#Архитектура СССРАрхитектура СССРИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегАрхитектура СССРАрхитектура СССРНайденa 41 статьяАрхитекторы, градостроителиАрхитекторы, градостроители Душкин Алексей НиколаевичДу́шкин Алексе́й Никола́евич (1903/1904–1977), российский архитектор, член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1950). Работал во всех областях архитектуры; крупнейший архитектор в области транспортного строительства, основоположник отечественной подземной урбанистики. Наиболее значимые произведения – станции Московского метрополитена: «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»; 1935), «Площадь Революции» (1938), «Маяковская» (1938), «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская»; 1943), «Павелецкая» (ныне Замоскворецкой линии; 1943; перестроена в 1951–1953), «Новослободская» (1952). По проектам Душкина возведены железнодорожные вокзалы в Днепропетровске (1950), Симферополе (1951) и Сочи (1952), в Москве – высотное здание у Красных ворот (1947–1952) и универмаг «Детский мир» (1954–1957). Автор многочисленных монументов (совместно со скульпторами Н. В. Томским, Л. Е. Кербелем, Е. В. Вучетичем и др.). Работал также как живописец и график. Преподавал в Московском архитектурном институте (1949–1977). Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1939, 1954), Сталинскими премиями 2-й степени (присуждены в 1941, 1946, 1949), орденом Ленина (1944).Инженерные сооружения «Комсомольская» (станция Сокольнической линии метро)«Комсомо́льская», станция Сокольнической (1-й) линии Московского метрополитена, памятник российской архитектуры. Открыта 15 мая 1935 г. в составе первой очереди Московского метрополитена. Объёмно-планировочное решение станции разработано в «Метропроекте» (инженер-конструктор Н. А. Кабанов). Проект архитектурного оформления выполнили архитекторы Д. Н. Чечулин при участии А. Ф. Тархова (станционный зал), А. М. Рухлядев и В. Ф. Кринский (ныне демонтированный наземный вестибюль и вестибюль в здании Казанского вокзала), А. В. Щусев и В. С. Варванин (общий наземный вестибюль со станцией «Комсомольская» Кольцевой линии, 1952). «Комсомольская» представляет собой трёхпролётную станцию мелкого заложения с галереями-балконами, дополнительно соединёнными над серединой платформы поперечным мостиком с двумя лестничными сходами. В 1941 г. Д. Н. Чечулин получил за архитектурный проект станции Сталинскую премию 1-й степени.Инженерные сооружения «Красные Ворота» (станция метро)«Кра́сные Воро́та», станция Сокольнической (1-й) линии Московского метрополитена, памятник российской архитектуры. Открыта 15 мая 1935 г. в составе первой очереди столичного метрополитена. Инженер-конструктор станции – А. Ф. Денищенко, архитектурное оформление станционного зала разработал в русле «пролетарской классики» И. А. Фомин в соавторстве с Н. Н. Андриканисом, проект южного наземного вестибюля выполнил Н. А. Ладовский, проект северного вестибюля, размещённого в высотном здании, – А. Н. Душкин и Б. С. Мезенцев (реализован в 1948–1952). «Красные Ворота» (наряду со станцией «Охотный Ряд») – первая в мировой практике метростроения пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения.Инженерные сооружения «Красносельская» (станция метро)«Красносе́льская», станция Сокольнической (1-й) линии Московского метрополитена, памятник российской архитектуры. Открыта 15 мая 1935 г. в составе первой очереди столичного метрополитена. Первоначальный проект станции (авторы – сотрудники «Метропроекта» архитектор Л. А. Шагурина и инженер-конструктор В. И. Дмитриев) определил её объёмно-пространственное решение; в остальном был реализован выбранный по итогам конкурса проект архитекторов Б. С. Виленского, В. А. Ершова, В. Ф. Скаржинского (позднее выбыл из авторского коллектива) и художника Я. Д. Ромаса. Сооружённая из монолитного железобетона, «Красносельская» представляет собой двухпролётную станцию мелкого заложения. По центру платформы шириной 8 м расположен ряд 10-гранных колонн. Трапециевидный в плане наземный павильон выходит на Краснопрудную улицу.Архитекторы, градостроители Павлов Леонид НиколаевичПа́влов Леони́д Никола́евич (1909–1990), российский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР (1975). В 1930-е гг. работал в русле конструктивизма, в 1940-е гг. – советского неоклассицизма (станция метро «Серпуховская» в Москве, ныне «Добрынинская»; 1950), в 1950-е гг. вернулся к принципам модернизма, со 2-й половины 1970-х гг. создавал сооружения в духе постмодернизма. Основные постройки в Москве: новый корпус здания Госплана СССР в Георгиевском переулке (1965–1969); вычислительные центры ЦСУ СССР (1968–1980), Госплана СССР (1970), Госбанка СССР (1974–1996); Музей «Траурный поезд В. И. Ленина» у Павелецкого вокзала (1977–1979), станции метро «Серпуховская» и «Нагатинская» (обе – 1983). С 1934 г. преподавал в Московском архитектурном институте (МАРХИ).Архитекторы, градостроители Поляков Леонид МихайловичПоляко́в Леони́д Миха́йлович (1906–1965), российский архитектор, действительный член Академии архитектуры СССР (1950). До конца 1930-х гг. работал в русле советского неоклассицизма (станция метро «Курская-радиальная», 1938; арка главного входа ВСХВ, 1939; обе в Москве). В 1948–1950 гг. главный архитектор г. Севастополь. В послевоенный период обратился к языку стиля ампир (гостиница «Ленинградская», 1949–1952; станция метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, 1953; все в Москве). После постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (1955) подвергнут резкой критике, сосредоточился на педагогической работе в Московском центральном художественно-промышленном училище (с 1948 Московское высшее художественно-промышленное училище, ныне Российский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова; 1947–1950 и 1958–1965; профессор с 1963). Сталинская премия 2-й степени (1948, лишён в 1955; 1949). Награждён орденом Ленина (1952).Архитекторы, градостроители Пестов Евгений НиколаевичПе́стов Евге́ний Никола́евич (род. 1951), российский архитектор. Член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук (1998). Работает преимущественно в Нижнем Новгороде: с 1991 г. в соавторстве с А. Е. Харитоновым, с 1999 г. руководитель бюро, созданного с С. Г. Поповым. Автор Дома актёра (1989), административного здания «Каскад» (1995), здания банка «Гарантия» (1993–1995) и др. С 2000 г. под влиянием неопластицизма и группы «Де Стейл»: торговые центры «Сити» (2001) и «Парк Авеню» (2008), жилой дом De Stijl (2003). Государственная премия Российской Федерации (1996, 2000).Творческие союзы, ассоциации, объединения Общество современных архитекторовО́бщество совреме́нных архите́кторов (ОСА), одна из первых в СССР группировок архитектурного авангарда. Общество создано в Москве в 1925 г. по инициативе А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, существовало как самостоятельное объединение до 1931 г. Его главная цель – продвижение идей конструктивизма. В задачи ОСА входило устройство выставок (в 1927 прошла Первая выставка современной архитектуры), разработка новых архитектурных типов (дома-коммуны, рабочие клубы и пр.), участие в конкурсах. Среди членов общества: М. О. Барщ, А. К. Буров, Г. Г. Вегман, В. А. Веснин, И. А. Голосов, П. А. Голосов, И. И. Леонидов, Л. К. Комарова, И. С. Николаев, А. С. Никольский, Г. М. Орлов и А. С. Фисенко. Печатный орган ОСА – журнал «Современная архитектура» (1926–1930).Общественные сооружения Северный речной вокзал в Москве: путешествие и отдыхСеверный речной вокзал в Москве: путешествие и отдых. Канал Москва – Волга (ныне канал имени Москвы) стал образцовой стройкой 2-й половины 1930-х гг. наряду с Московским метрополитеном и Дворцом Советов. Он должен был не только обеспечить столицу СССР волжской питьевой водой, но и сделать её «портом пяти морей» – Белого, Балтийского, Чёрного, Азовского и Каспийского. Поэтому речному вокзалу на Химкинском водохранилище (в первые годы после открытия известному под названием Химкинский, затем – Северный) как точке отправления и прибытия пассажирских судов уделялось особое внимание.Архитекторы, градостроители Рухлядев Алексей МихайловичРу́хлядев Алексе́й Миха́йлович (1882–1946), российский архитектор. Один из учредителей Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА). Представитель рационализма в 1920-е гг., в своих поздних проектах соединил принципы этого течения с приёмами дореволюционной эклектики и ар деко. Автор проекта Северного речного вокзала на Химкинском водохранилище в Москве (1935–1937) и ряда других сооружений канала имени Москвы. Награждён орденом Ленина (1937). 12345