Реальное училище
Реа́льное учи́лище, среднее или неполное среднее учебное заведение, программа обучения в котором строилась в соответствии с принципами реального образования. Одними из первых реальных учебных заведений были Навигацкая школа и Математическая и механическая реальная школа (Германия, 1706; её основатель, пастор К. Землер, и предложил название «Realschule» – реальная школа). В России в ходе школьной реформы 1864 г. были учреждены 7-классные реальные гимназии (без изучения древних языков) с общеобразовательным курсом, ориентированным на последующее обучение в отраслевых вузах; в 1872 г. преобразованы в реальные училища. Курс обучения занимал 6–7 лет. В старших классах преподавались прикладные дисциплины (механика, химия, а также технологические и коммерческие предметы). Выпускники таких училищ могли поступить в технические, промышленные и торговые вузы, но не в университеты. В 1888 г. реальные училища были реформированы в общеобразовательные учебные заведения. В начале 20 в. под давлением общественного мнения «реалистам» было предоставлено право поступления в университет на физико-математические и медицинские факультеты (со сдачей дополнительного экзамена по латинскому языку). В 1913 г. в России было 276 реальных училищ (около 17 тыс. учащихся, 1/3 всех учащихся мужских средних учебных заведений). После 1917 г. реальные училища как тип учебного заведения были ликвидированы. С 1990 г. в Российской Федерации, наряду с гуманитарными средними учебными заведениями, создаются гимназии и лицеи технического направления с изучением общеобразовательных дисциплин по определённому профилю.