#Художники и архитекторы русского зарубежья
Художники и архитекторы русского зарубежья
Тег

Художники и архитекторы русского зарубежья

Художники и архитекторы русского зарубежья
Найденo 11 статей
Периоды (эпохи) в культуре
Искусство русского зарубежья
Иску́сство ру́сского зарубе́жья, творчество российских художников и архитекторов в эмиграции. Сформировалось преимущественно после Октябрьской революции 1917 г., включив в себя произведения представителей разных течений. Некоторые из художников (В. В. Кандинский, М. З. Шагал) достигли в эмигрантский период вершин своего международного авторитета, другие целиком сформировались за рубежом (например, А. Архипенко, Х. Сутин и др.). Представители русского зарубежья внесли большой вклад в развитие мирового искусства.
Василий Кандинский. Жёлтое – Красное – Синее. 1925
Архитекторы, градостроители
Исцеленнов Николай Иванович
Исцеле́ннов Никола́й Ива́нович (1891–1981), российский и французский архитектор, реставратор, живописец, книжный график и искусствовед. Эмигрировал в Европу в 1920 г., жил и работал в Финляндии, Германии, Чехии, Франции, Бельгии. Среди ключевых построек: звонница Сергиевского подворья в Париже, храм-памятник в честь царя-страстотерпца Николая II в Брюсселе (там же фреска «Богоматерь Оранта», 1950), храм во имя святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Серафима Саровского в Льеже (1953), архитектура иконостаса церкви Божией Матери «Знамение» в Париже, иконостаса Ильинского храма на русском православном кладбище в Хельсинки (1950-е гг.).
Николай Исцеленнов. Церковь Александра Невского и Серафима Саровского, Льеж. Ок. 1950 – 1953. Открытка
Живописцы
Стеллецкий Дмитрий Семёнович
Стелле́цкий Дми́трий Семёнович (1875–1947), российский живописец, скульптор, сценограф. В 1903–1913 гг. жил в Санкт-Петербурге. Член Союза русских художников (СРХ, с 1910), общества «Мир искусства» (с 1912). Автор картин на сюжеты из истории и быта Древней Руси («Соколиная охота», 1904, Смоленский государственный музей-заповедник), декоративных панно («Сражение», 1906), полихромных скульптур из дерева и гипса – «Знатная боярыня (Марфа Посадница)» (1910,оба варианта – Русский музей, Санкт-Петербург), иллюстраций к «Слову о полку Игореве» (1900–1906, Третьяковская галерея, Москва). Оформлял спектакли («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, 1910, Мариинский театр). В начале Первой мировой войны 1914–1918 гг. находился в Париже, в Россию не вернулся. Жил близ г. Канны на юге Франции. Один из организаторов общества «Икона» в Париже (1925).
Дмитрий Стеллецкий. Пролог. Эскиз декорации к опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. 1910
Графики
Лукомский Георгий Крескентьевич
Луко́мский Гео́ргий Креске́нтьевич (1884–1952), российский график и историк искусства. Брат специалиста по геральдике Владислава Лукомского (1882–1946). Во время путешествий по Европе (1904–1905 и 1907) создавал серии архитектурных рисунков («По городам Италии», «Старый Париж», «Старый и новый Петербург»).  Автор многочисленных статей и книг об архитектуре, в том числе российской провинции («Вологда в её старине», 1914, и др.). Жил в Париже (с 1921), Лондоне (с 1940). Участник выставок русского искусства в Берлине, Париже, Лондоне, сотрудничал с журналами «Жар-птица», Apollo, был иностранным корреспондентом советских изданий «Среди коллекционеров», «Красная панорама».
Георгий Лукомский. Городской пейзаж. 1910
Живописцы
Явленский Алексей Георгиевич
Явле́нский Алексе́й Гео́ргиевич (1864–1941), российский живописец и график. С 1896 г. жил и работал преимущественно в Мюнхене. В 1909 г. совместно с В. В. Кандинским организовал Новое объединение художников Мюнхена. Член объединения «Синий всадник» (с 1911). С 1914 г. жил в Сен-Пре (Швейцария), с 1922 г. – в Висбадене. Произведения до 1900 г. выполнены в духе русского импрессионизма, зрелые – в духе экспрессионизма («Девушка с зелёным лицом», 1910, Художественный институт, Чикаго; «Медитация», 1936, Художественный музей, Лодзь).
Алексей Явленский. Дом в горах. Ок. 1912
Графики
Плавинский Дмитрий Петрович
Плави́нский Дми́трий Петро́вич (1937–2012), российский живописец, график, автор объектов и инсталляций. Произведения 1950-х – 1960-х гг. относятся к т. н. абстрактно-вещественному периоду, сформировавшемуся под влиянием поездок в Среднюю Азию, по городам Русского Севера, а также поэзии и философии истории В. Хлебникова («Голоса молчания», 1962, Музей современного искусства, Нью-Йорк). После изучения рисунков старых мастеров создал альбом рисунков и монотипий «Книга трав» (1963). С середины 1960-х гг. в работах преобладала религиозная тематика («Новгород. Триптих», 1976, Третьяковская галерея, Москва); с 1983 г. включал в произведения нотную графику [тондо «Мир музыки (Космогония)», 1993, галерея «Табакман», Нью-Йорк]. В 1991–2004 гг. – в Нью-Йорке: инсталляция «Алтарь Нострадамуса» (1991, собрание М. Р. Плавинской), фотоколлажи, ассамбляжи («Память венецианского зеркала», 1997, собрание М. Р. Плавинской).
Дмитрий Плавинский. Собор. 1972
Графики
Третчиков Владимир Григорьевич
Тре́тчиков Влади́мир Григо́рьевич (1913–2006), южноафриканский график и живописец русского происхождения. В 1924 г. эмигрировал с семьёй в Китай. Работал в Шанхае, Сингапуре как журнальный иллюстратор, рекламный график, также создавал рассчитанные на европейскую аудиторию живописные работы с «экзотическими» сюжетами из жизни местных жителей (портреты и жанровые сцены; «Последние ныряльщики», конец 1930-х гг., и др.). Во время Второй мировой войны занимался живописью в Индонезии. С 1946 г. жил в Кейптауне. Его живописные работы приобрели в 1950-х – первой половине 1970-х гг. большую популярность в странах Содружества, выставки проходили в Великобритании, Канаде, США и т. д. Особенно широко распространились, став приметой времени, репродукции его работ (например, полотна «Китаянка», 1952–1953).
Владимир Третчиков. 1995
Живописцы
Рерих Николай Константинович
Ре́рих Никола́й Константи́нович (1874–1947), российский живописец, сценограф, археолог, общественный деятель, писатель. Член Союза русских художников (с 1903) и объединения «Мир искусства» (председатель в 1910–1915). С конца 1890-х гг. писал картины преимущественно на темы славянской языческой древности, древнерусских преданий: «Гонец. "Восста род на род"» (1897), «Заморские гости» (1901; все – Третьяковская галерея, Москва) и др.; также виды древнерусской архитектуры. Оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева. Произведения Рериха чаще всего воссоздают суровые и величественные пейзажи. В 1910-е гг. Рерих вместе с женой, Еленой Ивановной Рерих, обратился к изучению культуры и мистики Востока; с 1923 г. жил в Индии. С 1920-х гг. занимался обширной просветительской и общественной деятельностью. В 1954 г. на основе Пакта Рериха в Гааге принята международная Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта.
Николай Рерих. Город строят. 1902
Живописцы
Сомов Константин Андреевич
Со́мов Константи́н Андре́евич (1869–1939), российский живописец и график. Сын Андрея Ивановича Сомова. В юности познакомился с А. Н. Бенуа, В. Ф. Нувелем и Д. В. Философовым, позднее – с Л. С. Бакстом, Е. Е. Лансере и С. П. Дягилевым; стал одним из основателей объединения «Мир искусства» и одноимённого журнала. Испытав влияние графиков европейского модерна (О. Бёрдсли, Т. Т. Хейне и др.), также «галантного жанра» французского рококо, Сомов во многом определил формирование «мирискуснического» ретроспективизма («Эхо прошедшего времени», акварель, гуашь, 1903, Третьяковская галерея, Москва; «Осмеянный поцелуй», 1908, Русский музей, Санкт-Петербург). В портретных работах Сомова точность характеристики модели иногда сочетается с типичной для модерна идеей портрета-маски [«Дама в голубом» (портрет Е. М. Мартыновой), 1897–1900, Третьяковская галерея]. C мая 1925 г. жил во Франции.
Константин Сомов. Автопортрет. 1909
1
2