Ладовский Николай Александрович
Ладо́вский Никола́й Алекса́ндрович [3(15).1.1881, Москва – 18.10.1941, там же], российский архитектор.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ; 1914–1917). В 1918–1919 гг. работал в архитектурной мастерской Моссовета под руководством И. В. Жолтовского. В 1919–1920 гг. занимался поисками новой концепции формообразования в архитектуре, опираясь на эксперименты скульптурного кубизма Б. Д. Королёва и др. «левые» течения изобразительного искусства; входил в комиссию Живскульптарх, где занимался экспериментальными проектами новых типов общественных зданий: «Храма общения народа», «коммунального дома», Дома Советов (Совдеп) и др. С 1920 г. Ладовский руководил Рабочей группой объективного анализа Института художественной культуры (Инхук), где по программе, составленной В. В. Кандинским, исследовались закономерности воздействия произведений искусства на психику человека. Творческие дискуссии Живскульптарха и Инхука легли в основу разработанной Ладовским концепции рационализма. Группу своих единомышленников Ладовский объединил в 1923 г. в Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА), а в 1926 г. под редакцией Л. М. Лисицкого и Ладовского вышел единственный номер «Известий АСНОВА».
С 1920 г. преподавал во Вхутемасе–Вхутеине (профессор), создав на его архитектурном отделении Объединённые мастерские (Обмас). Там Ладовский разработал новую систему архитектурного образования, введя в практику преподавания т. н. психоаналитический метод обучения, развивающий пространственное мышление студентов; этот метод был принят за основу дисциплины «пространство» на Основном отделении Вхутемаса в 1923 г. После 1930 г. преподавал в МАРХИ. Теоретические воззрения Ладовского воплотились в его проектах 1920-х гг.: Международного Красного стадиона на Воробьёвых горах (1924–1926, совместно со студентами Вхутемаса и членами АСНОВА), павильона СССР на Международной выставке декоративных искусств в Париже (1924), жилого комплекса в Иваново-Вознесенске (1925, совместно с Л. М. Лисицким) и др.
В 1928 г. Ладовский основал Объединение архитекторов-урбанистов (АРУ) для решения градостроительных задач (анализа различных планировочных схем развития города). Результатом этой работы стало создание принципиально новой концепции развивающегося (динамического) города – «параболы Ладовского» (1930–1932), которую он предлагал использовать при реконструкции Москвы; она давала возможность развивать и расширять по оси общегородской центр при сохранении его роли в качестве планировочного ядра. В конце 1920-х – 1930-е гг. Ладовский создал проект «Зелёного города» под Москвой (1927–1929), участвовал в конкурсах на проекты памятника Х. Колумбу в Санто-Доминго (1929), Дворца Советов в Москве (1931–1932), театра в Свердловске (1931), театра МОСПС (Московского областного Совета профессиональных союзов) в Москве (1932). В 1933–1935 гг. Ладовский возглавил 5-ю планировочную мастерскую Моссовета. В 1930-е гг. в Москве возведены по его проектам жилой дом (1931), наземный павильон станции метро «Красные ворота» (1935), перронный зал станции метро «Дзержинская» (ныне «Лубянка»,1934–1935, сохранился частично).