#Преподаватели Свободных мастерских – Вхутемаса – ВхутеинаПреподаватели Свободных мастерских – Вхутемаса – ВхутеинаИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегПреподаватели Свободных мастерских – Вхутемаса – ВхутеинаПреподаватели Свободных мастерских – Вхутемаса – ВхутеинаНайденo 14 статейГрафикиГрафики Фаворский Владимир АндреевичФаво́рский Влади́мир Андре́евич (1886–1964), российский гравёр, рисовальщик, художник книги, теоретик искусства, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956), народный художник РСФСР (1959), народный художник СССР (1963); действительный член Академии художеств СССР (1962). Работал как мастер монументального и декоративно-прикладного искусства, сценограф. Как практик и теоретик занимался проблемой пространства и времени в искусстве. Его работы отличаются строгой логикой организации формы, аналитическим подходом к созданию художественной реальности. Работал преимущественно в технике ксилографии. Фаворский внёс значительный вклад в развитие изобразительного искусства в России. Награждён Ленинской премией (1962).Живописцы Пастернак Леонид ОсиповичПастерна́к Леони́д О́сипович (1862–1945), российский живописец, график. Академик Императорской Академии художеств (1905). Экспонент Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ; 1888–1901), член Московского общества любителей художеств (1888–1899), объединения «Мир искусства» (1901–1903), Союза русских художников (1903–1918; член-учредитель). В 1893 г. познакомился с Л. Н. Толстым, исполнил ряд его портретов («Л. Н. Толстой читает газету у лампы», 1901, Государственный музей Л. Н. Толстого, Москва), иллюстрировал романы писателя («Война и мир», 1893). Автор жанровых композиций («Накануне экзаменов», 1895, Музей Орсе, Париж), портретов («А. Н. Скрябин за роялем», 1909, Музей-квартира А. Н. Скрябина, Москва). С 1921 г. жил в Берлине, с 1938 г. – в Великобритании. Среди учеников: Д. Д. Бурлюк, А. В. Куприн, А. А. Пластов, В. В. Хвостенко. Сыновья Пастернака – Б. Л. Пастернак и Александр Леонидович Пастернак (1893–1982).Живописцы Осмёркин Александр АлександровичОсмёркин Алекса́ндр Алекса́ндрович (1892–1953), российский живописец, сценограф. Экспонент выставок объединений «Бубновый валет» (1914), «Мир искусства» (1917–1918; член – в 1920–1922), «Московские живописцы» (1924–1926), «Бытие» (1926), «Крыло» (1926–1928; организатор), Общество московских художников (1927–1932; член-учредитель). Испытал значительное влияние «бубнововалетской» живописи, в частности традиций русского сезаннизма («Натюрморт с черепом», 1921, Русский музей) и кубизма (портрет Е. Т. Осмёркиной, жены художника, 1919, Третьяковская галерея), с середины 1920-х гг. всё чаще использовал приёмы импрессионизма.Живописцы Замирайло Виктор ДмитриевичЗамира́йло Ви́ктор Дми́триевич (1868–1939), украинский и российский живописец и график. В живописи и станковой графике разрабатывал символистскую тематику, трактуя её в сказочно-фантастическом ключе, с мотивами сна, наваждения («Колдовство», 1907, Третьяковская галерея, Москва; «Ведьма», 1910, Русский музей, Санкт-Петербург; серия «Capricci», 1908–1918, и др.). Выполнял росписи Владимирского собора в Киеве (1885–1890).Скульпторы ЗалеманЗа́леман, российские скульпторы 19 – начала 20 вв., отец и сын. Роман Карлович Залеман (Роберт Иоганн) (1813–1874), академик (1858) и профессор (1868) Императорской Академии художеств (ИАХ). Работал преимущественно в монументальной скульптуре в русле академизма (барельефы южного портала Исаакиевского собора, начало 1840-х гг.; ангел на шпиле Петропавловского собора, оба – в Санкт-Петербурге). Автор портретных бюстов, анималистических статуэток. Гуго Романович Залеман (Гуго Робертович) (1859–1919), академик ИАХ (1889). Создавал произведения на религиозные и мифологические темы в позднеакадемической манере (барельефы на дверях Владимирского собора в Киеве, 1890-е гг.; фриз «Олимпийские игры» на аттике здания Музея изящных искусств, ныне Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, 1902–1904).Архитекторы, градостроители Щуко Владимир АлексеевичЩуко́ Влади́мир Алексе́евич (1878–1939), российский архитектор, сценограф; академик архитектуры (1911), действительный член Императорской Академии художеств (1914). Создал (совместно с В. Г. Гельфрейхом) проекты крупных общественных сооружений: пропилеи Смольного в Петрограде (ныне Санкт-Петербург; 1923–1925), здания Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина в Москве (основной комплекс завершён в 1941, книгохранилище в 1958) и Театра драмы в Ростове-на-Дону (1930–1935).Скульпторы Шервуд Леонид ВладимировичШе́рвуд Леони́д Влади́мирович (1871–1954), российский скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Сын архитектора Владимира Осиповича Шервуда. Участвовал в реализации Плана монументальной пропаганды (бюст А. Н. Радищева, установлен в Петрограде и Москве в 1918). Исполнил для установки в государственных учреждениях бюст И. В. Сталина (1928) и др. Образец социалистического реализма – гипсовая статуя «Часовой» (1933, Третьяковская галерея, Москва).Графики Павлов Иван НиколаевичПа́влов Ива́н Никола́евич (1872–1951), российский гравёр, график, народный художник РСФСР (1943), действительный член Академии художеств СССР (1947). Один из первых российских художников, создававших оригинальные станковые ксилографии, разработал технику акватипии, стоял у истоков развития линогравюры в России. Разрабатывал темы лирического городского (альбомы «Уходящая Русь», 1914; «Уголки Москвы», 1915) и индустриального пейзажа («Волга у Ярославля»); мастер экслибриса. Член Московского товарищества художников (с 1912), Ассоциации художников революционной России (АХРР; 1925–1932). Сталинская премия 2-й степени за 1942 г., присуждена в 1943 г.Архитекторы, градостроители Мельников Константин СтепановичМе́льников Константи́н Степа́нович (1890–1974), российский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР (1972). Доктор архитектуры (1965). В 1920 – 1930-х гг. разрабатывал новые типы и архитектурные формы общественных зданий, для которых характерны выразительная динамика объёмов, оригинальность композиционного решения, функциональная целесообразность планировки, использование новых конструкций (клуб имени И. В. Русакова, собственный дом, оба в Москве, 1927–1929). Одним из первых выдвинул идею трансформации внутреннего пространства зданий.Архитекторы, градостроители Кринский Владимир ФёдоровичКри́нский Влади́мир Фёдорович (1890–1971), российский архитектор, график. Представитель архитектурного авангарда. Наряду с Н. А. Ладовским один из основоположников архитектуры рационализма. Среди ключевых работ: проект небоскрёба ВСНХ СССР на Лубянской площади (1922–1923), комплекс сооружений для Канала имени Москвы (2-я половина 1930-х гг.), Городок художников с мастерскими и квартирами (1932–1951, совместно с бригадой АСНОВА) в Москве. 12