Северный речной вокзал в Москве: путешествие и отдых
Северный речной вокзал в Москве: путешествие и отдых. Канал Москва – Волга (ныне канал имени Москвы) стал образцовой стройкой 2-й половины 1930-х гг. наряду с Московским метрополитеном и Дворцом Советов. Он должен был не только обеспечить столицу СССР волжской питьевой водой, но и сделать её «портом пяти морей» – Белого, Балтийского, Чёрного, Азовского и Каспийского. Поэтому речному вокзалу на Химкинском водохранилище (в первые годы после открытия известному под названием Химкинский, затем – Северный) как точке отправления и прибытия пассажирских судов уделялось особое внимание.
Л. М. Каганович собрал проектировщиков канала в начале 1935 г. в Московском комитете ВКП(б) и призвал их руководствоваться принципами синтеза искусств, т. е. активно применять скульптуру и живопись. «С присущей ему конкретностью и убедительной увлекательностью Лазарь Моисеевич указал нам на богатые возможности синтеза искусств при оформлении канала, который можно обогатить скульптурой, барельефами, монументальной живописью», – писал главный архитектор строительства канала И. С. Фридлянд [Фридлянд И. С. Архитектура канала Москва – Волга // Вечерняя Москва. 1936. 11 апреля (№ 84). С. 2]. Старшим архитектором Волгостроя назначили А. М. Рухлядева, который до начала «освоения классического наследия» входил в круг рационалистов. При проектировании главного здания канала, за которое он взялся лично, Рухлядев сохранил принципы этого течения в планировке, но остроумно совместил их с «ренессансной» оболочкой, родственной скорее ар деко.
Мотив ратуши с часовой башней по центру и раньше использовали для транспортных сооружений. Например, так сделали К. А. Тон для Николаевских железнодорожных вокзалов в Москве и Санкт-Петербурге (завершены в 1851; ныне Ленинградский и Московский соответственно) и А. Пейдж Браун для паромного терминала в Сан-Франциско (1898), но Рухлядев впервые объединил его с архитектурой парковых павильонов. Весь вид здания с галереями-«палубами» настраивал на мысли об отдыхе в санатории или приятном путешествии на теплоходе.
Земляные работы на месте бывшего села Никольское начались осенью 1935 г., причём строительство шло одновременно с сооружением ложа будущего Химкинского водохранилища. Как и на других объектах канала, на всех этапах были задействованы заключённые Дмитровского исправительно-трудового лагеря (Дмитровлага). К лету 1937 г. завершены основные работы по строительству самого речного вокзала, четырёх причалов с павильонами, здания управления Северного речного пароходства (архитектор В. А. Петров) и комплекса грузового порта. На прилегающей к вокзалу территории разбили регулярный парк. Весной 1938 г. состоялась «всесоюзная презентация» вокзала – его показали в музыкальной кинокомедии «Волга-Волга» (режиссёр Г. В. Александров).
«Низкий бархатный гудок волжского парохода, шум воды за кормой, плавный спокойный ход, непрерывно изменяющиеся очертания берегов, может быть, от этих, смолоду любимых, впечатлений и возникли у меня первые, ещё смутные образы будущего вокзала…», – объяснял выросший на Волге Рухлядев (Расстанов. 1937. С. 32). В его проекте проглядывается не только пристань-дебаркадер, но и ренессансное палаццо с изящными аркадами и сторожевой башней. Кинематографисты заметили «итальянские» элементы в облике вокзала: в фильме «Отелло» (1955, режиссёр С. И. Юткевич) он «изображал» Дворец дожей в Венеции.
Сооружение, которое может вместить одновременно 450–500 пассажиров, изначально задумано не только как транспортное, но и как развлекательное – в нём предусматривались ресторан и летнее кафе.
Симметричное здание речного вокзала вытянулось на 150 м вдоль Химкинского водохранилища с севера на юг, повторяя пропорциями соотношение сторон водохранилища – 9:1 (длина здания к его ширине). Из-за того, что вокзал поставлен на земляном 4-метровом уступе, со стороны Ленинградского шоссе видно два этажа, а со стороны пристаней – три (вместе с цокольным, «замаскированным» гранитными блоками), а также широкую трёхмаршевую лестницу. В остальном восточный и западный фасады схожи. Стены вокзала покрыты серой терразитовой штукатуркой с мраморной и гранитной крошкой: такое решение было популярным в 1930-е гг.
В центре расположена многоярусная башня, которая ступенчато сужается кверху и завершается шпилем с пятиконечной звездой (общая высота башни – 75 м). В её основании – ризалиты с трёхарочными порталами, облицованными зеленовато-серым диоритом. По краям и между арками помещено по 12 майоликовых медальонов-«иллюминаторов» полутораметрового диаметра. Их выполнили мастера Ленинградского фарфорового завода имени Ломоносова под руководством Н. Я. Данько. С парковой стороны на медальонах изображён триумф советской техники в водной стихии, а со стороны причалов – достопримечательности Москвы, в том числе так и не построенный Дворец Советов, Красная площадь, станция метро «Киевская» (ныне Филёвской линии), Центральный театр Красной Армии. Часть эскизов для медальонов с морскими и речными судами выполнила Н. Я. Симонович-Ефимова.
Выше находится четверик с обходной галереей, а над ним – прямоугольный объём с квадратными полуколоннами, по углам которого стоят статуи красноармейца, краснофлотца, колхозника-северянина и колхозницы-южанки (скульпторы Ф. Г. Блюм, М. Ф. Листопад и С. Н. Попов). При реставрации в 2020 г. их заменили копиями, а оригиналы разместили в холле цокольного этажа.
Верхний объём квадратной часовой башни с кронштейнами-машикулями напоминает башню Палаццо Веккьо во Флоренции. Под каждым из четырёх циферблатов с позолоченными накладками в виде солнечного диска установлено по якорю. Над башней высится металлический шпиль-«мачта», который в навигацию должен был выдвигаться на полную высоту – 27 м, а по её окончании опускаться (после начала Великой Отечественной войны механизм почти не использовали). Его венчает пятиконечная позолоченная звезда с инкрустированными уральскими самоцветами серпом и молотом, которую сделали по образцу первых кремлёвских. Городская легенда о том, что здесь помещена звезда с одной из башен Московского Кремля после их замены на рубиновые, стала настолько популярной, что попала в некоторые путеводители и даже научные исследования (см., например: Гейдор. 2014. С. 335).
Открытые галереи занимают все фасады крыльев здания. Галерею первого этажа обрамляют четырёхгранные столбы из белого тарусского камня со стилизованными коринфскими капителями, а полуциркульные арки второго этажа опираются на изящные круглые колонны. Следующий уровень – эксплуатируемая плоская кровля с 12 фонарями-«ландышами», которые маскируют оголовки вентиляции. Оба яруса галерей и плоская крыша окружены балюстрадами с квадратными в сечении балясинами, типичными для ар деко. В торцах здания галереи первого этажа переходят в полуциркульные колоннады, образуя дворики с фонтанами.
Дельфинов на стеклянных шарах для фонтана «Юг» создал скульптор И. С. Ефимов, а мраморных белых медведей и стоящих на них бронзовых гагар и диких гусей для «Севера» – его ученик Л. А. Кардашёв. Ефимов и Рухлядев сначала по отдельности, а потом совместно прорабатывали и архитектурные, и скульптурные части фонтана «Юг», уточняя композицию.
«Фонтан построен мной на принципе сквозной лёгкой формы. Он должен производить лёгкое впечатление. <…> Построенный А. М. Рухлядевым тоже на принципе лёгкости, речной вокзал чрезвычайно точно соответствует и воде, и окружающему пейзажу. Лучшего места для фонтана трудно желать, потому что, кроме всего, он имеет очень большое число точек зрения: и с открытой лестницы, и с крыши, и с галерейки, венчающей полуциркульную колоннаду», – рассказывал Ефимов на одной из встреч скульпторов с архитекторами (Ефимов. 1977. С. 130). Ещё два небольших пристенных фонтана-родника находятся по краям цокольного этажа в своеобразных углублениях-гротах. Их расположение вызывает ассоциации со шпигатами – сквозными отверстиями для стока воды с палубы.
В оформлении интерьеров, как и фасадов, использованы приёмы, позаимствованные в Италии эпохи Ренессанса. Стены оштукатурены под мрамор (стукко), полы – терраццитовые с мраморной крошкой и наборные из мрамора и гранита в технике «брекчия». Расположенные анфиладой основные помещения – вестибюль, ресторан и зал ожидания – сделаны двусветными. Находящийся на центральной оси порталов вестибюль оформляют четыре мощные колонны, где на капителях изображены серп и молот в окружении колосьев. Кессоны потолка расписаны на тему водного транспорта, а на круглых окнах и в тондо на стенах изображены гербы СССР и 15 союзных республик. В центре вестибюля до начала 1960-х гг. находилась скульптура И. В. Сталина.
В зале ресторана, расположенного в южном крыле, стукко придали малахитовый оттенок. В картуши свода художник В. С. Щербаков поместил изображения крейсера «Аврора», ледокола «Красин», парусника «Товарищ» и каравеллы Х. Колумба в качестве эмблем мореходства. В центре потолка изображены летящие чайки, а на стенах – шлюзы канала.
Потолок зала ожидания Щербаков расписал цветочными гирляндами; в верхней части стен по краям от антресолей-лоджий здесь находятся четыре панно, которые иллюстрируют права граждан согласно Конституции СССР 1936 г. – на отдых, на труд, на образование и на материальное обеспечение в старости. Осветительные приборы помещений вокзала и галерей выдержаны в едином стиле. Примечательны «васильковым» орнаментом латунные трёхрожковые люстры со сферическими светильниками из молочного и синего резного стекла, которые находятся на потолках боковых галерей зала ожидания и в помещении буфета при ресторане. Округлые светильники в галереях и вспомогательные сферические люстры в главном вестибюле аналогичны тем, что использовались для станций первой очереди Московского метрополитена (сохранились в начале 2020-х гг. на станции «Библиотека имени Ленина»).
Парк Северного речного вокзала воспринимается как естественное продолжение здания. Его планировка, которую разработал инженер зелёного строительства Т. П. Шафранский, строго подчинена объёму здания. Фигурную чугунную ограду вдоль Ленинградского шоссе со стилизованными якорями и спасательными кругами проектировал архитектор И. Д. Мельчаков. Посетителей вокзала со стороны города встречает скульптура «Водный путь» работы Ю. А. Кун. Фигура девушки с моделью парусника в руках стоит на изящном постаменте из диорита и красного гранита (такая же скульптура установлена у шлюза № 5 канала имени Москвы). Далее широкий партер ведёт к зданию вокзала. На продольной аллее парка расположены два гранитных фонтана с фигурами лебедей (воссозданы в 21 в.).
В 1937 г. проект здания представили на Всемирной выставке искусств и техники в Париже, где его отметили дипломом Гран-при. За десятилетия эксплуатации Северный речной вокзал постепенно приходил в упадок, посетителей перестали пускать на плоскую крышу, мраморное покрытие которой залили асфальтом. Сильно пострадали, покрывшись трещинами, керамические медальоны на ризалитах. Реставрационные работы 1978–1979 гг., которые были проведены перед Играми XXII Олимпиады 1980 г., незначительно изменили положение дел, однако 23 марта 1987 г. исполком Моссовета присвоил вокзалу статус объекта культурного наследия регионального значения, а в 1999 г. на государственную охрану поставлен и парк.
В 2010 г. вокзал закрыли из-за аварийного состояния. В конце 2018 г. власти Москвы объявили о комплексной реставрации не только здания, но и окружающего парка. Все работы завершены к сентябрю 2020 г., и вокзал снова используется по прямому назначению.