#Портретисты РоссииПортретисты РоссииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегПортретисты РоссииПортретисты РоссииНайденo 25 статейЖивописцыЖивописцы Архангельский Максим ЕвгеньевичАрха́нгельский Макси́м Евге́ньевич (1926–2006), российский живописец, скульптор, реставратор, физик. Представитель неофициального искусства. Автор экспрессивных абстрактных и полуабстрактных живописных композиций («Евангелие от Матфея», или «Стихия Земля», 1973, Русский музей, Санкт-Петербург), скульптурных объектов в духе кинетического искусства («Паруса», 1972), серии скульптурных портретов из меди (Ф. М. Достоевский, 1982–1983, Московский музей современного искусства).Живописцы Мусикийский Григорий СемёновичМусики́йский Григо́рий Семёнович (1670 или 1671 – после 1739), российский живописец. Основоположник русской портретной миниатюры на эмали (финифти). Работал в Москве в качестве живописца Оружейной палаты (1709), в Санкт-Петербурге (с 1711). Сохранилось 16 подписных произведений Мусикийского; около 10 миниатюр приписывается ему на основании стилистического анализа. Все портретные миниатюры Мусикийского (парные «Портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости и Троицкой площади в Петербурге», 1723; «Портрет Екатерины I на фоне Екатерингофского дворца в Петербурге», 1724; оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург) соответствуют парадной иконографии жанра эпохи барокко. В мае 1735 г. Мусикийский привлекался к созданию панно и плафона Сенатского (Петровского) зала в здании Двенадцати коллегий – исключительный пример работы мастера в качестве живописца-декоратора.Живописцы Пастернак Леонид ОсиповичПастерна́к Леони́д О́сипович (1862–1945), российский живописец, график. Академик Императорской Академии художеств (1905). Экспонент Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ; 1888–1901), член Московского общества любителей художеств (1888–1899), объединения «Мир искусства» (1901–1903), Союза русских художников (1903–1918; член-учредитель). В 1893 г. познакомился с Л. Н. Толстым, исполнил ряд его портретов («Л. Н. Толстой читает газету у лампы», 1901, Государственный музей Л. Н. Толстого, Москва), иллюстрировал романы писателя («Война и мир», 1893). Автор жанровых композиций («Накануне экзаменов», 1895, Музей Орсе, Париж), портретов («А. Н. Скрябин за роялем», 1909, Музей-квартира А. Н. Скрябина, Москва). С 1921 г. жил в Берлине, с 1938 г. – в Великобритании. Среди учеников: Д. Д. Бурлюк, А. В. Куприн, А. А. Пластов, В. В. Хвостенко. Сыновья Пастернака – Б. Л. Пастернак и Александр Леонидович Пастернак (1893–1982).Живописцы Гроот Георг КристофГро́от Гео́рг Кри́стоф (1716–1749), немецкий и российский живописец, портретист, автор религиозных композиций. В 1738 г. работал в Дрездене; с 1739 г. – в Праге, Данциге, Ревеле. Приглашён в Санкт-Петербург (1741) в качестве придворного портретиста. Принимал участие в оформлении коронационных торжеств императрицы Елизаветы Петровны в Москве (1742). Исполнял парадные портреты в стиле рококо, соединяющие изящество аксессуаров с индивидуализированной характеристикой: «Портрет великого князя Петра Фёдоровича на коне» (около 1742), «Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком» (1743), парные портреты графини В. А. Шереметевой (урождённая княжна Черкасская, дочь князя А. М. Черкасского) (1746, все – Третьяковская галерея, Москва) и графа П. Б. Шереметева (1747, Музей-усадьба «Кусково», Москва) и др. Писал также картины на мифологические и библейские сюжеты, иконы. С 1743 г. хранитель дворцовых картинных галерей.Графики Шмидт Георг ФридрихШмидт Гео́рг Фри́дрих (1712–1775), немецкий гравёр и рисовальщик позднего барокко; известен как мастер гравированных портретов, преимущественно созданных в технике резцовой гравюры, а также офорта и сухой иглы. Работал в Париже (1737–1744), Берлине (1744–1757, 1762–1775), Санкт-Петербурге (1757–1762). Член Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1744), учредитель гравировального класса в Императорской Академии художеств. Автор портретов П. Миньяра (1744, по оригиналу Г. Риго), писателя А. Ф. Прево (1745, по собственному рисунку), императрицы Елизаветы Петровны (по оригиналу Л. Токке, 1758, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и др.Графики Чемесов Евграф ПетровичЧе́месов Евгра́ф Петро́вич (1737–1765), российский гравёр, педагог. Академик Императорской Академии художеств (1762). Произведения Чемесова – портреты Петра I (1759, с оригинала Ж.-М. Натье), И. И. Шувалова (1760, с оригинала П. Ротари), А. С. Строганова (1761, по рисунку Г. Ф. Шмидта), императрицы Елизаветы Петровны (1761, по оригиналам Л. Токке и Ротари), друга художника – актёра Ф. Г. Волкова (1764, с оригинала А. П. Лосенко), автопортрет (1764–1765, с оригинала Ж. Л. де Велли) – отличает виртуозное владение различными техническими приёмами (офорт, сухая игла, резцовая гравюра), стремление передать психологическое содержание образа. Руководитель гравировального класса при Академии художеств (1762–1765).Живописцы Зеленцов Капитон АлексеевичЗеленцо́в Капито́н Алексе́евич (1790–1845), российский живописец, рисовальщик и гравёр; представитель романтизма. Академик Императорской Академии художеств (1833). В жанровых работах и интерьерах изображал повседневную жизнь рядовых обывателей, городских и деревенских жителей («Комната художника; в ней сидящий на стуле человек ласкает собаку», Русский музей, Санкт-Петербург; «Мальчик с кувшином», 1830-е гг., Третьяковская галерея, Москва). Писал портреты, исполнял рисунки и офорты, книжные иллюстрации.Живописцы Захаров Пётр ЗахаровичЗаха́ров Пётр Заха́рович (1816–1846), российский живописец и рисовальщик. Первый профессиональный чеченский художник. Портреты (М. Ю. Лермонтова, 1838–1839, Институт русской литературы РАН, Санкт-Петербург; А. П. Ермолова, 1843, Русский музей, Санкт-Петербург; во многих отражается влияние К. П. Брюллова), картины на религиозные и исторические сюжеты; рисунки обмундирования и вооружения, знамён.Скульпторы Шервуд Леонид ВладимировичШе́рвуд Леони́д Влади́мирович (1871–1954), российский скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Сын архитектора Владимира Осиповича Шервуда. Участвовал в реализации Плана монументальной пропаганды (бюст А. Н. Радищева, установлен в Петрограде и Москве в 1918). Исполнил для установки в государственных учреждениях бюст И. В. Сталина (1928) и др. Образец социалистического реализма – гипсовая статуя «Часовой» (1933, Третьяковская галерея, Москва).Живописцы Боровиковский Владимир ЛукичБоровико́вский Влади́мир Луки́ч (1757–1825), российский живописец. Академик (1795), советник (с 1802) Императорской Академии художеств (ИАХ). Один из ведущих портретистов 2-й половины 18 в., миниатюрист, иконописец. До 1788 г. в Миргороде, писал образы для местных церквей и портреты под влиянием украинского барокко. С 1788 г. в Санкт-Петербурге. В портретах до 1810 г. придерживался традиций сентиментализма («Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке», 1794; М. И. Лопухиной, из рода Лопухиных, 1797), с 1810-х гг. испытал влияние ампира (портрет князя А. А. Долгорукого, 1811). Автор миниатюрных портретов (барона А. И. Васильева, около 1800; все – Третьяковская галерея, Москва). Писал иконы, в том числе для Казанского собора в Санкт-Петербурге (1804–1810). Среди учеников – А. Г. Венецианов. 123