#Художники и архитекторы русского зарубежьяХудожники и архитекторы русского зарубежьяИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегХудожники и архитекторы русского зарубежьяХудожники и архитекторы русского зарубежьяНайденo 12 статейЖивописцыЖивописцы Пастернак Леонид ОсиповичПастерна́к Леони́д О́сипович (1862–1945), российский живописец, график. Академик Императорской Академии художеств (1905). Экспонент Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ; 1888–1901), член Московского общества любителей художеств (1888–1899), объединения «Мир искусства» (1901–1903), Союза русских художников (1903–1918; член-учредитель). В 1893 г. познакомился с Л. Н. Толстым, исполнил ряд его портретов («Л. Н. Толстой читает газету у лампы», 1901, Государственный музей Л. Н. Толстого, Москва), иллюстрировал романы писателя («Война и мир», 1893). Автор жанровых композиций («Накануне экзаменов», 1895, Музей Орсе, Париж), портретов («А. Н. Скрябин за роялем», 1909, Музей-квартира А. Н. Скрябина, Москва). С 1921 г. жил в Берлине, с 1938 г. – в Великобритании. Среди учеников: Д. Д. Бурлюк, А. В. Куприн, А. А. Пластов, В. В. Хвостенко. Сыновья Пастернака – Б. Л. Пастернак и Александр Леонидович Пастернак (1893–1982).Живописцы Коровин Константин АлексеевичКоро́вин Константи́н Алексе́евич (1861–1939), российский живописец, сценограф, литератор. Брат С. А. Коровина. Член объединения «Мир искусства» и Союза русских художников. С 1923 г. жил в Париже. Ранняя живописная манера («У балкона», 1886–1888) в начале 20 в. под влиянием французского импрессионизма трансформировалась в импульсивный, ярко декоративный способ письма («Париж», 1905; портрет Ф. И. Шаляпина, 1911). Создал новый тип театральных декораций, эмоционально связанных с содержанием спектакля (опера «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, 1909).Периоды (эпохи) в культуре Искусство русского зарубежьяИску́сство ру́сского зарубе́жья, творчество российских художников и архитекторов в эмиграции. Сформировалось преимущественно после Октябрьской революции 1917 г., включив в себя произведения представителей разных течений. Некоторые из художников (В. В. Кандинский, М. З. Шагал) достигли в эмигрантский период вершин своего международного авторитета, другие целиком сформировались за рубежом (например, А. Архипенко, Х. Сутин и др.). Представители русского зарубежья внесли большой вклад в развитие мирового искусства.Архитекторы, градостроители Исцеленнов Николай ИвановичИсцеле́ннов Никола́й Ива́нович (1891–1981), российский и французский архитектор, реставратор, живописец, книжный график и искусствовед. Эмигрировал в Европу в 1920 г., жил и работал в Финляндии, Германии, Чехии, Франции, Бельгии. Среди ключевых построек: звонница Сергиевского подворья в Париже, храм-памятник в честь царя-страстотерпца Николая II в Брюсселе (там же фреска «Богоматерь Оранта», 1950), храм во имя святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Серафима Саровского в Льеже (1953), архитектура иконостаса церкви Божией Матери «Знамение» в Париже, иконостаса Ильинского храма на русском православном кладбище в Хельсинки (1950-е гг.).Живописцы Стеллецкий Дмитрий СемёновичСтелле́цкий Дми́трий Семёнович (1875–1947), российский живописец, скульптор, сценограф. В 1903–1913 гг. жил в Санкт-Петербурге. Член Союза русских художников (СРХ, с 1910), общества «Мир искусства» (с 1912). Автор картин на сюжеты из истории и быта Древней Руси («Соколиная охота», 1904, Смоленский государственный музей-заповедник), декоративных панно («Сражение», 1906), полихромных скульптур из дерева и гипса – «Знатная боярыня (Марфа Посадница)» (1910,оба варианта – Русский музей, Санкт-Петербург), иллюстраций к «Слову о полку Игореве» (1900–1906, Третьяковская галерея, Москва). Оформлял спектакли («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, 1910, Мариинский театр). В начале Первой мировой войны 1914–1918 гг. находился в Париже, в Россию не вернулся. Жил близ г. Канны на юге Франции. Один из организаторов общества «Икона» в Париже (1925).Графики Лукомский Георгий КрескентьевичЛуко́мский Гео́ргий Креске́нтьевич (1884–1952), российский график и историк искусства. Брат специалиста по геральдике Владислава Лукомского (1882–1946). Во время путешествий по Европе (1904–1905 и 1907) создавал серии архитектурных рисунков («По городам Италии», «Старый Париж», «Старый и новый Петербург»). Автор многочисленных статей и книг об архитектуре, в том числе российской провинции («Вологда в её старине», 1914, и др.). Жил в Париже (с 1921), Лондоне (с 1940). Участник выставок русского искусства в Берлине, Париже, Лондоне, сотрудничал с журналами «Жар-птица», Apollo, был иностранным корреспондентом советских изданий «Среди коллекционеров», «Красная панорама».Живописцы Явленский Алексей ГеоргиевичЯвле́нский Алексе́й Гео́ргиевич (1864–1941), российский живописец и график. С 1896 г. жил и работал преимущественно в Мюнхене. В 1909 г. совместно с В. В. Кандинским организовал Новое объединение художников Мюнхена. Член объединения «Синий всадник» (с 1911). С 1914 г. жил в Сен-Пре (Швейцария), с 1922 г. – в Висбадене. Произведения до 1900 г. выполнены в духе русского импрессионизма, зрелые – в духе экспрессионизма («Девушка с зелёным лицом», 1910, Художественный институт, Чикаго; «Медитация», 1936, Художественный музей, Лодзь).Графики Плавинский Дмитрий ПетровичПлави́нский Дми́трий Петро́вич (1937–2012), российский живописец, график, автор объектов и инсталляций. Произведения 1950-х – 1960-х гг. относятся к т. н. абстрактно-вещественному периоду, сформировавшемуся под влиянием поездок в Среднюю Азию, по городам Русского Севера, а также поэзии и философии истории В. Хлебникова («Голоса молчания», 1962, Музей современного искусства, Нью-Йорк). После изучения рисунков старых мастеров создал альбом рисунков и монотипий «Книга трав» (1963). С середины 1960-х гг. в работах преобладала религиозная тематика («Новгород. Триптих», 1976, Третьяковская галерея, Москва); с 1983 г. включал в произведения нотную графику [тондо «Мир музыки (Космогония)», 1993, галерея «Табакман», Нью-Йорк]. В 1991–2004 гг. – в Нью-Йорке: инсталляция «Алтарь Нострадамуса» (1991, собрание М. Р. Плавинской), фотоколлажи, ассамбляжи («Память венецианского зеркала», 1997, собрание М. Р. Плавинской).Графики Третчиков Владимир ГригорьевичТре́тчиков Влади́мир Григо́рьевич (1913–2006), южноафриканский график и живописец русского происхождения. В 1924 г. эмигрировал с семьёй в Китай. Работал в Шанхае, Сингапуре как журнальный иллюстратор, рекламный график, также создавал рассчитанные на европейскую аудиторию живописные работы с «экзотическими» сюжетами из жизни местных жителей (портреты и жанровые сцены; «Последние ныряльщики», конец 1930-х гг., и др.). Во время Второй мировой войны занимался живописью в Индонезии. С 1946 г. жил в Кейптауне. Его живописные работы приобрели в 1950-х – первой половине 1970-х гг. большую популярность в странах Содружества, выставки проходили в Великобритании, Канаде, США и т. д. Особенно широко распространились, став приметой времени, репродукции его работ (например, полотна «Китаянка», 1952–1953).Живописцы Рерих Николай КонстантиновичРе́рих Никола́й Константи́нович (1874–1947), российский живописец, сценограф, археолог, общественный деятель, писатель. Член Союза русских художников (с 1903) и объединения «Мир искусства» (председатель в 1910–1915). С конца 1890-х гг. писал картины преимущественно на темы славянской языческой древности, древнерусских преданий: «Гонец. "Восста род на род"» (1897), «Заморские гости» (1901; все – Третьяковская галерея, Москва) и др.; также виды древнерусской архитектуры. Оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева. Произведения Рериха чаще всего воссоздают суровые и величественные пейзажи. В 1910-е гг. Рерих вместе с женой, Еленой Ивановной Рерих, обратился к изучению культуры и мистики Востока; с 1923 г. жил в Индии. С 1920-х гг. занимался обширной просветительской и общественной деятельностью. В 1954 г. на основе Пакта Рериха в Гааге принята международная Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. 12