Кринский Владимир Фёдорович
Кри́нский Влади́мир Фёдорович [19(31).12.1890, село Любичи Зарайского уезда Рязанской губернии, ныне Луховицкого района Московской области – 2.4.1971, Москва], российский архитектор, график. Представитель архитектурного авангарда.
Родился в семье учителя начальных классов сельской школы. С 10 лет учился в гимназии в Петербурге, окончил её в 1908 г. В 1907–1910 гг. посещал художественную школу Общества поощрения художеств. В 1910 г. поступил в Академию художеств на архитектурное отделение, недолгое время проучился по классу живописи, в 1911 г. перевёлся обратно. В 1917 г. защитил дипломную работу по теме «Военно-исторический музей». Выполненный в русле эклектики, проект содержал отсылки к фортификационным сооружениям Ренессанса и архитектуре классицизма.
С 1917 г. Кринский работал в Ярославле, в 1918 г. создал первую самостоятельную работу – проект типовых домов для разрушенных во время антисоветского восстания в июле 1918 г. районов города (не сохранился). С 1918 г. – в Москве. В том же году принял участие в открытом конкурсе на проект крематория в Москве (совместно с архитектором В. И. Фидманом), получил поощрительную премию. Благодаря этой работе в духе «романтического символизма» на Кринского обратил внимание член конкурсного жюри архитектор И. В. Жолтовский и пригласил его в мастерскую архитектурно-художественного отдела Наркомата просвещения. В этой мастерской Кринский выполнил проект Народного дома Песочинской трудовой коммуны (1919), близкий по духу к раннему романтическому этапу авангарда с использованием упрощённых ретроспективных форм.
В 1919 г. Кринский через Фидмана познакомился с Н. А. Ладовским, тогда же вступил в созданное им вместе с архитекторами Н. И. Исцелленовым, А. М. Рухлядевым, Д. И. Фридманом, В. И. Фидманом и скульптором Б. Д. Королёвым художественное объединение Живскульптарх. Ранние экспериментальные проекты участников этой группы выполнены под влиянием кубизма, что проявляется в раздробленности объёмов и пространственных сдвигах отдельных элементов. В 1920 г. Кринский вместе с членами Живскульптарха участвовал в 19-й выставке Всероссийского центрального выставочного бюро в Москве, на которой архитектурный рационализм впервые заявил о себе.
С 1920 г. по приглашению Н. А. Ладовского преподавал во Вхутемасе (с 1926 Вхутеин). Совместно с ним и Н. В. Докучаевым возглавил Объединённые мастерские (Обмас) и разработал учебную дисциплину «Пространство». Её суть заключалась во внедрении идей рационализма в педагогическую практику. Пропедевтический курс задействовал ряд кубистических приёмов – сочетание плоскостного и перспективного восприятия объёма, а также его фрагментация.
В 1920 г. вступил в группу объективного анализа Института художественной культуры (Инхук). В 1920–1921 гг. создавал графические листы гуашью и тушью на бумаге и картоне. Эти абстрактные композиции выполнены с опорой на выявленные Кринским ритмические закономерности геометрических форм. В 1920-х гг. рисовал иллюстрации для агитационных журналов «Красноармеец», «Строитель», «Безбожник у станка».
В 1923 г. возглавил собственную мастерскую на основном отделении Вхутемаса и развил пропедевтические идеи дисциплины «Пространство», в частности понятия ритма и метра, контраста и нюанса, три основных вида композиции – фронтальную, глубинную и пространственную.
В 1923 г. Кринский выступил одним из учредителей объединения рационалистов – Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА), куда также входили Н. А. Ладовский, Л. М. Лисицкий, Н. В. Докучаев, А. М. Рухлядев, В. И. Фидман, А. И. Ефимов, С. А. Мочалов и В. С. Балихин. В том же году он разработал эмблему АСНОВА. Особо значимым в творчестве архитектора стал проект небоскрёба ВСНХ СССР на Лубянской площади в Москве (1922–1923), опубликованный в первом и единственном номере газеты «Известия АСНОВА» (1926). Проект представлял собой составленный из параллелепипедов конструктивный «скелет» со сплошным остеклением фасадов. Эта вариация на тему высотного строительства была ответом Кринского на проходивший в то же время международный конкурс на здание редакции газеты Chicago Tribune в Чикаго (1922).
Участвовал в крупных архитектурных конкурсах на здания Дворца труда (1922–1923) и акционерного общества «Аркос» (1924) в Москве. Их сложная пространственная структура следует идеям рационализма, связанным с взаимодействием плоскостных и перспективных форм и «рациональным», т. е. раскрывающим пропорции членений, восприятием объёма. В 1924 г. Кринский создал конкурсные проекты Народного дома имени В. И. Ленина в Иваново-Вознесенске (ныне Иваново) и Дома Советов в Брянске (оба – совместно с архитектором А. М. Рухлядевым). Ко 2-й половине 1920-х – началу 1930-х гг. относятся его проекты памятника Х. Колумбу в Санто-Доминго (1929, совместно с архитектором Рухлядевым), спортивной арены (1928) и Дворца Искусств (1930) в Москве.
С 1930 г., после закрытия Вхутеина, Кринский возглавлял кафедру основ композиции (ныне кафедра основ архитектурного проектирования) в Архитектурно-строительном институте (с 1933 Московский архитектурный институт, МАИ, с 1970 – МАРХИ).
С переходом к «освоению классического наследия» обратился к историческим архитектурным формам. Первый подобный пример – конкурсный вариант Дворца Советов в Москве (1931–1932). В 1929–1932 гг. работал над генеральным планом Городка художников с мастерскими и квартирами на улице Верхняя Масловка и Петровско-Разумовской аллее в Москве (строительство с перерывами в 1932–1951, совместно с бригадой АСНОВА: архитекторами Ю. Н. Герасимовым, А. М. Рухлядевым, Л. М. Лисенко, инженером Ю. С. Рубинштейном). Корпус мастерских «А» (1935–1937, улица Верхняя Масловка, 1) и жилой дом «Б» (1931–1932, Петровско-Разумовская аллея, 2) отличаются от рационалистической архитектуры 1920-х гг. упрощёнными ордерными формами и рисунком балконных и оконных решёток, а корпус «В» (1949–1954), вплотную примыкающий к корпусу «А», отражает тенденции советской архитектуры 1-й половины 1950-х гг. В 1934–1935 гг. реализован спроектированный Кринским и Рухлядевым наземный вестибюль станции «Комсомольская» первой очереди Московского метрополитена (автор росписей плафона в технике сграффито В. А. Фаворский). Этот павильон в духе постконструктивизма впоследствии разобран, на его месте возведено новое сооружение (1946–1952, архитекторы А. В. Щусев и др.).
В 1934 г. вышла написанная в соавторстве с И. В. Ламцовым и М. А. Туркусом книга «Элементы архитектурно-пространственной композиции». В переиздании «Элементы архитектурной композиции» (1938) имя Кринского уже не указано, возможно, из-за его связи с рационализмом, в то время критиковавшимся в рамках борьбы с формализмом. В книге по сути рационалистическая теория архитектуры излагается на расширенном материале – от зодчества Древнего Египта, античной эпохи и классицизма до советской архитектуры. В силу господствовавшего в середине 1930-х – начале 1950-х гг. курса на «освоение классического наследия» авангардные примеры в издании отсутствовали.
Наиболее значимая работа Кринского 2-й половины 1930-х гг. – комплекс сооружений для канала имени Москвы: шлюзы № 7 и № 8 (1935–1937, совместно с архитекторами Рухлядевым, В. Мовчаном, Д. Б. Савицким, инженером А. С. Бачелисом), архитектурное оформление Тушинского автомобильного тоннеля на Волоколамском шоссе, проходящего под каналом (совместно со скульптором Д. П. Шварцем), причалы для Северного речного вокзала. Сохранились неосуществлённые проекты аэровокзала в Москве (1935) и проект типовых дач повышенной комфортности для сотрудников Народного комиссариата Военно-Морского Флота СССР (1938–1940).
Первые годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Кринский провёл в эвакуации в Ташкенте, где работал над проектами Пантеона в Сталинграде (1942–1943; ныне Волгоград) и декоративных сооружений (арок, павильонов, колонн-обелисков) для Ташкентского оросительного канала, включавших мотивы традиционного зодчества Средней Азии (1942). В эвакуации продолжал преподавать находившимся в эвакуации студентам МАИ. В 1943 г. вернулся в Москву, возобновил работу в институте. Сохранились архитектурные фантазии Кринского «Новая Москва» (1943), предвосхитившие решение столичных высотных зданий в виде ступенчатых объёмов, и рукописи (середина 1940-х гг.), в которых проанализированы закономерности ритмических рядов. Архитектору также принадлежит проект шлакобетонных домов заводского изготовления (1944). В послевоенные годы создал ряд графических и живописных работ. В основном писал пейзажи – виды природы («Пейзаж в Марфино», 59 × 79 см, 1946–1950) и архитектурные [«Соловецкий монастырь», 31 × 100 см, 1969–1970; «Собор Святой Софии Премудрости», 33,5 × 23,5 см, 1960-е гг. (?), все – Музей архитектуры имени А. В. Щусева, Москва].
После постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (1955) возник интерес к авангардной архитектуре 1920-х гг., которая рассматривалась как альтернатива советскому неоклассицизму. В этот период Кринский вернулся к рационалистическим идеям и выполнил авторские повторения своих ранних работ: два варианта проекта Дворца труда (1964), версию проекта небоскрёба ВСНХ СССР (1966) и др. Возможно, причиной была плохая сохранность графических листов 1920-х гг., могла повлиять и утрата значительного массива материала, связанного с авангардом, в годы Великой Отечественной войны. Некоторые графические листы он также исполнил в виде макетов.
В 1962 г. Кринский при участии И. В. Ламцова и М. А. Туркуса возродил дисциплину «пространство» в виде курса объёмно-пространственной композиции (ОПК) на факультете общей подготовки в МАИ. В её основу легли пропедевтические принципы, сформулированные в изданной ранее книге «Элементы архитектурно-пространственной композиции» (1934). В отличие от дисциплины «пространство», курс ОПК делал акцент на моделировании из бумаги, а не из пластилина, а также имел больше родства с реальной архитектурной средой: макеты были приближены по пропорциям и ритму к реально существующим площадям, улицам и зданиям. По просьбе Кринского Ю. Н. Орса разработал вступительные экзаменационные задания по черчению в МАИ (внедрены в начале 1970-х гг.), призванные развить у абитуриентов понимание проекционного черчения, необходимого для выполнения макетов по курсу ОПК, и определить наличие у них способностей к пространственному мышлению. На начало 2020-х гг. ОПК продолжает преподаваться в МАРХИ.
В 1970 г., в связи с возродившимся интересом к искусству авангарда и собственным 80-летием, Кринский организовал первую персональную выставку в Центральном доме архитектора.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1937), орденом «Знак Почёта» (1951), орденом Ленина (1954).