Тег

Архитектура СССР

Архитектура СССР
Найденo 37 статей
Архитекторы, градостроители
Поляков Леонид Михайлович
Поляко́в Леони́д Миха́йлович (1906–1965), российский архитектор, действительный член Академии архитектуры СССР (1950). До конца 1930-х гг. работал в русле советского неоклассицизма (станция метро «Курская-радиальная», 1938; арка главного входа ВСХВ, 1939; обе в Москве). В 1948–1950 гг. главный архитектор г. Севастополь. В послевоенный период обратился к языку стиля ампир (гостиница «Ленинградская», 1949–1952; станция метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, 1953; все в Москве). После постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (1955) подвергнут резкой критике, сосредоточился на педагогической работе в Московском центральном художественно-промышленном училище (с 1948 Московское высшее художественно-промышленное училище, ныне Российский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова; 1947–1950 и 1958–1965; профессор с 1963). Сталинская премия 2-й степени (1948, лишён в 1955; 1949). Награждён орденом Ленина (1952).
Гостиница «Ленинградская», Москва. 1949–1952. Архитекторы Александр Борецкий, Леонид Поляков
Архитекторы, градостроители
Пестов Евгений Николаевич
Пе́стов Евге́ний Никола́евич (род. 1951), российский архитектор. Член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук (1998). Работает преимущественно в Нижнем Новгороде: с 1991 г. в соавторстве с А. Е. Харитоновым, с 1999 г. руководитель бюро, созданного с С. Г. Поповым. Автор Дома актёра (1989), административного здания «Каскад» (1995), здания банка «Гарантия» (1993–1995) и др. С 2000 г. под влиянием неопластицизма и группы «Де Стейл»: торговые центры «Сити» (2001) и «Парк Авеню» (2008), жилой дом De Stijl (2003). Государственная премия Российской Федерации (1996, 2000).
Саровбизнесбанк (бывший банк «Гарантия»), Нижний Новгород. 1993–1995. Архитекторы Евгений Пестов, Александр Харитонов
Творческие союзы, ассоциации, объединения
Общество современных архитекторов
О́бщество совреме́нных архите́кторов (ОСА), одна из первых в СССР группировок архитектурного авангарда. Общество создано в Москве в 1925 г. по инициативе А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, существовало как самостоятельное объединение до 1931 г. Его главная цель – продвижение идей конструктивизма. В задачи ОСА входило устройство выставок (в 1927 прошла Первая выставка современной архитектуры), разработка новых архитектурных типов (дома-коммуны, рабочие клубы и пр.), участие в конкурсах. Среди членов общества: М. О. Барщ, А. К. Буров, Г. Г. Вегман, В. А. Веснин, И. А. Голосов, П. А. Голосов, И. И. Леонидов, Л. К. Комарова, И. С. Николаев, А. С. Никольский, Г. М. Орлов и А. С. Фисенко. Печатный орган ОСА – журнал «Современная архитектура» (1926–1930).
Общество современных архитекторов. Афиша Первой выставки современной архитектуры (СА) в Москве. 1927
Общественные сооружения
Северный речной вокзал в Москве: путешествие и отдых
Северный речной вокзал в Москве: путешествие и отдых. Канал Москва – Волга (ныне канал имени Москвы) стал образцовой стройкой 2-й половины 1930-х гг. наряду с Московским метрополитеном и Дворцом Советов. Он должен был не только обеспечить столицу СССР волжской питьевой водой, но и сделать её «портом пяти морей» – Белого, Балтийского, Чёрного, Азовского и Каспийского. Поэтому речному вокзалу на Химкинском водохранилище (в первые годы после открытия известному под названием Химкинский, затем – Северный) как точке отправления и прибытия пассажирских судов уделялось особое внимание.
Вечерний вид на Северный речной вокзал, Москва
Архитекторы, градостроители
Рухлядев Алексей Михайлович
Ру́хлядев Алексе́й Миха́йлович (1882–1946), российский архитектор. Один из учредителей Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА). Представитель рационализма в 1920-е гг., в своих поздних проектах соединил принципы этого течения с приёмами дореволюционной эклектики и ар деко. Автор проекта Северного речного вокзала на Химкинском водохранилище в Москве (1935–1937) и ряда других сооружений канала имени Москвы. Награждён орденом Ленина (1937).
Алексей Рухлядев
Инженерные сооружения
«Сокольники» (станция метро)
«Соко́льники», станция Сокольнической (1-й) линии Московского метрополитена, памятник российской архитектуры. Открыта 15 мая 1935 г. в составе первой очереди столичного метрополитена. Проект станции выполнили архитекторы «Метропроекта» Н. А. Быкова, И. Г. Таранов, инженер-конструктор В. И. Дмитриев. Конструктивно представляет собой колонную трёхпролётную станцию мелкого заложения, в перронном зале два ряда по 23 колонны. Наземный вестибюль в виде двух устоев-«пропилей» с гранитным цоколем, перекрытых плоской плитой, находится в начале аллеи, ведущей к парку «Сокольники».
Отделанная гранитом лестница станции метро «Сокольники». 1935
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Постконструктивизм
Постконструктиви́зм, основной стиль советской архитектуры середины 1930-х гг. Термин предложен историком искусства С. О. Хан-Магомедовым в 1980-е гг. (Khan-Magomedov S. O. Pioniere der sowjetischen Architektur. Dresden, 1983). Название связано с проведением с 1932 г. государственной политики по переходу от конструктивизма и советского архитектурного авангарда в целом к неоклассицизму, с установкой на освоение классического наследия и на метод социалистического реализма в архитектуре. Стиль характеризуется сохранением отдельных принципов и методов проектирования, основанных на свободном формообразовании, характерном для архитектуры авангарда, открытости функциональной структуры здания при смещении акцентов на его внешнюю декоративную оболочку, особой тяжеловесной монументальностью, кубическими формами, экспериментами с архитектурным ордером, использованием отдельных элементов классического зодчества (фронтонов, арок, антаблементов и др.) и скульптуры. Стиль распространился по всему Советскому Союзу, его создателями и крупнейшими представителями стали бывшие авангардисты, сохранившие аналитический метод проектирования (Г. Б. Бархин, М. О. Барщ, А. К. Буров, А. А. Веснин, В. А. Веснин, И. А. Голосов, М. Я. Гинзбург, Н. Д. Колли, И. И. Леонидов, К. С. Мельников, И. С. Николаев, Н. А. Троцкий и др.), а также сторонники неоклассицизма (В. Г. Гельфрейх, Б. М. Иофан, И. Г. Лангбард, А. Я. Лангман, Л. В. Руднев, И. А. Фомин, В. А. Щуко и др.).
 Здание Военной академии имени М. В. Фрунзе. 1932–1937. Архитекторы Лев Руднев, Владимир Мунц
Общественные сооружения
Филиал Института Маркса – Энгельса – Ленина в Тбилиси
Филиа́л Институ́та Ма́ркса – Э́нгельса – Ле́нина в Тбили́си, административное здание, памятник советского неоклассицизма в Грузии. Построено в 1936–1937 гг. по проекту архитектора А. В. Щусева. Один из первых примеров реализации тезиса И. В. Сталина «национальное по форме, социалистическое по содержанию» применительно к сооружению. Сочетает парадную неоклассицистическую композицию с декором, почерпнутым из форм зодчества Закавказья 11–13 вв., использованы местные виды облицовочного камня. Щусев награждён за этот проект Сталинской премией 1-й степени (в 1941 за 1938). Здание сохранилось с утратами, ныне часть гостиничного комплекса.
Здание филиала Института Маркса – Энгельса – Ленина, Тбилиси. 1936–1937. Архитекторы: Алексей Щусев, при участии Андрея Ростковского и Андроника Якубяна
Страны мира. Искусство и архитектура
Россия. Искусство и культура. Искусство. 2-я половина 20 в.
Иску́сство Росси́и 2-й полови́ны 20 в., период в истории искусства России. Кампания «борьбы с украшательством», развернувшаяся с конца 1955 г., положила начало модернизации архитектуры; умеренный рационализм сменялся бруталистскими структурами, а затем элементами неоклассики и постмодернизма. Развивалось монументально-декоративное искусство (витражи, мозаики, гобелены), книжный дизайн (Т. А. Маврина, В. Д. Пивоваров), сценография. В живописи периода «оттепели» поиски новой искренности отразились в «деревенской живописи» (А. А. Пластов и др.) и суровом стиле рубежа 1950–1960-х гг. В 1970-х гг. суровый стиль в значительной мере переродился в т. н. карнавализм (скульптура З. К. Церетели, живопись Т. Г. Назаренко, Н. И. Нестеровой и др.). Параллельно существовало неофициальное искусство («другое искусство»), противопоставлявшее свои формотворческие эксперименты однообразию и закостенелости одобренной государством культурной продукции. С эпохи перестройки, при ослаблении контроля и поддержки сверху, художественный рынок стал главным регулятором творческой деятельности.
Гелий Коржев. Художник. 1961
1
2
3
4