Живскульптарх
Живскульпта́рх (полное название «Живопись – скульптура – архитектура»), российское художественное объединение.
Создано в Москве в мае 1919 г. как Опытная комиссия по вопросам скульптурно-архитектурного синтеза (Синскульптарх) при Скульптурном подотделе (затем – при подотделе Художественного труда) Отдела изобразительных искусств (ИЗО) Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) РСФСР. В неё входили скульптор Б. Д. Королёв (председатель) и архитекторы Н. А. Ладовский, Н. И. Исцеленнов, С. В. Домбровский, А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский, Я. И. Райх, В. И. Фидман. В конце 1919 г. эта комиссия переименована в Комиссию живописно-скульптурно-архитектурного синтеза (позднее Живскульптарх); в неё вошли А. М. Родченко (оказавший значительное влияние на деятельность объединения), А. В. Шевченко и архитектор Г. М. Мапу.
Члены объединения занимались проблемами формообразования и художественного синтеза, вели поиски новых средств художественной выразительности в духе архитектурного экспрессионизма: использовали динамическое сочетание простых геометрических объёмов, ассоциации с природными формами, в том числе со скалами, растениями. Живскульптарх разрабатывал экспериментальные проекты: «Храма общения народа» («здания чистого искусства»; идея изложена в докладе Исцеленнова, 1919); в 1920 г. – до́ма-коммуны («коммунального дома»), здания Советов (Совдеп) и др. Работы мастеров Живскульптарха были показаны на 19-й Государственной выставке Всероссийского центрального выставочного бюро ИЗО Наркомпроса (1920, Москва); после этого деятельность коллектива прекратилась.