Джон Ву
Джон Ву (John Woo, У Юйсэнь, кит. 吴宇森, пиньинь Wú Yǔsēn) (род. 22.9.1946, Гуанчжоу, Китай) гонконгский, китайский и голливудский режиссёр, один из создателей и популяризатор гонконгского экшен-стиля в западной поп-культуре.
Семья и ранние годы
Ву родился в семье бывшего учителя и домохозяйки в конце Гражданской войны в Китае 1927–1949 гг. Родители были христианами, что ставило их под угрозу преследования со стороны коммунистов, поэтому в 1951 г. семья переехала в Гонконг (Сянган). В новом месте условия оказались более тяжёлыми – семья жила в криминальных трущобах, а отцу вскоре диагностировали туберкулёз, мешавший ему полноценно работать. Ву рос слабым и болезненным мальчиком. В 3 года у него начались проблемы со спиной, преодолеть которые позволила операция на позвоночнике, но полноценно ходить Ву смог только к 8 годам, а его правая нога осталась короче левой (Famous Persons With Disabilities. 2022).
В 1953 г. дом семьи Ву сгорел в пожаре, и какое-то время семья вела образ жизни бездомных. Позднее помощь церковной общины позволила приобрести новое жильё. Дж. Ву мечтал о церковной карьере, но со временем увлёкся кино, вначале под влиянием матери, которая часто водила ребёнка в кинотеатр, а позднее – коллег-киноманов из газеты, в которой он работал. Больше всего ему нравились мюзиклы, фильмы французской «новой волны», японские гангстерские драмы и американские вестерны. На основе этих фильмов и сформировался его режиссёрский стиль.
Начало карьеры
В начале 1960-х гг., после смерти отца, Дж. Ву был вынужден сочетать работу с учёбой, окончив которую он отправился на Тайвань, где изучал киноискусство и в конце 1960-х гг. снял первые экспериментальные короткометражки, большинство из которых не сохранились. Вернувшись в Гонконг, в 1969 г. он устроился скрипт-супервайзером на киностудию Cathay-Keris Studio, в 1971 г. перешёл на киностудию Shaw Brothers ассистентом к режиссёру Чану Чэ и в этом качестве работал над многими его фильмами 1-й половины 1970-х гг.: «Речные заводи» («Water Margin», 1972), «Боксёр из Шаньдуна» («Boxer From Shantung», 1972), «Молодёжь» («Young People», 1972), «Кровные братья» («The Blood Brothers», 1973) и «Марко Поло» («Marco Polo», 1975). Позже, в 1987 г., совместно с другим коллегой Чана Чэ, режиссёром, актёром и экшен-хореографом У Ма, Ву снял боевик «Просто герои» («Just Heroes», 1989), вся прибыль от которого была отдна лично Чану Чэ, находившемуся в глубоком творческом и финансовом кризисе.
В 1973 г. частный инвестор дал Дж. Ву возможность снять первый самостоятельный фильм, кун-фу боевик «Молодые драконы» («The Young Dragons», 1974), но по окончании съёмок продюсеров смутил уровень насилия в кадре, и проект был остановлен (Bordwell. 2011). Закончить «Молодых драконов» и довести фильм до кинопроката Ву удалось спустя два года, в 1975 г., уже после выхода его второго фильма, кун-фу боевика «Укротители драконов» («Dragon Tamers», 1975). В следующем году он выпустил ещё один фильм в том же жанре – «Рука смерти» («Hand of Death», 1976), одну из главных ролей в котором сыграл Джеки Чан. Ву также попробовал себя в мюзикле, поставив историческую драму в жанре китайской оперы «Принцесса Чан Пин» («Princess Chang Ping», 1976). Оба фильма пользовались коммерческим успехом, причём «Принцесса Чан Пин» вошла в пятёрку самых кассовых фильмов года в Гонконге.
В конце 1970-х гг. Дж. Ву снял три комедии подряд – «Денежная лихорадка» («Money Crazy», 1977), «Привет, поздние гости» («Hello, Late Homecomers!», 1978) и «Следуй за звездой» («Follow the Star», 1978). Их коммерческий успех позволил Ву реализовать авторский проект «Последний салют рыцарству» («Last Hurrah for Chivalry», 1979). В этом уся-боевике уже присутствовали темы фатализма и мужской дружбы-соперничества, характерные для более позднего творчества режиссёра. Зрители конца 1970-х гг. оказались не готовы к серьёзной драматической тональности «Последнего салюта рыцарству», и фильм провалился в прокате, вынудив Ву вернуться к комедиям.
Творческий кризис
В 1980 г. вышли успешные комедии Ву «Из богачей в нищие» («From Riches to Rags», 1980) и «Весёлые времена» («Laughing Times», 1980). В последнем Дж. Ву отдал дань уважения Ч. Чаплину – главный герой в исполнении гонконгского комика Дина Шека выглядел точной копией чаплинского бродяги. За ними последовали ещё две комедии – «К чёрту с дьяволом» («To Hell With Devil», 1982) и «Простушка Джейн спешит на помощь» («Plain Jane to the Rescue», 1982). Ву постепенно начинал тяготиться направлением, в котором шла его карьера, что не могло не сказаться на его творчестве.
Период 1-й половины 1980-х гг. сам Дж. Ву называл худшим временем в своей жизни (цит. по: Биография Джона Ву. 2001). Режиссёру с трудом удалось получить деньги на военный боевик «Герои не плачут» («Heroes Shed No Tears», 1984), но результат настолько его разочаровал, что он отказался выпускать фильм в прокат. До кинотеатров «Герои не плачут» добрался только в 1986 г., после успеха «Светлого будущего» («A Better Tomorrow», 1986).
В 1983 г. студийные боссы Cinema City, где работал Дж. Ву, обратили внимание на творческий кризис режиссёра и отправили его на Тайвань продюсировать местные фильмы. Там он поставил ещё две комедии – «Когда тебе нужен друг» («The Time You Need a Friend», 1984) и «Беги, тигр, беги» («Run Tiger Run», 1984), но ни одна из них не пользовалась успехом, и Ву был близок к депрессии (Podvin. 2007). Ситуацию изменил его друг Цуй Харк, которому протекция Ву ранее помогла в карьере. В 1985 г., став успешным режиссёром, сценаристом и продюсером, Цуй убедил Ву вернуться в Гонконг и написать, а затем и снять для только что основанной им компании Film Workshop боевик «Светлое будущее».
Классический период
Работая над «Светлым будущим», Дж. Ву поставил во главу угла не экшен, а характеры своих героев и отношения между ними. Он сделал упор на романтической стороне дружбы персонажей и трагичности их конфликта, что стало одним из ключевых факторов успеха фильма. «Светлое будущее» возглавило прокат Гонконга 1986 г. и оказалось самым кассовым фильмом за всю его историю, изменив лицо гонконгского гангстерского кино и заложив целый ряд технических стандартов съёмки экшен-сцен.
На волне успеха 1-й части Дж. Ву и Цуй Харк запустили в работу сиквел «Светлое будущее 2» («A Better Tomorrow 2», 1987). На стадии монтажа между постановщиками возникли разногласия: Цуй пытался выдвинуть на первый план нового героя в исполнении Дина Шека, Ву был против. Хотя «Светлое будущее 2» также стало коммерческим хитом, творческие разногласия создателей привели к тому, что Цуй отказался от участия партнёра в съёмках 3-й части, несмотря на то что к тому моменту Ву уже написал сценарий продолжения. В итоге над постановкой переработанного сценария «Светлого будущего 3» («A Better Tomorrow 3», 1989) Цуй работал сам, а Ву, закончив работу над другим важным боевиком в своей карьере [«Наёмный убийца» («The Killer», 1989)], вернулся к своему варианту, сняв на его основе фильм «Пуля в голове» («Bullet in the Head», 1990).
К концу 1980-х гг., несмотря на ряд коммерчески успешных проектов, Дж. Ву с трудом находил инвесторов, по одной из версий потому, что Цуй Харк, к тому времени ставший одной из самых влиятельных фигур гонконгской киноиндустрии, создал бывшему партнёру имидж трудного, несговорчивого и эгоцентричного режиссёра. Цуй Харк снимал «Светлое будущее 3» в ускоренном темпе, лишь бы успеть выпустить свой фильм в прокат раньше, чем Ву закончит «Пулю в голове» (Yang. 2003). В итоге значительную часть рекордного для Гонконга тех лет 3,5-миллионного бюджета «Пули в голове» Ву пришлось покрывать из собственного кармана, поэтому коммерческий провал фильма подорвал его финансовое положение.
В Гонконге конца 1980-х гг. Дж. Ву часто критиковали за романтизацию преступности, поэтому в «Круто сваренных» («Hard Boiled», 1992) он решил сделать главным героем служителя закона. Изначально фильм был посвящён противостоянию полицейского детектива в исполнении Чоу Юньфата и безумного психопата, отравляющего детскую еду, в исполнении Тони Люн Чу Вай. Рассчитывавший продать проект на Западе продюсер фильма Теренс Чан столкнулся с резким неприятием этой концепции, и сценарий радикально переписали, сделав персонажа Люна полицейским под прикрытием и добавив героям общего врага. В остальном фильм отражал фирменный почерк Ву – увлекательный и стильный боевик с обязательным slow motion, стрельбой с двух рук, мексиканскими дуэлями, христианскими мотивами и белыми голубями в кадре.
Переезд в США
Фильм «Круто сваренные» не провалился в прокате, но, несмотря на восторженные отзывы по обе стороны океана, не стал коммерческим хитом уровня «Светлого будущего». Пытаясь выйти на новый уровень, Дж. Ву принял приглашение главы Universal Studios Тома Поллока снять в Голливуде фильм «Трудная мишень» («Hard Target», 1993) с Жан-Клодом Ван Даммом в главной роли. Несмотря на то что приглашение исходило от американской стороны, Universal Studios побоялись доверить азиатскому режиссёру проект стоимостью в 20 млн долл. и наняли голливудского постановщика С. Рэйми в качестве консультанта, а на деле – «сменщика», который доснял бы фильм в случае проблем у Ву. Несмотря на сложности у Ву с адаптацией как к съёмочной площадке, так и к США как стране в целом, помощь Рэйми не потребовалась. Сложности возникли лишь на этапе монтажа, который студии пришлось завершать самостоятельно, чтобы втиснуть фильм в рамки не самого жёсткого, но взрослого рейтинга R.
Картина «Трудная мишень» окупилась в прокате, но была встречена неоднозначно критиками. Как позже говорил Дж. Ву, при работе над фильмом он не учёл особенностей американского менталитета и неподготовленности западного зрителя к эклектичному жанровому кино (Keeley. 2018). Как следствие, свой следующий американский боевик – «Сломанная стрела» («Broken Arrow», 1996) – Ву пытался сделать более конвенциональным и в итоге не угодил своим давним поклонникам и не привлёк новых, хотя фильм и вернул вложенные в него средства.
Сценарий боевика «Без лица» («Face/Off», 1997) Дж. Ву отвергал несколько раз, пока его не переписали с учётом всех пожеланий режиссёра, среди которых был, например, отказ от футуристического сеттинга и доработка эмоциональных и драматических сюжетных линий. Фильм ждал кассовый успех и восторженная реакция критиков, которые увидели в нём долгожданный синтез гонконгского и американского стилей боевика. Тем сильнее было удивление и разочарование поклонников режиссёра, когда следом он попытался покорить телевидение боевиком «Блэкджек» («Blackjack», 1998) с Дольфом Лундгреном в главной роли. Этому пилоту так и не снятого сериала, смонтированному в полнометражный боевик категории «Б», очевидно, не хватало бюджета и оригинальности.
Возвращение Дж. Ву в жанр блокбастера состоялось с боевиком «Миссия невыполнима 2» («Mission: Impossible II», 2000). Хотя отзывы на фильм были неоднозначными, этот боевик обрёл культовую репутацию и стал кассовым хитом, в отличие от двух последующих голливудских работ – военного боевика «Говорящие с ветром» («Windtalkers», 2002) и «Час расплаты» («Paycheck», 2003), после которых Ву задумался о возвращении на родину.
Возвращение в Китай
Сняв несколько короткометражных проектов и спродюсировав видеоигру «Stranglehold» (2007), сюжетно продолжающую фильм «Круто сваренные», Дж. Ву вернулся в Китай, где взялся за экранизацию классического китайского романа «Троецарствие», получившую название «Битва у Красной скалы» («Red Cliff», 2008; «Red Cliff II», 2009). Быстро развивавшаяся материковая киноиндустрия обеспечила Ву гигантский по меркам китайского кино бюджет, который позволил ему развернуть на экране эпическую сагу со множеством персонажей, сложными отношениями между ними и масштабными батальными сценами. Внушительный пятичасовой хронометраж не смутил китайских прокатчиков, которые разделили снятый материал на два фильма (для западного рынка была смонтирована сокращённая 2,5-часовая версия).
Успех «Битвы у Красной скалы» вдохновил Дж. Ву на ещё одну масштабную историю – разделённую на две части военную драму «Переправа» («The Crossing», 2014–2015). 1-я часть была посвящена гражданской войне в Китае, а 2-я – катастрофе лайнера «Тайпин» в 1949 г. В отличие от «Битвы у Красной скалы» «Переправу» ждал кассовый провал. Ещё сильнее поклонников режиссёра и инвесторов разочаровала китайско-японская «Охота на человека» («Manhunt», 2017), в которой Ву попытался вернуться к жанру гангстерского боевика. Коммерческая неудача вынудила режиссёра взять творческий отпуск на несколько лет, и выход его следующего фильма, экшен-триллера «Тихая ночь» («Silent Night», 2023), вновь снятого в Голливуде, запланирован на 2023 г.
Личная жизнь
Дж. Ву женат на Энни Ву с 1976 г., имеет сына и двух дочерей, младшая из которых, Анджелес, стала актрисой и, помимо прочего, снялась у отца в обеих частях «Переправы» и в «Охоте на человека». В 2011 г. у Ву была обнаружена лимфома 3-й степени. Хотя режиссёру удалось преодолеть болезнь, послеоперационное восстановление потребовало длительного перерыва в работе после «Битвы у Красной скалы». В конце 2010-х гг. рак был обнаружен у жены режиссёра. Её успешно прооперировали в 2020 г. (Toh. 2020).