Рухлядев Алексей Михайлович
Ру́хлядев Алексе́й Миха́йлович [1(13).3.1882, село Беловолжское, Чебоксарский уезд, Казанская губерния, ныне Козловка, Чувашия – 9.5.1946, Киев; похоронен на Лукьяновском кладбище], российский архитектор, один из учредителей Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА). Представитель рационализма в 1920-е гг., в своих поздних проектах соединил принципы этого течения с приёмами дореволюционной эклектики и ар деко.
Отец Рухлядева был бухгалтером, а дед – купцом, но впоследствии архитектор указывал происхождение как крестьянское. В 1892–1896 гг. учился в городском училище в Царевококшайске (ныне Йошкар-Ола), а в 1896–1902 гг. – в Казанской художественной школе. В 1902 г. поступил в Императорскую Академию художеств (ИАХ) в Санкт-Петербурге. В 1903 г. под руководством археолога П. П. Покрышкина Рухлядев участвовал в обмерах Дмитриевского собора во Владимире (листы с результатами этих работ хранятся в Музее Академии художеств, Санкт-Петербург). С 1908 г. занимался в ИАХ в мастерской Л. Н. Бенуа.
В 1908–1913 гг. состоял постоянным помощником у А. В. Щусева на строительстве церкви Всемилостивейшего Спаса в имении Натальевка под Харьковом (что указано в мемориальной надписи на фасаде о закладке и освящении храма) и Троицкого собора Свято-Успенской Почаевской лавры. Проекты обоих храмов основаны на переработанных в русле неорусского стиля формах древней архитектуры Пскова и Новгорода. В 1911 г. вместе с С. И. Овсянниковым участвовал в конкурсе на проект храма в память императора Александра III в Либаве (ныне Лиепая, Латвия): их предложение в неовизантийском стиле было удостоено 3-й премии.
Получил звание художника-архитектора в 1911 г., защитив в ИАХ дипломную работу «Дом русского посольства в одной из европейских столиц». Представленное в проекте двухэтажное здание с симметричным фасадом, анфиладной планировкой и отдельным объёмом домовой церкви тяготело к формам, типичным для неорусского стиля, однако в его эклектичном оформлении прослеживаются мотивы как боярских палат времён царя Алексея Михайловича, так и сооружений Ренессанса. В 1912–1913 гг. как пенсионер Академии художеств побывал в Австро-Венгрии, Германии и Италии. Первым построенным по проекту Рухлядева зданием стал особняк Н. М. Чупрова недалеко от г. Лебедин в Харьковской губернии (ныне Сумская область Украины; уничтожен в Великую Отечественную войну).
Переехал в Москву в 1914 г. В 1915 г. реализовал тяготеющий к неоклассицизму проект двухэтажного здания гимназии (Лопухинский переулок, 4), где для оформления оконных проёмов использованы арочные наличники с имитацией замковых камней.
В 1917 г. состоял архитектором Первого Российского страхового общества. После Октябрьской революции работал в Архитектурно-художественной мастерской Строительного отдела Моссовета (с ноября 1918), где под руководством А. В. Щусева и И. В. Жолтовского участвовал в разработке генерального плана «Новая Москва». Был также вовлечён в работу основанного в мае 1919 г. в отделе ИЗО Наркомпроса творческого объединения Живскульптарх, которое возглавил Н. А. Ладовский. Кроме того, в этот период спроектировал для Комитета по строительству государственных сооружений (Комгосоор) школу в г. Стерлитамак и народный дом в посёлке Каргала, кинотеатр в Козьмодемьянске, а для Елабуги создал проект переустройства деревянного дома. В 1920 г. вместе с другими членами Живскульптарха участвовал в 19-й выставке Всероссийского центрального выставочного бюро в Москве, где была представлена концепция рационализма в архитектуре.
В 1922 г. Управление делами Главного управления государственных сооружений Высшего совета народного хозяйства РСФСР направило Рухлядева в Пермь, где он проектировал поселок при Кизеловской ГРЭС: составил генеральный план, проекты жилых построек.
В 1923 г. выступил одним из учредителей Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА). Сначала вошёл в правление этого объединения рационалистов, а затем стал его председателем. В том же году руководил строительством павильонов отдела «Старая и новая деревня» на Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.
С середины 1920-х гг. Рухлядев активно сотрудничал с В. Ф. Кринским: вместе они создали конкурсные проекты Народного дома имени В. И. Ленина в Иваново-Вознесенске (ныне Иваново) и Дома Советов в Брянске (оба – 1924), Мавзолея-памятника Ленину и борцам революции в Одессе (1925), памятника Христофору Колумбу в Санто-Доминго (1929). В 1928 г. перешёл на работу в Центрожилсоюз. Разрабатывал проекты двухэтажных деревянных домов для Свердловска (ныне Екатеринбург), Казани, Ижевска и Вятки (ныне Киров).
Совместно с Д. П. Осиповым спроектировал в Москве комплекс общежитий Института красной профессуры (1929–1932): участок между Большой и Малой Пироговскими улицами недалеко от Новодевичьего монастыря использован максимально эффективно, при этом с соблюдением норм инсоляции. Восемь шестиэтажных жилых блоков расположены в шахматном порядке двусторонней «гребёнкой». По центральной оси их соединяет корпус-переход с квартирами для преподавателей (учебный корпус института, в который он должен был упираться, остался нереализованным). В северной части комплекса были предусмотрены детский сад и спортивная площадка. Окна на полуцилиндрических башнях повторяют наклон лестничных маршей, скруглены углы части балконов. Использованы и такие типичные приёмы архитектуры авангарда, как вертикальное остекление и угловые окна.
В 1930 г. назначен главным архитектором Генерального плана постройки электрогородков (ВЭО). Проектировал и строил завод слабых токов и прожекторный завод в Дангауэровке на востоке Москвы. В 1-й половине 1930-х гг. в составе творческой бригады АСНОВА занимался проектированием «Городка художников» на Верхней Масловке рядом с Петровским парком. Вместе с В. Ф. Кринским выполнил проекты восьмиэтажного корпуса «Б» с квартирами художников (1931–1932, Петровско-Разумовская аллея, 2) и семиэтажного корпуса «А» с мастерскими (1935–1937, улица Верхняя Масловка, 1). Эти два соседних здания возводились во время перехода к «освоению классического наследия», и их облик наглядно иллюстрирует этот период. Если в корпусе «Б» отход от чистого рационализма заметен в вертикальных рядах французских балконов, то корпус «А» представляет пример постконструктивизма. Простенки между большими окнами мастерских оформлены филёнками и пилястрами, между этажами фасад декорирован карнизами, а венчающий карниз украшен наклонными кессонами, которые чередуются с изящными консолями. Полупилоны на уровне второго этажа должны были служить постаментами для бюстов выдающихся творцов прошлого, но этот замысел не был воплощён.
В соавторстве с Кринским Рухлядев также разработал в 1932 г. проект реконструкции Московского горного института на Большой Калужской улице (ныне Ленинский проспект, 6, строение 1): здание 19 в. было надстроено до пяти этажей (проект дорабатывал Кринский после Великой Отечественной войны, его реализация полностью завершилась в 1950).
В 1934 г. возобновил сотрудничество с Щусевым, поступив к нему в мастерскую Моссовета № 2. Вместе с Кринским, который также устроился туда работать, реализовал вестибюли станции «Комсомольская» первой очереди московского метрополитена (станционный зал проектировал Д. Н. Чечулин). Северный наземный вестибюль (1934–1935) между Северным и Октябрьским (ныне Ярославским и Ленинградским) вокзалами был решён в духе постконструктивизма. Он представлял собой кубовидный объём, окружённый мощными квадратными столбами, которые несли антаблемент, увенчанный простым карнизом с большим выносом. Центральная часть павильона трактовалась как постамент для скульптурной группы из четырёх фигур крупного размера – краснофлотца, красноармейца, рабочего и колхозника (не была реализована). В богато декорированном интерьере павильона был воплощён принцип синтеза искусств. На боковой стене разместили фресковое панно на тему «Комсомол – вперёд к новым победам» по эскизу А. Т. Иванова, а на плафоне в технике сграффито по эскизам В. А. Фаворского изобразили авиационный парад. Здание разобрали в конце 1940-х гг., его заменил общий для станций Кировского (Сокольнического) радиуса и Кольцевой линии вестибюль по проекту Щусева. Южный вестибюль «Комсомольской» (1936) встроили в здание Казанского вокзала: широкая лестница ведёт в подземные турникетный и кассовый залы, потолок которых подпирают столбы с массивными «фантазийными» капителями, украшенными советской символикой. За работу над вестибюлями метро Рухлядев и Кринский получили почётные грамоты Центрального исполнительного комитета СССР.
Нереализованной совместной работой архитекторов осталось новое здание аэровокзала на Центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе. Из спроектированного ими в 1934 г. обширного жилого комплекса «Ударник» для инженерно-технических работников (площадь участка – 9,5 га) были построены только три корпуса первой очереди – десятая часть от задуманного объёма (завершены в 1943, ныне улица Красная Пресня, дом 9, а также корпуса 1 и 2). Из-за того, что парадный фасад семиэтажного здания достраивался во время Великой Отечественной войны, он лишился скульптур и многих деталей декора, всё же сохранив общие черты замысла Рухлядева и Кринского, например, лоджию с четырьмя арками на последнем этаже.
В 1936 г. назначен старшим архитектором Волгостроя. Рухлядеву доверили возглавить работы по проектированию Северного речного вокзала (1935–1937) – главного сооружения канала Москва – Волга (с 1947 канала имени Москвы). Его можно считать и наиболее выдающимся произведением в творческой биографии архитектора. Вытянутое на 150 м по берегу Химкинского водохранилища здание состоит из центральной части башенного типа и боковых крыльев. Оно отсылает одновременно и к архитектуре Ренессанса, и к образу речного парохода. Центральные трёхарочные порталы со стороны парка и причалов отделаны серо-зелёным диоритом. Между арками на каждом из них размещено по 12 полутораметровых керамических медальонов (коллектив художников под руководством Н. Я. Данько): на них изображены достопримечательности столицы и достижения техники.
Легкость зданию придают два яруса опоясывающих его галерей, причём второй ярус оформлен лёгкими аркадами, схожие арки окружают и основание башни. Всю плоскую крышу занимает терраса, доступная для посетителей вокзала. Со стороны водохранилища здание выглядит трёхэтажным за счет стилобата, облицованного диким камнем. С торцов к основному объему примыкают полуротонды, которые продолжают галерею первого этажа и образуют дворики с фонтанами. Металлический шпиль с пятиконечной звездой выполнен телескопическим: он должен был выдвигаться на время навигации на полную высоту – 83 м.
Центральную часть занимает просторный вестибюль, который связывает подход со стороны парка с трёхмаршевой гранитной лестницей, выходящей на пристань. С южной стороны от вестибюля находится двусветный зал ресторана с кухней, а с северной – зал ожидания, комнаты матери и ребенка и специальное помещение для руководства страны и официальных делегаций. В 1937 г. проект здания представили на Всемирной выставке в Париже, где его отметили дипломом Гран-при.
Помимо речного вокзала, Рухлядев спроектировал для Волгостроя ансамбль Карамышевского гидроузла (1932–1938): комплекс 9-го шлюза и гидроэлектростанцию с бетонной плотиной, а также расположенный неподалеку 7-этажный жилой дом Наркомата водного транспорта (улица Народного Ополчения, 9, строение 3). В этих сооружениях использованы мотивы ренессансной архитектуры и ар деко. Башни управления шлюзом и здание ГЭС решены с применением крупномасштабных «древнеримских» арок; павильоны на устоях плотины более изящны и отсылают к венецианской архитектуре. Фасад жилого дома, который просматривался с проходивших через шлюз судов, украшен мощным карнизом, а его угловые секции с лоджиями выполнены с радиусным скруглением.
В годы Великой Отечественной войны Рухлядев руководил сектором объёмного проектирования Архитектурно-планировочной мастерской Народного комиссариата коммунального хозяйства РСФСР. Весной 1943 г. его командировали в Сталинград (ныне Волгоград) в качестве руководителя группы по восстановлению первоочередных сооружений города: Рухлядев проектировал монумент на Мамаевом кургане, монумент городу-герою, Дворец Советов (не реализованы).
После окончания войны консультировал проектируемые трестом «Сталинуглепроект» здания Дома Техники, комбината «Сталинуголь» и дворец пионеров в Сталино (ныне Донецк). В 1944 г. переехал в Киев, занимался архитектурно-планировочными вопросами восстановления и новой застройки Ворошиловграда (ныне Луганск) и Полтавы. Помимо этого, проектировал для Киева многоэтажные жилые дома, типовую школу, кинотеатр и монумент Победы (не реализованы).
С 1916 г. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, непродолжительное время – в Казанских архитектурно-художественных мастерских (АРХУМАС). С 1922 г. – на архитектурном факультете Вхутемаса (с 1926 Вхутеин, с 1930 Архитектурно-строительный институт, с 1933 Московский архитектурный институт; с 1924 профессор; с 1938 заведующий кафедрой архитектурного проектирования, в 1938–1940 также заместитель директора института). В 1944–1945 гг. – профессор в Киевском художественном институте.
Награждён орденом Ленина (1937, за проектирование и строительство Северного речного вокзала).