Макдугалл Уильям
Макду́галл Уи́льям (William McDougall) (22.6.1871, Чаддертон, графство Ланкашир, Англия – 28.11.1938, Дарем, штат Северная Каролина, США), англо-американский психолог. Изучал естественные науки в Колледже Святого Иоанна в Кембридже (1890–1894), медицину в госпитале Святого Фомы в Лондоне (1894–1898). Под влиянием «Принципов психологии» У. Джеймса обратился к психологии. В 1898–1900 гг. участвовал в антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял психологическую диагностику местных жителей. В 1900 г. проходил стажировку в Гёттингене у Г. Э. Мюллера; ранние работы посвятил психофизиологии. Работал в Университетском колледже в Лондоне (1901–1904), преподавал в Оксфорде (1904–1920). Профессор в Гарварде (1920–1927) и в Университете Дьюка (1927–1938). Стал одним из основателей социальной психологии («An introduction to social psychology», 1908; русский перевод «Основные проблемы социальной психологии», 1916). Основой психической жизни считал «горме» (греч. ὁρμή – стремление, порыв), отчего психология У. Макдугалла часто называется «гормической». «Горме» трактуется как стремление к биологически значимой цели, обусловленное особого рода предрасположениями – либо врождёнными инстинктами и склонностями, либо приобретёнными чувствами. Сфера чувств в процессе своего развития у человека получает иерархическое строение. Ведущими становятся сначала несколько основных чувств, а затем при сложившемся уже характере – одно центральное, называемое Макдугаллом эготическим (от «эго», греч. ἐγώ – «я»). Понятие личности объединяет в себе характер как интегрированную совокупность волевых предрасположений (врождённых и приобретённых) и интеллект как совокупность познавательных способностей индивида (врождённых и приобретённых). Размышления над клиническим феноменом «множественной» личности натолкнули Макдугалла на разработку метапсихологической концепции личности, исходящей из идей монадологии Г. В. Лейбница. Согласно этому, каждая личность представляет систему потенциально мыслящих и стремящихся монад («я»), сходящихся на некоторой «высшей» монаде – «самости», которая через иерархию монад управляет всей психофизической жизнью человека.