Олпорт Флойд Генри
О́лпорт Флойд Ге́нри (Floyd Henry Allport) (22.8.1890, Милуоки, штат Висконсин – 15.10.1979, Лос-Альтос, штат Калифорния), американский социальный психолог, психолог личности. Считается основателем социальной психологии. Одним из первых начал использовать рациональные эмпирические поведенческие модели в социальной психологии.
Рос в семье врача Джона Эдварда и школьной учительницы Нелли Эдит Уайз-Олпорт. У Олпорта было три брата: Гордон (также психолог), Фейетт и Харолд. Семья была довольно религиозной. Бабушка Флойда по материнской линии была одной из основательниц Свободной методистской церкви Западного Фултона (штат Нью-Йорк). Олпорт закончил старшую школу Гленвилла в Гринвиче (штат Коннектикут). Затем поступил в Гарвардский колледж, где получил степень бакалавра в 1913 г. (хотя формально числился как выпускник 1914) и степень доктора философии в 1919 г. Его диссертация посвящена влиянию группы на поведение индивида. Как пишет Олпорт в автобиографии, на него оказали огромное влияние его преподаватели факультета психологии из Гарварда – Г. С. Лангфелд, Э. Б. Холт и Р. Б. Перри.
С октября 1917 г. по июнь 1918 г. принимал участие в Первой мировой войне. Сначала Олпорт получил звание младшего лейтенанта полевой артиллерии, пройдя курс в тренировочном лагере Платсберга. Служил во Франции. Во время своего первого полёта на воздушном шаре был сбит немецкой артиллерией. Олпорт смог спуститься на парашюте в безопасное место. После этого случая награждён Военным крестом (Croix de guerre). Однако Олпорт признался, что его поступок не был героическим – он просто выполнил приказ старшего офицера. Позже был инструктором в лагере Джексон (штат Южная Каролина).
Состоял в браке два раза. Первый раз женился 5 октября 1917 г. на Этель Маргарет Хадсон, второй – 5 сентября 1938 г. на профессоре образования и английского языка в Сиракьюсском университете Хелен Уилли Хартли (была коллегой Олпорта). У Олпорта трое детей от первого брака: Эдвард Герберт, Дороти Фей и Флойд Генри-младший, а также две внучки от Эдварда – Карен и Эвелин.
После окончания войны преподавал в Гарварде и Редклиффе (1919–1922). Затем работал адъюнкт-профессором в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилле (1922–1924). С 1924 г. Олпорт начал работать в Сиракьюсском университете, где стал одним из первых преподавателей высшей школы гражданских и общественных наук Максвелла. После долгое время работал в Сиракьюсском университете профессором социальной и политической психологии, в 1956–1978 гг. заслуженным профессором и с 1974 г. почётным доктором. В Сиракьюсском университете впервые читал курс по политической психологии, там же стал руководителем докторантуры по социальной психологии. Спустя 32 года работы в этом университете в 1957 г. Олпорт и его вторая жена вышли на пенсию и переехали в Калифорнию. Там Олпорт в течение семестра проработал приглашённым профессором Калифорнийского университета в Беркли.
За свою жизнь опубликовал множество статей и монографий в области психологии. Наиболее значимые его работы:
«Поведение и эксперимент в социальной психологии» (Behavior and experiment in social psychology. 1919). Олпорт анализирует факторы, которые препятствуют экспериментам в социальной науке. Он критикует подход к объяснению социально-психологических феноменов с позиции влияния группы без учёта роли индивида. Автор предлагает отказаться от таких категорий в социальной психологии как: типы групп, социальная организация, самосознание и массовое сознание, инстинкты и подражание;
«Влияние группы на ассоциации и мышление» (The influence of the group upon association and thought. 1920). Олпорт предлагает разделить данные социальной психологии на два класса: реакция индивида на социальные стимулы (на поведение других людей) и реакция индивида на несоциальные стимулы (например, на знаки). Автор описывает результаты нескольких оригинальных исследований, которые демонстрируют данные второго класса. Олпорта интересует, как протекают психические процессы в условиях индивидуальной и групповой работы. Конкретнее, он изучает роль случайной или способствующей социальной стимуляции с использованием задач на свободные ассоциации. Основные результаты: работа в группе увеличивает скорость называния свободных ассоциаций; позитивное влияние группы зависит от типа задачи; есть индивидуальные различия в восприимчивости к влиянию группы; влияние группы заметнее всего в начале выполнения задания; более медленные участники больше подвержены благоприятному влиянию группы в отношении скорости выполнения заданий и др. Глобальный вывод исследования – социальное влияние улучшает количество, но не качество умственной деятельности;
«Черты личности: их классификация и измерение» (Personality traits: their classification and measurement. 1921). Олпорт представил рабочую классификацию для изучения личности, состоящую из четырёх ключевых разделов: темперамент, самовыражение, сила и социальность. Также он предлагает определение личности – определённо фиксированные и контролирующие тенденции приспособления индивида к социальной среде. В качестве измерительных инструментов личности Олпорт рекомендует использовать: исследование реакции на мини-ситуации на оценку властности и других черт; написание писем, тест на эго-референцию и моторную экспрессию; тест на оценку лицевой экспрессии; индекс инсайтности и самооценки; объективно и конкретно составленный опросник;
«Социальная психология» (Social psychology. 1924) – учебное пособие по социальной психологии. Олпорт рассматривает социальную психологию как науку, изучающую поведение человека в той мере, в какой его поведение стимулирует других людей или само является реакцией на их поведение, и описывающую сознание человека в той мере, в какой оно является сознанием социальных объектов и социальных реакций;
«Институциональное поведение: очерки реинтеграции современной социальной организации» (Institutional behavior : essays toward a re-integrating of contemporary social organization. 1933). Автор поднимает проблему институционального поведения – части индивидуальной человеческой деятельности в рамках институциональных отношений. На институциональные отношения можно смотреть с точки зрения двух подходов: преобладающей реальностью является либо институт, либо индивид. Олпорту близок второй подход;
«Наблюдение за поведением людей в обществе» (The observation of societal behaviors of individuals. 1937). Олпорт обращает внимание на возникший исследовательский тренд: изучение поведения индивида в социальных ситуациях (ранее индивидуальное поведение в социально-психологических исследованиях изучалось по принципу «стимул – реакция»). Олпорт пишет, что поведение индивида следует рассматривать с учётом культурных комплексов, социальной организации и институтов;
«Структурирование событий: набросок общей теории с приложением к психологии» (The structuring of events: outline of a general theory with applications to psychology. 1954). Автор дискутирует на тему количественных и неколичественных (качественных) подходов к изучению в социальной психологии. Олпорт предлагает концептуальную модель событийной структуры (theory of event-structure);
«Теории восприятия и концепция структуры: обзор и критический анализ с введением в динамико-структурную теорию поведения» (Theories of perception and the concept of structure. 1955). Олпорт представляет критический обзор теорий о природе восприятия, а также предлагает концепцию событийной структуры.
В 1965 г. получил награду Американской психологической ассоциации за выдающийся научный вклад. В 1957 г. удостоен исследовательской награды за работу с «динамически-структурной теорией поведения» от некоммерческого почётного общества учёных и инженеров Sigma Xi. В 1974 г. Сиракьюсский университет присвоил Олпорту почётную степень доктора гуманитарных наук.
Олпорт вёл активную профессиональную жизнь. Редактор журнала «Аномальная и социальная психология» (1921–1924). В 1928–1930 гг. член Совета директоров Американской психологической ассоциации. В 1925–1927 гг. и 1929–1931 гг. представитель Совета Ассоциации исследований в области социальных наук. Занимал посты президента общества изучения социальных проблем (1939–1940) и председателя Общества психологических исследований социальных наук (1940–1941). Состоял во многих профессиональных сообществах:
Американской психологической ассоциации;
Обществе Phi Beta Kappa;
Исследовательском совете по социальным наукам (Social Science Research Council);
Западной психологической ассоциации (Western Psychological Association),
Психономическом обществе (Psychonomic Society) и др.
В детстве Олпорт увлекался музыкой. Играл на фортепиано. Во взрослом возрасте основным творческим интересом Олпорта стала живопись. Он любил рисовать городскую жизнь Нью-Йорка акварелью. Член (1931–1948), а затем президент (1944–1945) Ассоциации художников Сиракьюса.
Олпорт внёс исключительный вклад в развитие социальной психологии. Изучал поведение человека в группе, а также групповые процессы. Разработал «язык» социальной психологии. Ввёл такие понятия как, социальная фасилитация, социальное развитие и спад, тенденция к конформизму, гипотеза J-кривой социальной конформности, круговое и линейное социальное поведение, доминирующие рефлексы и привычки, индивидуальные диспозиции и многие др. Олпорт был экспериментальным психологом, при этом большинство его исследований выходили за рамки лабораторных условий. Он сам и его ученики проводили много полевых исследований, изучая поведение людей в привычных для них условиях.