#Портретисты РоссииПортретисты РоссииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегПортретисты РоссииПортретисты РоссииНайденo 23 статьиЖивописцыЖивописцы Пастернак Леонид ОсиповичПастерна́к Леони́д О́сипович (1862–1945), российский живописец, график. Академик Императорской Академии художеств (1905). Экспонент Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ; 1888–1901), член Московского общества любителей художеств (1888–1899), объединения «Мир искусства» (1901–1903), Союза русских художников (1903–1918; член-учредитель). В 1893 г. познакомился с Л. Н. Толстым, исполнил ряд его портретов («Л. Н. Толстой читает газету у лампы», 1901, Государственный музей Л. Н. Толстого, Москва), иллюстрировал романы писателя («Война и мир», 1893). Автор жанровых композиций («Накануне экзаменов», 1895, Музей Орсе, Париж), портретов («А. Н. Скрябин за роялем», 1909, Музей-квартира А. Н. Скрябина, Москва). С 1921 г. жил в Берлине, с 1938 г. – в Великобритании. Среди учеников: Д. Д. Бурлюк, А. В. Куприн, А. А. Пластов, В. В. Хвостенко. Сыновья Пастернака – Б. Л. Пастернак и Александр Леонидович Пастернак (1893–1982).Живописцы Гроот Георг КристофГро́от Гео́рг Кри́стоф (1716–1749), немецкий и российский живописец, портретист, автор религиозных композиций. В 1738 г. работал в Дрездене; с 1739 г. – в Праге, Данциге, Ревеле. Приглашён в Санкт-Петербург (1741) в качестве придворного портретиста. Принимал участие в оформлении коронационных торжеств императрицы Елизаветы Петровны в Москве (1742). Исполнял парадные портреты в стиле рококо, соединяющие изящество аксессуаров с индивидуализированной характеристикой: «Портрет великого князя Петра Фёдоровича на коне» (около 1742), «Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком» (1743), парные портреты графини В. А. Шереметевой (урождённая княжна Черкасская, дочь князя А. М. Черкасского) (1746, все – Третьяковская галерея, Москва) и графа П. Б. Шереметева (1747, Музей-усадьба «Кусково», Москва) и др. Писал также картины на мифологические и библейские сюжеты, иконы. С 1743 г. хранитель дворцовых картинных галерей.Графики Шмидт Георг ФридрихШмидт Гео́рг Фри́дрих (1712–1775), немецкий гравёр и рисовальщик позднего барокко; известен как мастер гравированных портретов, преимущественно созданных в технике резцовой гравюры, а также офорта и сухой иглы. Работал в Париже (1737–1744), Берлине (1744–1757, 1762–1775), Санкт-Петербурге (1757–1762). Член Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1744), учредитель гравировального класса в Императорской Академии художеств. Автор портретов П. Миньяра (1744, по оригиналу Г. Риго), писателя А. Ф. Прево (1745, по собственному рисунку), императрицы Елизаветы Петровны (по оригиналу Л. Токке, 1758, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и др.Графики Чемесов Евграф ПетровичЧе́месов Евгра́ф Петро́вич (1737–1765), российский гравёр, педагог. Академик Императорской Академии художеств (1762). Произведения Чемесова – портреты Петра I (1759, с оригинала Ж.-М. Натье), И. И. Шувалова (1760, с оригинала П. Ротари), А. С. Строганова (1761, по рисунку Г. Ф. Шмидта), императрицы Елизаветы Петровны (1761, по оригиналам Л. Токке и Ротари), друга художника – актёра Ф. Г. Волкова (1764, с оригинала А. П. Лосенко), автопортрет (1764–1765, с оригинала Ж. Л. де Велли) – отличает виртуозное владение различными техническими приёмами (офорт, сухая игла, резцовая гравюра), стремление передать психологическое содержание образа. Руководитель гравировального класса при Академии художеств (1762–1765).Живописцы Зеленцов Капитон АлексеевичЗеленцо́в Капито́н Алексе́евич (1790–1845), российский живописец, рисовальщик и гравёр; представитель романтизма. Академик Императорской Академии художеств (1833). В жанровых работах и интерьерах изображал повседневную жизнь рядовых обывателей, городских и деревенских жителей («Комната художника; в ней сидящий на стуле человек ласкает собаку», Русский музей, Санкт-Петербург; «Мальчик с кувшином», 1830-е гг., Третьяковская галерея, Москва). Писал портреты, исполнял рисунки и офорты, книжные иллюстрации.Живописцы Захаров Пётр ЗахаровичЗаха́ров Пётр Заха́рович (1816–1846), российский живописец и рисовальщик. Первый профессиональный чеченский художник. Портреты (М. Ю. Лермонтова, 1838–1839, Институт русской литературы РАН, Санкт-Петербург; А. П. Ермолова, 1843, Русский музей, Санкт-Петербург; во многих отражается влияние К. П. Брюллова), картины на религиозные и исторические сюжеты; рисунки обмундирования и вооружения, знамён.Скульпторы Шервуд Леонид ВладимировичШе́рвуд Леони́д Влади́мирович (1871–1954), российский скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Сын архитектора Владимира Осиповича Шервуда. Участвовал в реализации Плана монументальной пропаганды (бюст А. Н. Радищева, установлен в Петрограде и Москве в 1918). Исполнил для установки в государственных учреждениях бюст И. В. Сталина (1928) и др. Образец социалистического реализма – гипсовая статуя «Часовой» (1933, Третьяковская галерея, Москва).Живописцы Боровиковский Владимир ЛукичБоровико́вский Влади́мир Луки́ч (1757–1825), российский живописец. Академик (1795), советник (с 1802) Императорской Академии художеств (ИАХ). Один из ведущих портретистов 2-й половины 18 в., миниатюрист, иконописец. До 1788 г. в Миргороде, писал образы для местных церквей и портреты под влиянием украинского барокко. С 1788 г. в Санкт-Петербурге. В портретах до 1810 г. придерживался традиций сентиментализма («Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке», 1794; М. И. Лопухиной, из рода Лопухиных, 1797), с 1810-х гг. испытал влияние ампира (портрет князя А. А. Долгорукого, 1811). Автор миниатюрных портретов (барона А. И. Васильева, около 1800; все – Третьяковская галерея, Москва). Писал иконы, в том числе для Казанского собора в Санкт-Петербурге (1804–1810). Среди учеников – А. Г. Венецианов.Скульпторы Мартос Иван ПетровичМа́ртос Ива́н Петро́вич [1754(?)–1835], российский скульптор, педагог; академик (1782), член Совета (1788), профессор (1794), ректор по скульптуре (1814–1831), почётный ректор (1831–1835) Императорской Академии художеств (ИАХ); действительный статский советник (1818; удостоен за памятник Минину и Пожарскому, 1804–1815, Красная площадь, Москва). Представитель классицизма. Один из новаторов в области мемориальной пластики в России: надгробия С. С. Волконской, Третьяковская галерея, Москва; М. П. Собакиной, Донской монастырь, Москва, оба – 1782; Е. И. Гагариной, 1803, Александро-Невская лавра, Санкт-Петербург; кенотафы «Памятник родителям», 1807; «Супругу-благодетелю», 1809, оба – Павловск). Принимал участие в скульптурном оформлении фасадов строившегося в Санкт-Петербурге Казанского собора. Преподавал в ИАХ с 1779 г.Живописцы Чернецов Григорий ГригорьевичЧернецо́в Григо́рий Григо́рьевич (1802–1865), российский живописец, рисовальщик, акварелист; академик Императорской Академии художеств (1831). Пейзажист, портретист, мастер интерьерной живописи. Работал в окрестностях Санкт-Петербурга, в Финляндии (1825), Костромской губернии (1826), Ревеле (1827); писал виды Италии (1840–1842, 1846–1849), Египта, Палестины, Сирии, Греции и Турции (1842–1843). Автор композиции «Парад на Царицыном лугу» (1832/1833–1837, Русский музей, Санкт-Петербург), осуществлённой на основе 223 натурных портретов выдающихся современников. В 1838 г. путешествовал по Волге с целью создания панорамы волжских берегов, изображения отдельных мест и памятников (совместно с братом Н. Г. Чернецовым выполнил 1982 рисунка и около 80 этюдов). В основе художественного метода лежит скрупулёзное копирование натуры с точным воспроизведением деталей. 123