#Советский архитектурный авангард
Советский архитектурный авангард
Тег

Советский архитектурный авангард

Советский архитектурный авангард
Найденo 14 статей
Творческие союзы, ассоциации, объединения
Общество современных архитекторов
О́бщество совреме́нных архите́кторов (ОСА), одна из первых в СССР группировок архитектурного авангарда. Общество создано в Москве в 1925 г. по инициативе А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, существовало как самостоятельное объединение до 1931 г. Его главная цель – продвижение идей конструктивизма. В задачи ОСА входило устройство выставок (в 1927 прошла Первая выставка современной архитектуры), разработка новых архитектурных типов (дома-коммуны, рабочие клубы и пр.), участие в конкурсах. Среди членов общества: М. О. Барщ, А. К. Буров, Г. Г. Вегман, В. А. Веснин, И. А. Голосов, П. А. Голосов, И. И. Леонидов, Л. К. Комарова, И. С. Николаев, А. С. Никольский, Г. М. Орлов и А. С. Фисенко. Печатный орган ОСА – журнал «Современная архитектура» (1926–1930).
Общество современных архитекторов. Афиша Первой выставки современной архитектуры (СА) в Москве. 1927
Мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры
Эль Лисицкий
Эль Лиси́цкий (1890–1941), российский живописец, график, архитектор, дизайнер, фотограф. Один из крупнейших мастеров авангарда. Соединял в своём творчестве традиции еврейской культуры с модернистским художественным языком (книга-свиток «Пражская легенда», 1917, Российская государственная библиотека, Москва). Автор многочисленных беспредметных композиций – проунов. Работал как книжный график (оформление книг В. В. Маяковского «Для голоса», 1923, «Хорошо!», 1927), использовал техники фотоколлажа, фотограммы и фотомонтажа (автопортрет «Конструктор», 1924), разрабатывал архитектурные проекты («Горизонтальные небоскрёбы», не реализованы; здание типографии журнала «Огонёк» в Москве, 1932), во многом повлиявшие на мастеров круга Баухауса, занимался выставочным дизайном («Кабинет абстракций» в Ганноверском музее; утрачен), создавал агитационные плакаты («Клином красным бей белых», 1920) и др.
Эль Лисицкий. Автопортрет «Конструктор». 1924
Архитекторы, градостроители
Рухлядев Алексей Михайлович
Ру́хлядев Алексе́й Миха́йлович (1882–1946), российский архитектор. Один из учредителей Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА). Представитель рационализма в 1920-е гг., в своих поздних проектах соединил принципы этого течения с приёмами дореволюционной эклектики и ар деко. Автор проекта Северного речного вокзала на Химкинском водохранилище в Москве (1935–1937) и ряда других сооружений канала имени Москвы. Награждён орденом Ленина (1937).
Алексей Рухлядев
Архитекторы, градостроители
Мельников Константин Степанович
Ме́льников Константи́н Степа́нович (1890–1974), российский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР (1972). Доктор архитектуры (1965). В 1920 – 1930-х гг. разрабатывал новые типы и архитектурные формы общественных зданий, для которых характерны выразительная динамика объёмов, оригинальность композиционного решения, функциональная целесообразность планировки, использование новых конструкций (клуб имени И. В. Русакова, собственный дом, оба в Москве, 1927–1929). Одним из первых выдвинул идею трансформации внутреннего пространства зданий.
Константин Мельников. Дом-мастерская Константина Степановича Мельникова, Москва. 1927–1929
Архитекторы, градостроители
Кринский Владимир Фёдорович
Кри́нский Влади́мир Фёдорович (1890–1971), российский архитектор, график. Представитель архитектурного авангарда. Наряду с Н. А. Ладовским один из основоположников архитектуры рационализма. Среди ключевых работ: проект небоскрёба ВСНХ СССР на Лубянской площади (1922–1923), комплекс сооружений для Канала имени Москвы (2-я половина 1930-х гг.), Городок художников с мастерскими и квартирами (1932–1951, совместно с бригадой АСНОВА) в Москве.
Владимир Кринский. Автопортрет. 1942
Страны мира. Искусство и архитектура
Россия. Искусство и культура. Искусство. 1917 – середина 20 в.
Иску́сство Росси́и с 1917 г. до середи́ны 20 в., период в истории искусства России. После Октябрьской революции 1917 г. первым крупным шагом со стороны новой власти явился план монументальной пропаганды, призванный закрепить её триумф с помощью мемориальных знаков и разных форм агитационного искусства (в том числе плаката). Для искусства периода новой экономической политики характерно «свободное соревнование различных группировок и течений», лавирующих между традиционными формами творчества, достижениями авангарда предшествующего десятилетия и производственным искусством; получил практическое применение архитектурный авангард. В 1932 г. все художественные группировки были упразднены в пользу единых всероссийских творческих союзов, а с 1934 г. творческим кредо в изобразительном искусстве назван социалистический реализм. В архитектуре окончательно возобладал дух парадной торжественности, воплощённой в классических ордерных формах и богатом скульптурном и живописном убранстве, который после победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. достиг апогея в стиле «триумф». Многочисленными эмигрантами формировалась культура русского зарубежья, значительно повлиявшая на развитие мирового искусства.
Юрий Пименов. Даёшь тяжёлую индустрию! 1927
Творческие союзы, ассоциации, объединения
Объединение архитекторов-урбанистов
Объедине́ние архите́кторов-урбани́стов (АРУ) в Москве, группа российских архитекторов-рационалистов. Создано Н. А. Ладовским (председатель АРУ) в 1928 г. для решения градостроительных проблем в ходе социалистического строительства, упразднено в 1932 г. В основе градостроительной концепции Ладовского, предложенной в том числе для реконструкции Москвы (1930-е гг.), непрерывное преобразование пространственно-планировочной структуры города, имеющей форму параболы («городской организм»: общегородской центр расположен по центральной оси, его огибают жилая, промышленная и сельскохозяйственная зоны).
Николай Ладовский. Конкурсный проект реконструкции Москвы. Генплан. 1932
Архитекторы, градостроители
Никольский Александр Сергеевич
Нико́льский Алекса́ндр Серге́евич (1884–1953), российский архитектор, действительный член Академии архитектуры СССР (1939). Архитектурное творчество и педагогическая деятельность Никольского развивались в русле рационализма, на их становление оказали влияние Н. А. Ладовский и К. С. Малевич, методы обучения, практиковавшиеся во Вхутемасе и Гинхуке. С 1926 г. член творческой организации конструктивистов – Общества современных архитекторов. Среди его работ: жилой массив на Тракторной улице (совместно с А. И. Гегелло и Г. А. Симоновым; 1925–1927) и проспект Стачек (1925–1927), школа имени 10-летия Октября (1925–1927), общественные бани «Гигант» (1928–1930; все – в Ленинграде) и др.
Школа имени 10-летия Октября, Санкт-Петербург. 1925–1927. Архитекторы Александр Крестин, Александр Никольский
Термины
Дом-коммуна
Дом-комму́на, новаторский тип жилья в РСФСР – СССР конца 1910-х – 1-й половины 1930-х гг. Дома-коммуны проектировались в русле советского архитектурного авангарда в расчёте на новый образ жизни жильцов, в котором коллективно-общественное должно было преобладать над индивидуальным, частным. Такие здания включали в себя небольшие по размеру жилые ячейки, рассчитанные на одного человека, реже – на семью, которые были оборудованы санузлом и типовой встроенной мебелью, и обширные общественные пространства для совместного ведения быта (санитарные комнаты, столовые, прачечные, детские сады), досуга (клуб, библиотека, гостиные для общения, террасы-солярии на крышах), занятий спортом. Проекты таких домов включали технические и архитектурные новшества, продуманные инженерные и художественные решения (обильная инсоляция, эффективные системы вентиляции, удобные планировка и дизайн жилой среды).
Искусство
1
2