#Советский неоклассицизм
Советский неоклассицизм
Тег

Советский неоклассицизм

Советский неоклассицизм
Найденo 16 статей
Иван Фомин. Дом князя С. С. Абамелек-Лазарева на набережной реки Мойка, Санкт-Петербург. 1913–1915
Архитекторы, градостроителиАрхитекторы, градостроители
Фомин Иван Александрович
Фоми́н Ива́н Алекса́ндрович (1872–1936), российский архитектор, график, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1915). Работал в 1898–1905 гг. в Москве в русле модерна, сотрудничал с Л. Н. Кекушевым и Ф. О. Шехтелем, в 1904 г. опубликовал в журнале «Мир искусства» программную статью «Московский классицизм», ознаменовавшую смену его творческого направления и давшую начало неоклассицистическому движению в России. Ключевые работы в стиле неоклассицизма – дача А. А. Половцова (сына А. А. Половцова) на Каменном острове (1911–1913) и дом князя С. С. Абамелек-Лазарева на набережной реки Мойка (1913–1915; обе постройки – в Санкт-Петербурге). В 1920-е гг. Фомин выступил критиком конструктивизма и разработал созвучные эпохе концепции «красной дорики». В 1930-е гг. Фомин возглавлял архитектурную мастерскую № 3 Моссовета. Среди его последних работ: проект здания Наркомтяжпрома (1934), станции метро «Красные Ворота» (подземный зал; 1934–1935) и «Площадь Свердлова» («Театральная»; завершена Л. М. Поляковым в 1937–1938; все – в Москве), здание Совета Министров УССР в Киеве (завершено П. В. Абросимовым в 1938).
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Палладианство
Палладиа́нство, направление в архитектуре классицизма 17 – 1-й трети 19 вв., также в неоклассицизме 1-й половины 20 в., развивавшее принципы творчества А. Палладио. Первым палладианцем в Италии был младший современник Палладио В. Скамоцци. В 18 в. традиция палладианской архитектуры получила продолжение в творчестве архитекторов Ф. Муттони и О. Бертотти-Скамоцци. Приёмы палладианства активно использовали британские архитекторы И. Джонс в 17 в. и У. Кент, К. Кэмпбелл, Дж. Вуд Старший и другие в 18 в. Английское палладианство, в свою очередь, повлияло на становление палладианской архитектуры Ирландии (Э. Л. Пирс), колоний в Северной Америке (впоследствии США; Т. Джефферсон) и других британских владений. Палладианство развивалось также в странах континентальной Европы: Нидерландах (Я. ван Кампен, П. Пост), Швеции (Н. Тессин Старший), Польше (С. Завадзский) и т. д. Последователи Палладио в России 18 в. – Н. А. Львов, Дж. Кваренги, Ч. Камерон; крупнейший отечественный палладианец 20 в. – И. В. Жолтовский.
Оттавио Бертотти-Скамоцци. Проект виллы Капра в Сарчедо (Италия)
Архитекторы, градостроители
Новиков Феликс Аронович
Но́виков Фе́ликс Аро́нович (1927–2022), российский архитектор, народный архитектор СССР (1991). Первые постройки – в русле советского неоклассицизма (станция метро «Краснопресненская», 1951–1954), после 1956 г. обратился к модернизму. Один из авторов проекта Московского городского дворца пионеров и школьников (1962). В Зеленограде Новиков возвёл Научный центр микроэлектроники (1962–1969), девятиэтажный жилой дом «Флейта» (1965–1970), ансамбль Московского института электронной техники (1966–1971).
Феликс Новиков
Архитекторы, градостроители
Павлов Леонид Николаевич
Па́влов Леони́д Никола́евич (1909–1990), российский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР (1975). В 1930-е гг. работал в русле конструктивизма, в 1940-е гг. – советского неоклассицизма (станция метро «Серпуховская» в Москве, ныне «Добрынинская»; 1950), в 1950-е гг. вернулся к принципам модернизма, со 2-й половины 1970-х гг. создавал сооружения в духе постмодернизма. Основные постройки в Москве: новый корпус здания Госплана СССР в Георгиевском переулке (1965–1969); вычислительные центры ЦСУ СССР (1968–1980), Госплана СССР (1970), Госбанка СССР (1974–1996); Музей «Траурный поезд В. И. Ленина» у Павелецкого вокзала (1977–1979), станции метро «Серпуховская» и «Нагатинская» (обе – 1983). С 1934 г. преподавал в Московском архитектурном институте (МАРХИ).
Леонид Павлов. Здание Научно-культурного центра «Музей В. И. Ленина», посёлок Горки Ленинские. 1985–1987
Архитекторы, градостроители
Поляков Леонид Михайлович
Поляко́в Леони́д Миха́йлович (1906–1965), российский архитектор, действительный член Академии архитектуры СССР (1950). До конца 1930-х гг. работал в русле советского неоклассицизма (станция метро «Курская-радиальная», 1938; арка главного входа ВСХВ, 1939; обе в Москве). В 1948–1950 гг. главный архитектор г. Севастополь. В послевоенный период обратился к языку стиля ампир (гостиница «Ленинградская», 1949–1952; станция метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, 1953; все в Москве). После постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (1955) подвергнут резкой критике, сосредоточился на педагогической работе в Московском центральном художественно-промышленном училище (с 1948 Московское высшее художественно-промышленное училище, ныне Российский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова; 1947–1950 и 1958–1965; профессор с 1963). Сталинская премия 2-й степени (1948, лишён в 1955; 1949). Награждён орденом Ленина (1952).
Гостиница «Ленинградская», Москва. 1949–1952. Архитекторы Александр Борецкий, Леонид Поляков
Общественные сооружения
Южный речной вокзал в Москве: путь к Рязани и Уфе
Южный речной вокзал в Москве: путь к Рязани и Уфе. Для того чтобы стать «портом пяти морей», Москва получила в 1930-х гг. сразу два речных вокзала, причём главный, ныне Северный, назывался изначально Химкинским, а второй, рассчитанный на более скромный пассажиропоток, – Московским (ныне Южный). В отличие от Северного, ставшего одной из ключевых достопримечательностей столицы, Южный речной вокзал оставался на вторых ролях и дважды менял место дислокации. Хотя он не служил «парадными воротами» города, вокзал отвечал за сообщение с Горьким (ныне Нижний Новгород) и Уфой, а также с пригородными районами в нижнем течении Москвы-реки. Современное здание вокзала расположено на левом берегу Новинского рукава недалеко от Нагатинского затона, в искусственном спрямлении русла Москвы-реки.
Вид на Южный речной вокзал, Москва. Фото сделано в 2023
Архитекторы, градостроители
Щуко Владимир Алексеевич
Щуко́ Влади́мир Алексе́евич (1878–1939), российский архитектор, сценограф; академик архитектуры (1911), действительный член Императорской Академии художеств (1914). Создал (совместно с В. Г. Гельфрейхом) проекты крупных общественных сооружений: пропилеи Смольного в Петрограде (ныне Санкт-Петербург; 1923–1925), здания Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина в Москве (основной комплекс завершён в 1941, книгохранилище в 1958) и Театра драмы в Ростове-на-Дону (1930–1935).
Пропилеи Смольного, Санкт-Петербург. 1923–1925. Архитекторы Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх
Общественные сооружения
Северный речной вокзал в Москве: путешествие и отдых
Северный речной вокзал в Москве: путешествие и отдых. Канал Москва – Волга (ныне канал имени Москвы) стал образцовой стройкой 2-й половины 1930-х гг. наряду с Московским метрополитеном и Дворцом Советов. Он должен был не только обеспечить столицу СССР волжской питьевой водой, но и сделать её «портом пяти морей» – Белого, Балтийского, Чёрного, Азовского и Каспийского. Поэтому речному вокзалу на Химкинском водохранилище (в первые годы после открытия известному под названием Химкинский, затем – Северный) как точке отправления и прибытия пассажирских судов уделялось особое внимание.
Вечерний вид на Северный речной вокзал, Москва
Архитекторы, градостроители
Рухлядев Алексей Михайлович
Ру́хлядев Алексе́й Миха́йлович (1882–1946), российский архитектор. Один из учредителей Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА). Представитель рационализма в 1920-е гг., в своих поздних проектах соединил принципы этого течения с приёмами дореволюционной эклектики и ар деко. Автор проекта Северного речного вокзала на Химкинском водохранилище в Москве (1935–1937) и ряда других сооружений канала имени Москвы. Награждён орденом Ленина (1937).
Алексей Рухлядев
1
2