«Политические эмоции: почему любовь важна для справедливости»
«Полити́ческие эмо́ции: почему́ любо́вь важна́ для справедли́вости» (англ. «Political Emotions: Why Love Matters for Justice»), работа американского философа М. Нуссбаум. Издана в 2013 г. в США, в издательстве Гарвардского университета. С опорой на традицию политического либерализма в работе излагается концепция политических эмоций, призванных поддерживать основные принципы политической культуры в стремящемся к справедливости обществе.
Контекст создания труда
В 2001 г. вышла книга М. Нуссбаум «Буря мысли» (Upheavals of Thought. 2001), редактором которой был Теренс Мур, отвечавший за серию по философии в издательстве Кембриджского университета. В работе «Буря мысли» Нуссбаум сосредоточилась на концепции моральной психологии сострадания, которую Мур предложил соединить в будущем проекте с нормативной политической философией и с подходом с точки зрения возможностей. Это предложение стало импульсом к написанию книги «Политические эмоции», хотя в итоге проект стал более обширным: помимо сострадания Нуссбаум рассматривает такие эмоции, как горе, страх, гнев, надежду, подавление чувства стыда и отвращения. Идейный вдохновитель проекта, Т. Мур, скончался от рака в 2004 г. – именно ему Нуссбаум посвятила эту книгу.
Структура и содержание работы
Книга состоит из 11 глав, которые разделены на 3 части («История», «Цели, возможности, проблемы», «Публичные эмоции»), и приложения главы «Теория эмоций, эмоции в музыке» из книги «Буря мысли». Теоретическую рамку проекта Нуссбаум образуют философские концепции Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Гердера, И. Канта, О. Конта, Дж. С. Милля и Дж. Ролза. В качестве центральных художественных произведений Нуссбаум представила анализ сочинений Р. Тагора, У. Уитмена. Ключевыми историческими фигурами в работе были выбраны Дж. Вашингтон, А. Линкольн, М. Л. Кинг-младший, М. К. Ганди и Дж. Неру. Лейтмотивом проекта стала опера «Свадьба Фигаро»: переосмыслив традиционную трактовку произведения, где борьба старого и нового режимов представлена как схватка графа и Фигаро, Нуссбаум выделила фигуру Керубино, чьё переживание эмоций может стать образцом для гражданина общества, описываемого в проекте.
В работе «Теория справедливости» Дж. Ролз описал хорошо устроенное общество, в котором были преодолены проблемы дискриминации и иерархии; эмоции в таком обществе должны быть направлены на принципы и горячо поддерживать основные идеи справедливости. В отличие от Ролза, М. Нуссбаум описывала общества не достигшие, а стремящиеся к справедливости (англ. aspiring society). Эмоции, согласно Нуссбаум, являются «эвдемонистическими», иначе говоря, они дают оценку миру с точки зрения развивающихся идей человека о достойной жизни (Nussbaum. 2013. P. 11). Следовательно, если мы хотим, чтобы те или иные абстрактные идеи или незнакомые люди стали предметом нашей подлинной заинтересованности, то наши эмоции должны поместить их в круг нашей заботы, сделать их частью нашей жизни.
Первая часть книги посвящена анализу концепции патриотизма и связанных с ней политических эмоций. В анализе философских произведений прошлого М. Нуссбаум проводит линию от обсуждений новой формы патриотизма в работах Руссо («Об общественном договоре») и Гердера («Письма для поощрения гуманности») до более глобальных дискуссий о политических эмоциях 19 в. – работах Конта («Общий обзор позитивизма») и Тагора [«Религия человека» («The Religion of Man»)]. Концепция «религии человечества» Конта имела сильное влияние в Европе, а также нашла своё продолжение в Индии в концепции «религии человека» Тагора. Критикуя контовскую позитивисткую модель устройства общества, Нуссбаум поддержала идеи Милля и Тагора о том, что публичные эмоции необходимо рассматривать «с позиции строгой критической публичной культуры, твёрдо преданной защите мнений несогласных с большинством» (Nussbaum. 2013. P. 19). Они также полагали, что ограниченное сочувствие, свойственное людям, является одной из основных этических проблем несовершенного общества наряду с отвращением к собственной телесности. В качестве преодоления этих пагубных склонностей Тагор предлагал обратить внимание на народ бауле, чьи практики строятся вокруг тела и культивируют расширенное сострадание к большему количеству людей.
Во второй части даётся нормативное описание достойного общества, к которому стоит стремиться, с опорой на принципы справедливости, изложенные Дж. Ролзом, теорию «возможностей», разработанную М. Нуссбаум вместе с А. Сеном, подход «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта, а также на концепции европейских социальных демократий и проект индийской конституции. Отвергнув идеи эксплицитно антирелигиозного гуманизма Конта и Милля, Нуссбаум предложила идти по пути политического либерализма в вопросе публичного культивирования эмоций. Политические эмоции могут регулироваться в двух аспектах: мотивационном (через политическую риторику, художественные и музыкальные произведения, информацию) и институциональном (например, через достойную налоговую систему или социальное обеспечение), которые тем не менее всегда находятся в диалоге между собой. Далее человеческие эмоции (а именно сострадание и сочувствие) рассматриваются в перспективе исследований животных, близких человеку по интеллекту и форме жизни (шимпанзе, бонобо, слоны и собаки). По мнению Нуссбаум, одной из главных проблем людей на пути к достижению минимально справедливого общества является антропоотрицание (англ. anthropodenial), термин, введённый нидерландским приматологом и этологом Ф. де Ваалем и означающий отрицание человеком своей животной сущности (De Waal. 1999). Именно эта склонность лежит в основе пагубных иерархий, в которых одна группа людей угнетает другую, приписывая последней животные характеристики (как, например, в случае расизма). Тем не менее человек обладает способностью заботиться о других и способностью к играм, требующим воображения, – вместе они содействуют построению минимально справедливого общества.
Третья часть работы посвящена современному положению дел в США и Индии. В этой части рассматриваются проблемы культивирования любви как эмоции в отношении своей страны. Несмотря на то что патриотизм может принимать агрессивные и воинственные черты, достойное общество не сможет процветать без культивирования здоровой формы патриотизма. В анализе политических речей Линкольна, Кинга-младшего, Ганди и Неру Нуссбаум увидела описание гуманного и вдохновляющего патриотизма, который может защитить общество от опасностей. Такая форма патриотизма основывается на любви и чувстве сострадания, которые поддерживают альтруистические действия граждан и эгалитарные институты. Изначальной формой публичного культивирования таких эмоций были древнегреческие комедии и трагедии. Так, пьесы Аристофана «Ахарняне» и «Лисистрата» обнаруживали неупорядоченность и комичность человеческого существования, призывая к милосердию, а не к ненависти. Трагедия Софокла «Филоктет» проливает свет на человеческую беззащитность и уязвимость. Аналогичную функцию в современном обществе, по мнению Нуссбаум, выполняют различные публичные произведения искусства: фильмы [«Лагаан» (Lagaan: Once Upon a Time in India, 2001; режиссёр Ашутош Говарикер), «Сын Америки» (Native Son, 2019; режиссёр Рашид Джонсон)], изобразительное искусство (фотографии времён Великой депрессии, карикатуры Б. Молдина), книжные клубы (программа «Одна книга, один Чикаго») и паблик-арт (Фонтан Крауна, Клауд-Гейт, Мемориал ветеранов войны во Вьетнаме).
В заключительных главах Нуссбаум показала, что минимально справедливое общество возможно благодаря сострадательному типу гражданина, который великодушно относится как к своим человеческим слабостям, так и к слабостям других. Основой культуры такого общества является способность человека отдать предпочтение любви и пониманию перед суровыми нормами политических идеалов.
Работу «Политические эмоции» положительно оценивал британский философ Алан Райан. Он отметил, что Нуссбаум удалось обогатить строгие положения Ролза об идеалах справедливости рассуждениями об эмоциональной и телесной составляющих человеческой жизни. Также отмечается междисциплинарность её подхода и обилие примеров, которыми Нуссбаум снабдила свои теоретические рассуждения, сделав их доступными для понимания читателю (Ryan. 2014).