Майкл Мак), а также ромком «Идеальная пара» («Perfect Match», 1989, режиссёр Деннис Чан). В 1990 г. в топ-20 лидеров проката вошли 4 фильма Лау: «Кто рискует – побеждает» («No Risk, No Gain», 1989, режиссёры Тэйлор Вонг и Джимми Хюн), «Бог азартных игроков 2» («God of Gamblers 2», 1990, режиссёр Вонг Цзин), «Кодекс удачи» («The Fortune Code», 1990, режиссёр Кент Чэн) и «Мгновение любви» («A Moment of Romance», 1990, режиссёр Бенни Чан). В 1991 г. – 5 фильмов: две части криминальной драмы «Ли Рок» («Lee Rock 1–2», 1991, режиссёр Лоуренс Лау) (за роль в первой части Энди Лау был номинирован на Гонконгскую кинопремию как лучший актёр), комедия «Хитрецы» («Tricky Brains», 1991, режиссёр Вонг Цзин), ромком «Танцы с драконом» («Dances With Dragon», 1991, режиссёр Вонг Цзин) и боевик «Налётчики на казино 2» («Casino Raiders 2», 1991, режиссёр Джонни То). В 1992 г. в число самых успешных фильмов вошли лишь 2 ленты с участием Лау – «Близнецы» («Handsome Siblings», 1992, режиссёр Эрик Цан) и «Магнат казино» («Casino Tycoon», 1992, режиссёр Вонг Цзин).
Столь высокая продуктивность актёра имела не только карьерные причины. В конце 1980-х гг. в индустрию пришли большие деньги и на неё обратили внимание криминальные группировки (триады), превратившиеся сначала в инвесторов, а затем в полноценных кинопроизводителей. Давлением они принуждали звёзд подписывать кабальные контракты и участвовать в проектах, которые тем были неинтересны. Энди Лау был одной из самых известных жертв триад. Первое время он отказывался иметь с ними дело, но когда его близким начали поступать угрозы, был вынужден соглашаться. Чтобы выжать из актёра максимум, Лау возили с одной съёмочной площадки на другую, оставляя спать прямо в машине. Доподлинно известно, что сниматься в фильме «Белая смерть в китайском квартале» («China White», 1989, режиссёр Ронни Юй) его заставляли в буквальном смысле под дулом пистолета (Chuah. 2021).
Начало музыкальной карьеры
Параллельно с актёрской карьерой Энди Лау начал заниматься музыкой по совету гонконгского актёра и певца Джорджа Лама, с которым снимался в фильме «Люди с лодок». Члены съёмочной группы отмечали окончание работы в караоке, и Лам, услышав голос Лау, посоветовал ему попробовать себя в качестве певца. Лау подписал контракт с звукозаписывающей компанией Capital Artists и выпустил первый альбом в 1985 г. Альбом не имел большого успеха, но Лау заявил о себе как о многообещающем артисте.
До конца 1980-х гг. Энди Лау выпустил ещё 5 альбомов, которые оказались немного успешнее дебютного благодаря растущей актёрской популярности. В 1990 г. Лау перешел на лейбл PolyGram Records, где выпустил альбом на кантонском диалекте под названием «Разве это невозможно?» (可不可以), ставший первым по-настоящему успешным – продажи сделали его трижды платиновым. В том же году вышел альбом на мандаринском диалекте «Если ты моя легенда» (如果你是我的传说), ставший четырежды платиновым.
На протяжении 1990–2000-х гг. Энди Лау чередовал альбомы на кантонском и мандаринском диалектах, и все они неизменно становились мультиплатиновыми. Свой первый сольный концерт Лау дал в 1991 г. в Сеуле. В 1992 г. он отправился в свой первый мировой тур, выступив с серией из 8 концертов в США и Канаде. В 1993 г. он провёл серию из 20 сольных выступлений в гонконгском Колизее, после чего каждые 2–3 года проводил там серии из 13–20 концертов. Первый тур в материковом Китае также состоялся в 1993 г. и насчитывал 23 выступления.
К концу 2000-х гг. дискография Энди Лау превышала 50 альбомов, продававшихся суммарным тиражом в 48 млн копий – больше, чем у Джорджа Майкла, а среди всех азиатских исполнителей он уступал лишь китайской певице Вэй Вэй (Global Singer Record Sales Ranking. 2007). С начала 1990-х гг. Лау вместе с Леоном Лаем, Джеки Чуном и Аароном Квоком входил в число «четырёх небесных королей канто-попа». Лау попал в Книгу рекордов Гиннесса за самое большое число наград исполнителю в стиле канто-поп. С начала 2010-х гг. его популярность как певца начала снижаться, но Лау до сих пор остаётся одной из ключевых фигур музыкального шоу-бизнеса как в Гонконге, так и в материковом Китае.
Период кризиса гонконгской киноиндустрии
С 1993 г. гонконгский кинематограф начал демонстрировать признаки надвигающегося кризиса – кассовые сборы падали, экспорт кинопродукции в соседние страны сокращался, триады теряли интерес к кинопроизводству. На этом фоне продуктивность Энди Лау заметно снизилась, поскольку актёр стал меньше зависеть от чужих планов и мог выбирать проекты. В 1993 г. у него вышло 3 фильма, в следующем году – 5. Главными коммерческими хитами 1993 г. стали экшен-комедии Вонга Цзина «Полиция будущего» («Future Cops») и «Афера 2» («Perfect Exchange»). В следующем году большим успехом пользовались «Пьяный мастер 2» («Drunken Master 2», режиссёры Джеки Чан и Лау Кар Люн) и «Пьяный мастер 3» («Drunken Master 3», режиссёр Лау Кар Люн). В первом Лау исполнил лишь небольшую роль, а второй провалился в прокате из-за отсутствия в нём Джеки Чана.
К 1995 г. гонконгское кино вошло в острую фазу кризиса, но Лау оставался звездой, чьи фильмы почти гарантированно привлекали зрителей в кинотеатры. Сокращение кинопроизводства облегчало выбор качественных проектов, и за гоночную драму «Полный газ» («Full Throttle», 1995, режиссёр Дерек И), занявшую 4-ю строчку гонконгского бокс-офиса, Лау получил номинацию на Гонконгскую кинопремию за лучшую мужскую роль. Главными коммерческими хитами последующих лет в карьере актёра стали ретро-боевик «Гангстерские войны» («Shanghai Grand», 1996, режиссёр Мэн Кит Пун), фантастический триллер «Армагеддон» («Armageddon», 1997, режиссёр Гордон Чан), криминальная драма «Настоящая мафия» («A True Mob Story», 1998, режиссёр Вонг Цзин), комедийный экшен «Кидала» («The Conman», 1998, режиссёр Вонг Цзин) и его сиквел «Кидала в Вегасе» («The Conmen in Vegas», 1999, режиссёр Вонг Цзин), а также авантюрно-романтический триллер «Время кончается» («Running Out of Time», 1999, режиссёр Джонни То), с которого началось сотрудничество Лау и компании Джонни То Milkyway. За эту роль Лау получил свою первую Гонконгскую кинопремию.
Вышедший в 2000 г. спортивный боевик «Блюз бойца» («A Fighter’s Blues», режиссёр Дэниел Ли) продвигался как сотый фильм в карьере Энди Лау, что стало одним из факторов успеха в прокате, но с ещё большим триумфом в том же году прошла романтическая комедия «Нуждаюсь в тебе» («Needing You», режиссёр Джонни То). «Блюз бойца» по итогу занял 3-ю строчку в списке лидеров гонконгского бокс-офиса за год, а «Нуждаюсь в тебе» – 1-ю. На 5-й строчке расположился ещё один фильм с участием Лау – фэнтези-комедия «Дуэль» («Duel», режиссёр Эндрю Лау).
Кинокарьера в 21 в.
В 1-й половине 2000-х гг. Энди Лау осторожно выбирал проекты и исполнял в среднем по три главные роли в год. Все фильмы с его участием занимали верхние строчки гонконгского бокс-офиса. Криминальный триллер «Двойная рокировка» («Infernal Affairs», 2002, режиссёры Эндрю Лау и Алан Мак) стал самым кассовым гонконгским фильмом за долгое время и получил продолжения в виде приквела и сиквела, в последнем из которых, «Двойная рокировка 3» («Infernal Affairs 3», 2003, режиссёры Эндрю Лау, Алан Мак), Лау также принял участие.
Хотя актёр продолжал жить и работать в Гонконге, он начал принимать предложения о совместном производстве с материковым Китаем и сниматься в исключительно китайских проектах. Так, в 2004 г. он исполнил главные роли в уся-боевике «Дом летающих кинжалов» («House of Flying Daggers», режиссёр Чжан Имоу) и в криминальной драме «Мир без воров» («A World Without Thieves», режиссёр Фэн Сяоган).
В 1991 г. Энди Лау основал собственную продюсерскую компанию Teamwork Motion Pictures (кит. 天幕制作有限公司), которая работала не только с его проектами. В 2003 г. он закрыл Teamwork и открыл новую студию – Focus Films (кит. 映藝娛樂有限公司), в которой взял принципиально иной курс на поддержку независимого низкобюджетного кино. Позже Focus Films стала частью большого холдинга Лау – Focus Group Holdings (кит. 映藝集團控股有限公司), в который также вошли звукозаписывающая компания, кинопроизводственная студия Infinitus Entertainment (кит. 夢造者娛樂有限公司), театральная компания и другие подразделения.
Продюсируя фильмы через Focus Films, Лау сам исполнял в них небольшие роли. Фильм «Туфельная фея» («The Shoe Fairy», 2005, режиссёр Робин Ли) стал первым в программе Focus Films: First Cut, помогавшей начинающим кинематографистам из азиатских стран снять свой дебютный проект. Лау спродюсировал картину и выступил в ней закадровым рассказчиком. В мелодраме «Я тебе позвоню» («I’ll Call You», 2006, режиссёр Лам Ци-Чун) он спародировал собственное наследие, сыграв своего героя из «Закона кармы» и исполнив балладу из «Мгновения любви».
С конца 2000-х гг. гонконгский кинематограф как индустрия производил минимальное число проектов для локального кинорынка и небольшой поток совместных с материковым Китаем картин, во многих из которых главной звездой выступал Энди Лау. Среди этих фильмов – «Полководцы» («The Warlords», 2007, режиссёр Питер Чан), «Три королевства: Возвращение дракона» («Three Kingdoms: Resurrection of the Dragon», 2008, режиссёр Дэниел Ли), «Детектив Ди и Загадка призрачного огня» («Detective Dee and the Mystery of the Phantom Flame», 2010, режиссёр Цуй Харк), «Шаолинь» («Shaolin», 2011, режиссёр Бенни Чан), «Чего хотят женщины» («What Women Want», 2010, режиссёр Чэнь Дамин), «Подмена» («Switch», 2013, режиссёр Сунь Цзяньцзюнь), «Огненная буря» («Firestorm», 2013, режиссёр Алан Юэнь).
С начала 2010-х гг. Лау сочетал работу в Гонконге и в материковом Китае. Он снялся в гонконгской драме «Простая жизнь» («A Simple Life», 2011, режиссёр Энн Хуэй), за роль в которой получил ещё одну награду Гонконгской кинопремии, и в комедии «Золотая цыпочка 3» («Golden Chickensss», 2014, режиссёр Мэтт Чоу), не допущенной до проката в Китае. При этом сыграл в китайских пропагандистских исторических драмах «Основание Китая» («The Founding of a Republic», 2009, режиссёры Хуан Цзяньсинь, Хань Саньпин) и «Начало великого возрождения» («Beginning of the Great Revival», 2010, режиссёры Хуан Цзяньсинь и Хань Саньпин).
С середины 2010-х гг. Лау находился в статусе суперзвезды в Китае и выступал одной из ключевых фигур в культурной интеграции Гонконга. При этом он продолжал играть максимально разнообразные роли. В драме «Потерять и полюбить» («Lost and Love», 2015, режиссёр Пэн Саньюань) он исполнил роль отца, который 15 лет колесит по Китаю в поисках пропавшего сына, а в триллере «Спасти мистера У» («Saving Mr. Wu», 2015, режиссёр Дин Шэн) – фактически самого себя, гонконгскую звезду, взятую в заложники и пытающуюся выжить, пока его ищут полицейские. Оба фильма основаны на реальных историях. В более привычной для себя роли спецагента он выступил в комедийном боевике «Миссия в Милане» («Mission Milano», 2016, режиссёр Вонг Цзин), а также присоединился к касту суперпопулярного комедийного экшена «Из Вегаса в Макао 3» («From Vegas to Macau 3», 2016, режиссёры Вонг Цзин и Эндрю Лау). В том же 2016 г. Лау сыграл одну из главных ролей в совместном китайско-американском фэнтези-боевике «Великая стена» («Great Wall», режиссёр Чжан Имоу). «Из Вегаса в Макао 3» и «Великая стена» по итогам года вошли в топ-5 самых кассовых фильмов материкового Китая.
В 2017 г. вышло 3 фильма с участием Лау, 2 из которых стали заметным событием. Приключенческий боевик «Авантюристы» («The Adventurers», режиссёр Стивен Фун) показал худший, чем ожидалось, результат, несмотря на участие азиатского секс-символа Шу Ци и французской звезды – Жана Рено. Боевики «Ударная волна» («Shock Wave», режиссёр Герман Яу) и «В погоне за драконом» («Chasing the Dragon», режиссёры Джейсон Кван, Вонг Цзин и Аман Чан) стали коммерческими хитами и были тепло встречены зрителями. В последнем Лау вновь сыграл Ли Рока – знаменитого полицейского-коррупционера, чей образ уже воплощал в гонконгской дилогии 1991 г.
В 2019 г. вышел криминальный триллер «Белый шторм 2: Наркобароны» («The White Storm 2: Drug Lords», режиссёр Герман Яу), собравший в Китае более 200 млн долл. Также Лау сыграл небольшую гостевую роль в гонконгской драме «Фагара» («Fagara», режиссёр Хейвард Мак), впоследствии выдвинутой на Гонконгскую кинопремию в 11 номинациях. В 2020 г. Лау появился в боевике «Ударная волна: Битва за Гонконг» («Shock Wave 2», режиссёр Герман Яу) и гонконгской драме «Найди свой голос» («Find Your Voice», режиссёр Эдриан Кван), в которой сыграл руководителя школьного хора.
В 2021 г. Лау сыграл в китайской криминальной комедии «Конец игры» («Endgame», режиссёр Жао Сяочжи), а также принял участие в китайском комедийном боевике «Детектив из Чайнатауна 3» («Detective Chinatown 3», режиссёр Чэнь Сычэн).
В 2022 г. с участием Лау не вышло ни одного фильма, зато в первой половине 2023 г. появились успешная «Блуждающая Земля 2» («The Wandering Earth 2», режиссёр Франт Гво) и тайваньская драма «Красная линия» («Red Line», режиссёр Кэ Юцянь), на второе полугодие намечен релиз триллера «Я сделал это по-своему» («I Did It My Way», режиссёр Джейсон Кван) и криминальной драмы «Золотой палец» («The Goldfinger», режиссёр Феликс Чун), за которыми последует 3-я часть популярного цикла криминальных триллеров «Холодная война» («Cold War 3», режиссёры Лонгман Люн, Санни Люк).
Личная жизнь
Осенью 1983 г. во время съёмок на Тайване в боевике «Чёртова дюжина из Шанхая» Энди Лау познакомился с местной актрисой Юй Кэсинь, с которой у него начался роман, продлившийся 3 года (Yu Kexin and Andy Lau ... 2004). В 1986 г. Лау познакомился с малайзийской моделью Кэрол Чу. Десятилетиями пресса спекулировала на их отношениях, намекая, что пара жената и у них даже есть дети, но Лау не комментировал эти слухи. Официально они поженились только в 2008 г. в Лас-Вегасе, а в мае 2012 г. Чу родила дочь.
Энди Лау чрезвычайно популярен в Китае, что иногда приводило к трагическим последствиям. Актёр написал две книги – в 1995 г. вышла его автобиография «Так я рос» (我是這樣長大的), а в 2012 г. появилась книга «Мои 30 дней работы» («My 30 Work Days») – коллекция дневников Лау со съёмок фильма «Простая жизнь». В январе 2017 г. Лау получил серьёзные травмы на съёмках рекламного ролика в Таиланде – лошадь сбросила актёра и ранила его копытами. Лечение заняло несколько месяцев, к работе Лау смог вернуться только в августе (Andy Lau’s first show … 2017).
Лау буддист, ставший вегетарианцем. Для своих выступлений он изучал искусство игры на эрху, а также сычуаньскую оперу у её классика Пэн Дэнхуая (Zhang. 2012). Лау ведёт активную благотворительную деятельность, он участвовал в акциях по сбору средств пострадавшим от стихийных бедствий. В 1994 г. он основал благотворительный фонд своего имени. Также он поддерживает паралимпийский спорт и каждый год жертвует 100 тыс. гонконгских долл. в фонд паралимпийских спортсменов Гонконга (Chua. 2021).