Консенсус (в социологии)
Консе́нсус (от лат. consensus – согласие, единодушие, согласованность), наличие сходных ориентаций у двух и более индивидов, позволяющих им установить взаимопонимание или взаимодействие в каком-либо отношении в любой сфере человеческой деятельности; применительно к обществу в целом – согласие социально значимого большинства любого сообщества относительно наиболее важных аспектов установленного в нём социального порядка. Поскольку определённая степень согласия в мнениях и согласованности в действиях необходима для любой формы межличностного и социального общения, проблема достижения консенсуса актуальна для множества наук – психологии, социологии, политологии, юриспруденции и т. д.
Начиная с Дж. Локка многие мыслители рассматривали когнитивные – и, отчасти, психологические – факторы образования консенсуса в контексте идеи общественного договора, что нашло выражение в просветительском лозунге «мнения правят миром». Первым вопрос о способе обеспечения взаимного «признания» людьми друг друга поставил Г. В. Ф. Гегель, для которого консенсус – наиболее общее условие возможности общества. Принцип всеобщего согласия относительно базовых социальных ценностей и норм (consensus omnium) – одно из центральных понятий социологии О. Конта. Аналогичный подход характерен для концепций Г. Лебона (закон духовного единства), Г. Тарда (подражание как закон человеческого поведения) и Э. Дюркгейма, в трактовке которого консенсус – это рационально осознанная солидарность как органическое свойство «нормальной» («здоровой») социальной жизни людей. В отличие от такого подхода, М. Вебер рассматривал его не как атрибут «нормального» («идеального») общественного состояния, но как неотъемлемую характеристику любого человеческого общества, в котором согласие, чреватое внутренними напряжениями, достигается в процессе борьбы интересов и разнонаправленных тенденций, отнюдь не предполагая солидарности. В понимании Вебера консенсус – объективная вероятность того, что, несмотря на отсутствие предварительной договорённости (например, «общественного договора»), участники человеческого взаимодействия в некоторой его форме отнесутся к ожиданиям друг друга как значимым для своего поведения, с чем так или иначе они должны сообразовываться.
Поведение, основанное на «согласии», отличается при таком толковании консенсуса от поведения, основанного на «договоре»: по Веберу, консенсус фиксирует минимум согласованности во взаимных ожиданиях и действиях и уже должен иметь место до «договора», чтобы договор вообще мог состояться.
В теории действия Т. Парсонса консенсус выступает как механизм единения действующего в своих интересах индивида и общества через ценностную ориентацию его действия. Усвоенная индивидом система нормативных ценностей, присущая данному обществу, исполняет роль ограничителя субъективных целей и мотивов и в качестве общепризнанного образца и ориентира поведения создаёт солидарность между людьми.
В американской социологии проблематика консенсуса была распространена на микроуровень малых групп (Ч. Кули, Л. Вирт), анализировалась в концепции «символического взаимодействия» (Дж. Г. Мид). Э. Шилз рассматривает консенсус в контексте взаимоотношения центра и периферии социальных систем, связывая его с вопросом об уважении к центру системы, которая включает личность, роли, институты, верования и нормы. В этом случае консенсус как «состояние аффективной солидарности» по вопросам общего порядка – таким, как распределение авторитета, дохода, престижа, – может быть достигнут и между «секторами социальной системы», находящимися в «диссенсусе» (т. е. при отсутствии согласия) друг с другом по частным вопросам. Этот общий консенсус будет сохраняться до тех пор, пока разногласия частного порядка не разрастутся до степени, разрушающей «аффективный элемент» солидарности. Достижению полного консенсуса распространяющегося на всё общество, противостоят внутренне «относительно солидарные» субсистемы различных классов, этнических групп, религиозных общностей и т. д.
Консенсус под названием «неискаженного» или «свободного», дискурса является одним из фундаментальных понятий в теории «коммуникативного действия» Ю. Хабермаса, а также под именем «интерсубъективности» – в феноменологической социологии А. Щюца.
В юриспруденции консенсус – метод выработки и принятия правовых решений и актов (в т. ч. в сфере международного, трудового, уголовного, гражданско- и уголовно-процессуального права) на основе общего согласия участников переговоров без проведения формального голосования и при отсутствии возражений, формально заявленных хотя бы одним из участников. Подобная практика распространена в ООН и некоторых других международных организациях.
В политологии консенсус означает как демократический способ разрешения конфликтов между политическими силами путём переговоров, предполагающих уступки с каждой стороны для достижения окончательного компромисса, так и состояние общества, характеризующееся наличием устойчивого гражданского согласия по вопросам политической системы, способов и средств политического правления и интеграции. В демократическом обществе консенсус достигается посредством свободной политической дискуссии; вне и помимо компромиссов, взаимных обязательств различных сил и групп формирование устойчивого консенсуса невозможно.