#Художники и архитекторы русского зарубежьяХудожники и архитекторы русского зарубежьяИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегХудожники и архитекторы русского зарубежьяХудожники и архитекторы русского зарубежьяНайденo 14 статейЖивописцыЖивописцы Латри Михаил ПелопидовичЛатри́ Михаи́л Пелопи́дович (1875–1942), российский и французский живописец, график, керамист; представитель киммерийской школы живописи. Старший внук Ивана Константиновича Айвазовского. Один из основателей «Нового общества художников». Последователь А. И. Куинджи; для произведений Латри характерны романтическое отношение к природе, сильные живописные эффекты, часто сочетавшиеся с декоративностью изображения. Его творчество представляет оригинальное сочетание символизма, модерна и реалистических тенденций.Живописцы Ганзен Алексей ВильгельмовичГа́нзен Алексе́й Вильге́льмович (1876–1937), российский художник-маринист, коллекционер, надворный советник (1913). Внук Ивана Константиновича Айвазовского. Известен прежде всего изображениями военных кораблей. Художник Морского министерства. С 1920 г. жил в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Королевство Югославия). Член Международной Ассоциации акварелистов, Ассоциации гравюры, Общества русских художников в Париже, общества «Товарищество художников».Живописцы Пастернак Леонид ОсиповичПастерна́к Леони́д О́сипович (1862–1945), российский живописец, график. Академик Императорской Академии художеств (1905). Экспонент Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ; 1888–1901), член Московского общества любителей художеств (1888–1899), объединения «Мир искусства» (1901–1903), Союза русских художников (1903–1918; член-учредитель). В 1893 г. познакомился с Л. Н. Толстым, исполнил ряд его портретов («Л. Н. Толстой читает газету у лампы», 1901, Государственный музей Л. Н. Толстого, Москва), иллюстрировал романы писателя («Война и мир», 1893). Автор жанровых композиций («Накануне экзаменов», 1895, Музей Орсе, Париж), портретов («А. Н. Скрябин за роялем», 1909, Музей-квартира А. Н. Скрябина, Москва). С 1921 г. жил в Берлине, с 1938 г. – в Великобритании. Среди учеников: Д. Д. Бурлюк, А. В. Куприн, А. А. Пластов, В. В. Хвостенко. Сыновья Пастернака – Б. Л. Пастернак и Александр Леонидович Пастернак (1893–1982).Живописцы Коровин Константин АлексеевичКоро́вин Константи́н Алексе́евич (1861–1939), российский живописец, сценограф, литератор. Брат С. А. Коровина. Член объединения «Мир искусства» и Союза русских художников. С 1923 г. жил в Париже. Ранняя живописная манера («У балкона», 1886–1888) в начале 20 в. под влиянием французского импрессионизма трансформировалась в импульсивный, ярко декоративный способ письма («Париж», 1905; портрет Ф. И. Шаляпина, 1911). Создал новый тип театральных декораций, эмоционально связанных с содержанием спектакля (опера «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, 1909).Периоды (эпохи) в культуре Искусство русского зарубежьяИску́сство ру́сского зарубе́жья, творчество российских художников и архитекторов в эмиграции. Сформировалось преимущественно после Октябрьской революции 1917 г., включив в себя произведения представителей разных течений. Некоторые из художников (В. В. Кандинский, М. З. Шагал) достигли в эмигрантский период вершин своего международного авторитета, другие целиком сформировались за рубежом (например, А. Архипенко, Х. Сутин и др.). Представители русского зарубежья внесли большой вклад в развитие мирового искусства.Архитекторы, градостроители Исцеленнов Николай ИвановичИсцеле́ннов Никола́й Ива́нович (1891–1981), российский и французский архитектор, реставратор, живописец, книжный график и искусствовед. Эмигрировал в Европу в 1920 г., жил и работал в Финляндии, Германии, Чехии, Франции, Бельгии. Среди ключевых построек: звонница Сергиевского подворья в Париже, храм-памятник в честь царя-страстотерпца Николая II в Брюсселе (там же фреска «Богоматерь Оранта», 1950), храм во имя святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Серафима Саровского в Льеже (1953), архитектура иконостаса церкви Божией Матери «Знамение» в Париже, иконостаса Ильинского храма на русском православном кладбище в Хельсинки (1950-е гг.).Живописцы Стеллецкий Дмитрий СемёновичСтелле́цкий Дми́трий Семёнович (1875–1947), российский живописец, скульптор, сценограф. В 1903–1913 гг. жил в Санкт-Петербурге. Член Союза русских художников (СРХ, с 1910), общества «Мир искусства» (с 1912). Автор картин на сюжеты из истории и быта Древней Руси («Соколиная охота», 1904, Смоленский государственный музей-заповедник), декоративных панно («Сражение», 1906), полихромных скульптур из дерева и гипса – «Знатная боярыня (Марфа Посадница)» (1910,оба варианта – Русский музей, Санкт-Петербург), иллюстраций к «Слову о полку Игореве» (1900–1906, Третьяковская галерея, Москва). Оформлял спектакли («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, 1910, Мариинский театр). В начале Первой мировой войны 1914–1918 гг. находился в Париже, в Россию не вернулся. Жил близ г. Канны на юге Франции. Один из организаторов общества «Икона» в Париже (1925).Графики Лукомский Георгий КрескентьевичЛуко́мский Гео́ргий Креске́нтьевич (1884–1952), российский график и историк искусства. Брат специалиста по геральдике Владислава Лукомского (1882–1946). Во время путешествий по Европе (1904–1905 и 1907) создавал серии архитектурных рисунков («По городам Италии», «Старый Париж», «Старый и новый Петербург»). Автор многочисленных статей и книг об архитектуре, в том числе российской провинции («Вологда в её старине», 1914, и др.). Жил в Париже (с 1921), Лондоне (с 1940). Участник выставок русского искусства в Берлине, Париже, Лондоне, сотрудничал с журналами «Жар-птица», Apollo, был иностранным корреспондентом советских изданий «Среди коллекционеров», «Красная панорама».Живописцы Явленский Алексей ГеоргиевичЯвле́нский Алексе́й Гео́ргиевич (1864–1941), российский живописец и график. С 1896 г. жил и работал преимущественно в Мюнхене. В 1909 г. совместно с В. В. Кандинским организовал Новое объединение художников Мюнхена. Член объединения «Синий всадник» (с 1911). С 1914 г. жил в Сен-Пре (Швейцария), с 1922 г. – в Висбадене. Произведения до 1900 г. выполнены в духе русского импрессионизма, зрелые – в духе экспрессионизма («Девушка с зелёным лицом», 1910, Художественный институт, Чикаго; «Медитация», 1936, Художественный музей, Лодзь).Графики Плавинский Дмитрий ПетровичПлави́нский Дми́трий Петро́вич (1937–2012), российский живописец, график, автор объектов и инсталляций. Произведения 1950-х – 1960-х гг. относятся к т. н. абстрактно-вещественному периоду, сформировавшемуся под влиянием поездок в Среднюю Азию, по городам Русского Севера, а также поэзии и философии истории В. Хлебникова («Голоса молчания», 1962, Музей современного искусства, Нью-Йорк). После изучения рисунков старых мастеров создал альбом рисунков и монотипий «Книга трав» (1963). С середины 1960-х гг. в работах преобладала религиозная тематика («Новгород. Триптих», 1976, Третьяковская галерея, Москва); с 1983 г. включал в произведения нотную графику [тондо «Мир музыки (Космогония)», 1993, галерея «Табакман», Нью-Йорк]. В 1991–2004 гг. – в Нью-Йорке: инсталляция «Алтарь Нострадамуса» (1991, собрание М. Р. Плавинской), фотоколлажи, ассамбляжи («Память венецианского зеркала», 1997, собрание М. Р. Плавинской). 12