Тег

Архитектура СССР

Архитектура СССР
Найденo 39 статей
Инженерные сооружения
«Красносельская» (станция метро)
«Красносе́льская», станция Сокольнической (1-й) линии Московского метрополитена, памятник российской архитектуры. Открыта 15 мая 1935 г. в составе первой очереди столичного метрополитена. Первоначальный проект станции (авторы – сотрудники «Метропроекта» архитектор Л. А. Шагурина и инженер-конструктор В. И. Дмитриев) определил её объёмно-пространственное решение; в остальном был реализован выбранный по итогам конкурса проект архитекторов Б. С. Виленского, В. А. Ершова, В. Ф. Скаржинского (позднее выбыл из авторского коллектива) и художника Я. Д. Ромаса. Сооружённая из монолитного железобетона, «Красносельская» представляет собой двухпролётную станцию мелкого заложения. По центру платформы шириной 8 м расположен ряд 10-гранных колонн. Трапециевидный в плане наземный павильон выходит на Краснопрудную улицу.
Наземный павильон станции метро «Красносельская», Москва. Фото: Илья Сосфенов. Конец 1930-х гг.
Архитекторы, градостроители
Павлов Леонид Николаевич
Па́влов Леони́д Никола́евич (1909–1990), российский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР (1975). В 1930-е гг. работал в русле конструктивизма, в 1940-е гг. – советского неоклассицизма (станция метро «Серпуховская» в Москве, ныне «Добрынинская»; 1950), в 1950-е гг. вернулся к принципам модернизма, со 2-й половины 1970-х гг. создавал сооружения в духе постмодернизма. Основные постройки в Москве: новый корпус здания Госплана СССР в Георгиевском переулке (1965–1969); вычислительные центры ЦСУ СССР (1968–1980), Госплана СССР (1970), Госбанка СССР (1974–1996); Музей «Траурный поезд В. И. Ленина» у Павелецкого вокзала (1977–1979), станции метро «Серпуховская» и «Нагатинская» (обе – 1983). С 1934 г. преподавал в Московском архитектурном институте (МАРХИ).
Леонид Павлов. Здание Научно-культурного центра «Музей В. И. Ленина», посёлок Горки Ленинские. 1985–1987
Архитекторы, градостроители
Поляков Леонид Михайлович
Поляко́в Леони́д Миха́йлович (1906–1965), российский архитектор, действительный член Академии архитектуры СССР (1950). До конца 1930-х гг. работал в русле советского неоклассицизма (станция метро «Курская-радиальная», 1938; арка главного входа ВСХВ, 1939; обе в Москве). В 1948–1950 гг. главный архитектор г. Севастополь. В послевоенный период обратился к языку стиля ампир (гостиница «Ленинградская», 1949–1952; станция метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, 1953; все в Москве). После постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (1955) подвергнут резкой критике, сосредоточился на педагогической работе в Московском центральном художественно-промышленном училище (с 1948 Московское высшее художественно-промышленное училище, ныне Российский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова; 1947–1950 и 1958–1965; профессор с 1963). Сталинская премия 2-й степени (1948, лишён в 1955; 1949). Награждён орденом Ленина (1952).
Гостиница «Ленинградская», Москва. 1949–1952. Архитекторы Александр Борецкий, Леонид Поляков
Архитекторы, градостроители
Пестов Евгений Николаевич
Пе́стов Евге́ний Никола́евич (род. 1951), российский архитектор. Член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук (1998). Работает преимущественно в Нижнем Новгороде: с 1991 г. в соавторстве с А. Е. Харитоновым, с 1999 г. руководитель бюро, созданного с С. Г. Поповым. Автор Дома актёра (1989), административного здания «Каскад» (1995), здания банка «Гарантия» (1993–1995) и др. С 2000 г. под влиянием неопластицизма и группы «Де Стейл»: торговые центры «Сити» (2001) и «Парк Авеню» (2008), жилой дом De Stijl (2003). Государственная премия Российской Федерации (1996, 2000).
Саровбизнесбанк (бывший банк «Гарантия»), Нижний Новгород. 1993–1995. Архитекторы Евгений Пестов, Александр Харитонов
Творческие союзы, ассоциации, объединения
Общество современных архитекторов
О́бщество совреме́нных архите́кторов (ОСА), одна из первых в СССР группировок архитектурного авангарда. Общество создано в Москве в 1925 г. по инициативе А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, существовало как самостоятельное объединение до 1931 г. Его главная цель – продвижение идей конструктивизма. В задачи ОСА входило устройство выставок (в 1927 прошла Первая выставка современной архитектуры), разработка новых архитектурных типов (дома-коммуны, рабочие клубы и пр.), участие в конкурсах. Среди членов общества: М. О. Барщ, А. К. Буров, Г. Г. Вегман, В. А. Веснин, И. А. Голосов, П. А. Голосов, И. И. Леонидов, Л. К. Комарова, И. С. Николаев, А. С. Никольский, Г. М. Орлов и А. С. Фисенко. Печатный орган ОСА – журнал «Современная архитектура» (1926–1930).
Общество современных архитекторов. Афиша Первой выставки современной архитектуры (СА) в Москве. 1927
Общественные сооружения
Северный речной вокзал в Москве: путешествие и отдых
Северный речной вокзал в Москве: путешествие и отдых. Канал Москва – Волга (ныне канал имени Москвы) стал образцовой стройкой 2-й половины 1930-х гг. наряду с Московским метрополитеном и Дворцом Советов. Он должен был не только обеспечить столицу СССР волжской питьевой водой, но и сделать её «портом пяти морей» – Белого, Балтийского, Чёрного, Азовского и Каспийского. Поэтому речному вокзалу на Химкинском водохранилище (в первые годы после открытия известному под названием Химкинский, затем – Северный) как точке отправления и прибытия пассажирских судов уделялось особое внимание.
Вечерний вид на Северный речной вокзал, Москва
Архитекторы, градостроители
Рухлядев Алексей Михайлович
Ру́хлядев Алексе́й Миха́йлович (1882–1946), российский архитектор. Один из учредителей Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА). Представитель рационализма в 1920-е гг., в своих поздних проектах соединил принципы этого течения с приёмами дореволюционной эклектики и ар деко. Автор проекта Северного речного вокзала на Химкинском водохранилище в Москве (1935–1937) и ряда других сооружений канала имени Москвы. Награждён орденом Ленина (1937).
Алексей Рухлядев
Инженерные сооружения
«Сокольники» (станция метро)
«Соко́льники», станция Сокольнической (1-й) линии Московского метрополитена, памятник российской архитектуры. Открыта 15 мая 1935 г. в составе первой очереди столичного метрополитена. Проект станции выполнили архитекторы «Метропроекта» Н. А. Быкова, И. Г. Таранов, инженер-конструктор В. И. Дмитриев. Конструктивно представляет собой колонную трёхпролётную станцию мелкого заложения, в перронном зале два ряда по 23 колонны. Наземный вестибюль в виде двух устоев-«пропилей» с гранитным цоколем, перекрытых плоской плитой, находится в начале аллеи, ведущей к парку «Сокольники».
Отделанная гранитом лестница станции метро «Сокольники». 1935
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Постконструктивизм
Постконструктиви́зм, основной стиль советской архитектуры середины 1930-х гг. Термин предложен историком искусства С. О. Хан-Магомедовым в 1980-е гг. (Khan-Magomedov S. O. Pioniere der sowjetischen Architektur. Dresden, 1983). Название связано с проведением с 1932 г. государственной политики по переходу от конструктивизма и советского архитектурного авангарда в целом к неоклассицизму, с установкой на освоение классического наследия и на метод социалистического реализма в архитектуре. Стиль характеризуется сохранением отдельных принципов и методов проектирования, основанных на свободном формообразовании, характерном для архитектуры авангарда, открытости функциональной структуры здания при смещении акцентов на его внешнюю декоративную оболочку, особой тяжеловесной монументальностью, кубическими формами, экспериментами с архитектурным ордером, использованием отдельных элементов классического зодчества (фронтонов, арок, антаблементов и др.) и скульптуры. Стиль распространился по всему Советскому Союзу, его создателями и крупнейшими представителями стали бывшие авангардисты, сохранившие аналитический метод проектирования (Г. Б. Бархин, М. О. Барщ, А. К. Буров, А. А. Веснин, В. А. Веснин, И. А. Голосов, М. Я. Гинзбург, Н. Д. Колли, И. И. Леонидов, К. С. Мельников, И. С. Николаев, Н. А. Троцкий и др.), а также сторонники неоклассицизма (В. Г. Гельфрейх, Б. М. Иофан, И. Г. Лангбард, А. Я. Лангман, Л. В. Руднев, И. А. Фомин, В. А. Щуко и др.).
 Здание Военной академии имени М. В. Фрунзе. 1932–1937. Архитекторы Лев Руднев, Владимир Мунц
1
2
3
4