Тег

Архитектура СССР

Архитектура СССР
Найденa 41 статья
Алексей Душкин. 1949
Архитекторы, градостроителиАрхитекторы, градостроители
Душкин Алексей Николаевич
Ду́шкин Алексе́й Никола́евич (1903/1904–1977), российский архитектор, член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1950). Работал во всех областях архитектуры; крупнейший архитектор в области транспортного строительства, основоположник отечественной подземной урбанистики. Наиболее значимые произведения – станции Московского метрополитена: «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»; 1935), «Площадь Революции» (1938), «Маяковская» (1938), «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская»; 1943), «Павелецкая» (ныне Замоскворецкой линии; 1943; перестроена в 1951–1953), «Новослободская» (1952). По проектам Душкина возведены железнодорожные вокзалы в Днепропетровске (1950), Симферополе (1951) и Сочи (1952), в Москве – высотное здание у Красных ворот (1947–1952) и универмаг «Детский мир» (1954–1957). Автор многочисленных монументов (совместно со скульпторами Н. В. Томским, Л. Е. Кербелем, Е. В. Вучетичем и др.). Работал также как живописец и график. Преподавал в Московском архитектурном институте (1949–1977). Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1939, 1954), Сталинскими премиями 2-й степени (присуждены в 1941, 1946, 1949), орденом Ленина (1944).
Инженерные сооружения
«Комсомольская» (станция Сокольнической линии метро)
«Комсомо́льская», станция Сокольнической (1-й) линии Московского метрополитена, памятник российской архитектуры. Открыта 15 мая 1935 г. в составе первой очереди Московского метрополитена. Объёмно-планировочное решение станции разработано в «Метропроекте» (инженер-конструктор Н. А. Кабанов). Проект архитектурного оформления выполнили архитекторы Д. Н. Чечулин при участии А. Ф. Тархова (станционный зал), А. М. Рухлядев и В. Ф. Кринский (ныне демонтированный наземный вестибюль и вестибюль в здании Казанского вокзала), А. В. Щусев и В. С. Варванин (общий наземный вестибюль со станцией «Комсомольская» Кольцевой линии, 1952). «Комсомольская» представляет собой трёхпролётную станцию мелкого заложения с галереями-балконами, дополнительно соединёнными над серединой платформы поперечным мостиком с двумя лестничными сходами. В 1941 г. Д. Н. Чечулин получил за архитектурный проект станции Сталинскую премию 1-й степени.
Перспективный вид платформенного зала станции московского метро «Комсомольская-радиальная». Фото: 1938
Инженерные сооружения
«Красные Ворота» (станция метро)
«Кра́сные Воро́та», станция Сокольнической (1-й) линии Московского метрополитена, памятник российской архитектуры. Открыта 15 мая 1935 г. в составе первой очереди столичного метрополитена. Инженер-конструктор станции – А. Ф. Денищенко, архитектурное оформление станционного зала разработал в русле «пролетарской классики» И. А. Фомин в соавторстве с Н. Н. Андриканисом, проект южного наземного вестибюля выполнил Н. А. Ладовский, проект северного вестибюля, размещённого в высотном здании, – А. Н. Душкин и Б. С. Мезенцев (реализован в 1948–1952). «Красные Ворота» (наряду со станцией «Охотный Ряд») – первая в мировой практике метростроения пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения.
Николай Ладовский. Наземный павильон станции метро «Красные Ворота», Москва. 1935
Инженерные сооружения
«Красносельская» (станция метро)
«Красносе́льская», станция Сокольнической (1-й) линии Московского метрополитена, памятник российской архитектуры. Открыта 15 мая 1935 г. в составе первой очереди столичного метрополитена. Первоначальный проект станции (авторы – сотрудники «Метропроекта» архитектор Л. А. Шагурина и инженер-конструктор В. И. Дмитриев) определил её объёмно-пространственное решение; в остальном был реализован выбранный по итогам конкурса проект архитекторов Б. С. Виленского, В. А. Ершова, В. Ф. Скаржинского (позднее выбыл из авторского коллектива) и художника Я. Д. Ромаса. Сооружённая из монолитного железобетона, «Красносельская» представляет собой двухпролётную станцию мелкого заложения. По центру платформы шириной 8 м расположен ряд 10-гранных колонн. Трапециевидный в плане наземный павильон выходит на Краснопрудную улицу.
Наземный павильон станции метро «Красносельская», Москва. Фото: Илья Сосфенов. Конец 1930-х гг.
Архитекторы, градостроители
Павлов Леонид Николаевич
Па́влов Леони́д Никола́евич (1909–1990), российский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР (1975). В 1930-е гг. работал в русле конструктивизма, в 1940-е гг. – советского неоклассицизма (станция метро «Серпуховская» в Москве, ныне «Добрынинская»; 1950), в 1950-е гг. вернулся к принципам модернизма, со 2-й половины 1970-х гг. создавал сооружения в духе постмодернизма. Основные постройки в Москве: новый корпус здания Госплана СССР в Георгиевском переулке (1965–1969); вычислительные центры ЦСУ СССР (1968–1980), Госплана СССР (1970), Госбанка СССР (1974–1996); Музей «Траурный поезд В. И. Ленина» у Павелецкого вокзала (1977–1979), станции метро «Серпуховская» и «Нагатинская» (обе – 1983). С 1934 г. преподавал в Московском архитектурном институте (МАРХИ).
Леонид Павлов. Здание Научно-культурного центра «Музей В. И. Ленина», посёлок Горки Ленинские. 1985–1987
Архитекторы, градостроители
Поляков Леонид Михайлович
Поляко́в Леони́д Миха́йлович (1906–1965), российский архитектор, действительный член Академии архитектуры СССР (1950). До конца 1930-х гг. работал в русле советского неоклассицизма (станция метро «Курская-радиальная», 1938; арка главного входа ВСХВ, 1939; обе в Москве). В 1948–1950 гг. главный архитектор г. Севастополь. В послевоенный период обратился к языку стиля ампир (гостиница «Ленинградская», 1949–1952; станция метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, 1953; все в Москве). После постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (1955) подвергнут резкой критике, сосредоточился на педагогической работе в Московском центральном художественно-промышленном училище (с 1948 Московское высшее художественно-промышленное училище, ныне Российский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова; 1947–1950 и 1958–1965; профессор с 1963). Сталинская премия 2-й степени (1948, лишён в 1955; 1949). Награждён орденом Ленина (1952).
Гостиница «Ленинградская», Москва. 1949–1952. Архитекторы Александр Борецкий, Леонид Поляков
Архитекторы, градостроители
Пестов Евгений Николаевич
Пе́стов Евге́ний Никола́евич (род. 1951), российский архитектор. Член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук (1998). Работает преимущественно в Нижнем Новгороде: с 1991 г. в соавторстве с А. Е. Харитоновым, с 1999 г. руководитель бюро, созданного с С. Г. Поповым. Автор Дома актёра (1989), административного здания «Каскад» (1995), здания банка «Гарантия» (1993–1995) и др. С 2000 г. под влиянием неопластицизма и группы «Де Стейл»: торговые центры «Сити» (2001) и «Парк Авеню» (2008), жилой дом De Stijl (2003). Государственная премия Российской Федерации (1996, 2000).
Саровбизнесбанк (бывший банк «Гарантия»), Нижний Новгород. 1993–1995. Архитекторы Евгений Пестов, Александр Харитонов
Творческие союзы, ассоциации, объединения
Общество современных архитекторов
О́бщество совреме́нных архите́кторов (ОСА), одна из первых в СССР группировок архитектурного авангарда. Общество создано в Москве в 1925 г. по инициативе А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, существовало как самостоятельное объединение до 1931 г. Его главная цель – продвижение идей конструктивизма. В задачи ОСА входило устройство выставок (в 1927 прошла Первая выставка современной архитектуры), разработка новых архитектурных типов (дома-коммуны, рабочие клубы и пр.), участие в конкурсах. Среди членов общества: М. О. Барщ, А. К. Буров, Г. Г. Вегман, В. А. Веснин, И. А. Голосов, П. А. Голосов, И. И. Леонидов, Л. К. Комарова, И. С. Николаев, А. С. Никольский, Г. М. Орлов и А. С. Фисенко. Печатный орган ОСА – журнал «Современная архитектура» (1926–1930).
Общество современных архитекторов. Афиша Первой выставки современной архитектуры (СА) в Москве. 1927
Общественные сооружения
Северный речной вокзал в Москве: путешествие и отдых
Северный речной вокзал в Москве: путешествие и отдых. Канал Москва – Волга (ныне канал имени Москвы) стал образцовой стройкой 2-й половины 1930-х гг. наряду с Московским метрополитеном и Дворцом Советов. Он должен был не только обеспечить столицу СССР волжской питьевой водой, но и сделать её «портом пяти морей» – Белого, Балтийского, Чёрного, Азовского и Каспийского. Поэтому речному вокзалу на Химкинском водохранилище (в первые годы после открытия известному под названием Химкинский, затем – Северный) как точке отправления и прибытия пассажирских судов уделялось особое внимание.
Вечерний вид на Северный речной вокзал, Москва
Архитекторы, градостроители
Рухлядев Алексей Михайлович
Ру́хлядев Алексе́й Миха́йлович (1882–1946), российский архитектор. Один из учредителей Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА). Представитель рационализма в 1920-е гг., в своих поздних проектах соединил принципы этого течения с приёмами дореволюционной эклектики и ар деко. Автор проекта Северного речного вокзала на Химкинском водохранилище в Москве (1935–1937) и ряда других сооружений канала имени Москвы. Награждён орденом Ленина (1937).
Алексей Рухлядев
1
2
3
4
5