Облигации федерального займа
Облига́ции федера́льного за́йма (ОФЗ), государственные ценные бумаги, которые выпускает Правительство РФ в лице Министерства финансов. Генеральным агентом по размещению, выкупу и обмену ОФЗ является Банк России.
Облигации федерального займа обращаются на Московской бирже. Первичное размещение проходит в формате аукциона, в котором, как правило, принимают участие крупные институциональные инвесторы. Иногда правительство проводит безлимитные аукционы, на которых предельный объём предложения ОФЗ не объявляется изначально, а определяется исходя из инвестиционного спроса. Отсутствие лимитов позволяет правительству быстрее выполнять план по привлечению средств. Расписание аукционов Министерство финансов публикует на сайте. После первичного размещения облигации обращаются на вторичном рынке, где их может приобрести любой инвестор.
Существует альтернативный способ размещения ОФЗ на вторичном рынке – минуя проведение аукционов на первичном рынке. В этом случае Министерство финансов России сразу размещает новые выпуски ОФЗ (или неразмещённые остатки действующих выпусков) на организованных торгах на Московской бирже небольшими объёмами. Операции Министерства финансов России по размещению ОФЗ на вторичном рынке без проведения аукционов отражаются в отчётности «Итоги операций на вторичном рынке». Например, в 2015 г. Министерство финансов РФ разместило на вторичном рынке ОФЗ объёмом 54,69 млрд руб. по номиналу в условиях постепенного снижения ключевой ставки с рекордно высоких 17 % и ограничения доступа российских инвесторов к международным займам ввиду санкций.
Дополнительно Министерство финансов России может проводить операции обратного выкупа неликвидных выпусков ОФЗ [например, в отношении ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) с очень высокой ставкой и низколиквидных ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД)]. Кроме того, иногда осуществляются операции обмена ОФЗ на определённых условиях (например, обмен старых выпусков ОФЗ на новые, обмен ОФЗ на еврооблигации или наоборот и др.)
Назначение
Согласно ст. 103 «Бюджетного кодекса РФ» от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, с помощью эмиссии ОФЗ государство привлекает денежные средства инвесторов (коммерческих банков, управляющих компаний, физических лиц и др.), чтобы направить их на покрытие дефицита федерального бюджета и погашение долговых обязательств РФ. ОФЗ относятся к долговым обязательствам РФ и входят в состав государственного внутреннего долга России.
Например, в 2020 г. в связи с ростом государственных расходов, направленных на финансирование мер по борьбе с пандемией коронавирусной инфекции, дефицит федерального бюджета составил 4,1 трлн руб. (3,8 % ВВП). При этом 1 годом ранее федеральный бюджет был исполнен с профицитом в 1,97 трлн руб. (1,8 % ВВП). Для покрытия бюджетного дефицита государственный внутренний долг был увеличен на 4,58 трлн руб. – до 14,75 трлн руб. (13,7% ВВП). В частности, для этого Министерство финансов более чем в 2 раза превысило объём выпуска ОФЗ, предусмотренный программой на 1 год, и заняло 5,31 трлн руб. по номиналу. А в октябре 2020 г. был размещён рекордный объём ОФЗ за 1 день – на двух аукционах правительство продало ценные бумаги на общую сумму 436,5 млрд руб.
По итогам 2022 г. федеральный бюджет исполнен с дефицитом 3,3 трлн руб. (2,3% ВВП). Для его финансирования государственный внутренний долг был увеличен на 2,29 трлн руб. – до 18,78 трлн руб. (12,09% ВВП). В частности, для этого Министерство финансов обновило рекорд по привлечению денежных средств за 1 день, проведя 3 безлимитных аукциона по размещению ОФЗ на сумму 823 млрд руб. при спросе в размере 1,2 трлн руб. (спрос инвесторов на государственные ценные бумаги повышен из-за закрытия доступа к западным долговым рынкам в связи с санкциями в отношении РФ).
По состоянию на декабрь 2023 г. общий объём государственного внутреннего долга Российской Федерации составляет 20,71 трлн руб., из них 20,01 трлн руб. заимствовано с помощью государственных ценных бумаг, в том числе 19,88 трлн руб. приходится на ОФЗ. Соответственно, рынок ОФЗ составляет 97,5 % внутреннего долга РФ. Государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации составляют 3,4 % внутреннего долга страны.
Типы ОФЗ
Правительство РФ выпускает 4 типа обращающихся на организованных торгах долговых финансовых инструментов для финансирования дефицита федерального бюджета: облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК); с постоянным купонным доходом; с индексируемым номиналом (ОФЗ-ИН); с амортизацией долга.
Купонная ставка по облигациям ОФЗ-ПК изменяется в зависимости от среднего значения ставки RUONIA, по которой коммерческие банки выдают друг другу необеспеченные кредиты на один рабочий день; уровня инфляции и значений других индикаторов финансового рынка. Купонный доход по ОФЗ-ПК, таким образом, заранее неизвестен. Однако размер купона текущих ликвидных выпусков ОФЗ-ПК может быть рассчитан как среднее арифметическое ставок RUONIA, взятых с лагом в 7 дней, за купонный период. Период обращения ОФЗ-ПК, как правило, составляет 2–20 лет. С 1 октября 2021 г., по инициативе Банка России, для доступа к ОФЗ-ПК неквалифицированным инвесторам необходимо пройти специальное тестирование у брокера (согласно ст. 51.2-1 Федерального закона от 22 апреля 1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). По состоянию на конец 2023 г. на рынке обращаются 19 выпусков ОФЗ-ПК, а их доля в стоимостном объёме ОФЗ по номиналу составляет 37,97 %.
Купонная ставка по ОФЗ-ПД известна при выпуске облигаций и постоянна для всех купонов на весь период обращения, который, как правило, составляет 3–30 лет. Купонный платёж выплачивается 2 раза в год. По состоянию на декабрь 2023 г. в обращении находятся 28 выпусков ОФЗ-ПД с диапазоном ставки купона 0,25–11,25 % годовых, а их доля в стоимостном объёме ОФЗ составляет 55,51 %.
В 2002 г. началась эмиссия ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД). Для данного типа облигаций подразумевается частичное погашение номинальной стоимости облигации в даты, которые определяются при выпуске. По состоянию на декабрь 2023 г. на рынке обращаются 4 выпуска облигаций с амортизацией долга с выплатами купона 1–2 раза в год, их доля в стоимостном объёме ОФЗ по номиналу составляет 1,57 %.
Облигации федерального займа с индексируемым номиналом (ОФЗ-ИН) впервые выпущены в 2015 г. Размер номинала по данным облигациям ежедневно индексируется на величину инфляции, взятую с трёхмесячным лагом. Купонная ставка при этом является фиксированной на уровне 2,5 % в течение всего периода обращения. Купонный платёж выплачивается 2 раза в год исходя из размера проиндексированного номинала. Согласно Условиям эмиссии и обращения ОФЗ-ИН, предусматривается выпуск среднесрочных (1–5 лет) и долгосрочных (5–30 лет) облигаций данного типа. ОФЗ-ИН относятся к структурным (структурированным, комплексным) финансовым инструментам, для их приобретения на бирже неквалифицированным инвесторам требуется пройти тестирование у брокера. По состоянию на декабрь 2023 г. в обращении находится 4 выпуска ОФЗ-ИН, а их доля в стоимостном объёме ОФЗ составляет 4,83 %.
В 2017 г. начался выпуск облигаций федерального займа для физических лиц (ОФЗ-н). «Н» в названии означает «народные» или «для населения». Данные облигации разработаны Министерством финансов РФ с целью повышения финансовой грамотности населения и привлечения граждан на финансовые рынки. ОФЗ-н имеют фиксированный период обращения (3 года) с выплатой купона каждые полгода (всего 6 выплат). Но если срок владения облигациями ОФЗ-н составляет менее 12 месяцев, инвестору возвращается сумма, равная объёму его инвестиций за вычетом купонных платежей, полученных им за период владения ценной бумагой. Средняя купонная ставка по данным ценным бумагам варьируется от 5 до 9 % в годовом выражении. Покупка и продажа ОФЗ-н осуществляется через уполномоченные банки, к которым относятся: Сбербанк России, ВТБ, Промсвязьбанк, Почта Банк. За торговлю данными облигациями не взимается комиссия брокера и других профессиональных участников рынка ценных бумаг. Однако накопленный купонный доход облагается НДФЛ. В 2022 г. размещение ОФЗ-н Министерством финансов России прекращено из-за достижения целей, поставленных при запуске эмиссии этих облигаций. Но исполнение всех обязательств по погашению и выплате купонных платежей продолжается. По состоянию на декабрь 2023 г. в обращении находится 3 выпуска ОФЗ-н, а их доля в стоимостном объёме ОФЗ составляет 0,12 %.
Доходность
При покупке ОФЗ на первичном рынке инвесторы приобретают облигации по цене обычно ниже их номинальной стоимости. Номинальная стоимость – сумма, которую государство занимает у инвестора при выпуске ОФЗ и обязуется выплатить при погашении этой облигации (как правило, 1 тыс. руб.). На вторичном рынке ОФЗ обращаются по рыночной цене, которая может быть выше или ниже номинальной стоимости.
В течение всего срока обращения ОФЗ до момента их погашения эмитент выплачивает инвесторам купонные платежи, выраженные в процентах от номинальной стоимости облигаций.
В день погашения облигации государство прекращает выплачивать купонные платежи и возвращает инвестору номинальную стоимость ОФЗ.
Доходность ОФЗ зависит от уровня процентных ставок и прогноза их изменения, а соответственно, и от ключевой ставки в стране и прогноза её изменения в краткосрочной и долгосрочной перспективе. В период роста инфляции, когда Банк России ужесточает денежно-кредитную политику (ДКП) и повышает ключевую ставку, доходность ОФЗ также растёт, и наоборот – когда ключевая ставка снижается, падает и доходность ОФЗ.
Долговые обязательства правительства РФ по ОФЗ полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации имуществом. Поэтому ОФЗ считаются одним из наиболее надёжных финансовых инструментов и основным низкорисковым активом в экономике. В этой связи ОФЗ играют важную роль в денежно-кредитной и макропруденциальной политике Банка России. Например, ОФЗ входят в ломбардный список Банка России с наименьшими коэффициентами риска и наивысшими коэффициентами ликвидности и принимаются, таким образом, как основной залоговый актив в операционной процедуре денежно-кредитной политики регулятора. Также ОФЗ участвуют в расчёте нормативов макропруденциального регулирования – например, принимаются в качестве высоколиквидного актива в рамках расчёта норматива краткосрочной ликвидности.