Инструменты макропруденциальной политики
Инструме́нты макропруденциа́льной поли́тики, методы регулирования, нормы, требования и другие средства, применяемые в рамках макропруденциальной политики с целью управления системным риском финансового сектора.
В отличие от микропруденциальных инструментов, макропруденциальные меры направлены на обеспечение стабильности финансовой системы в целом, а не на стабильность отдельных институтов и призваны предупреждать и снижать вероятность возникновения системных рисков, возникающих в результате тесной интеграции финансовых институтов и рынков и вызванных проблемами во всей финансовой системе или её части.
Банк России стал активно использовать макропруденциальные инструменты в 2013 г., когда перед ним встала задача ограничения избыточного накопления рисков в сегменте необеспеченного потребительского кредитования. Российский регулятор применяет и периодически расширяет спектр инструментов макропруденциальной политики в целях снижения уязвимости финансовой системы и накопления буферов капитала (резервов) финансовой системой для их использования в период наступления (или повышения вероятности) шоков в экономике. Например, рост кредитования в иностранной валюте вызвал повышение волатильности в финансовом секторе экономики в 2014–2015 гг., поэтому в 2016 г. Банк России принял меры по снижению уровня валютизации балансов кредитных организаций посредством осуществления макропруденциальной политики.
В мировой практике система макропруденциальных инструментов подразделяется: на меры административного и общего характера; инструменты, направленные на ограничение секторальных дисбалансов; меры по управлению ликвидностью, структурные инструменты и меры, нацеленные напрямую на потребителей финансовых услуг.
К инструментам административного характера относятся, например, ограничения роста кредитования – установление максимально допустимого темпа роста кредитования, введение налогов на потребительское кредитование. Данные меры применяются, когда чрезмерный рост кредитования может стать причиной возникновения системного риска. Например, с целью замедления роста кредитования налоговая ставка по потребительским кредитам в Турции была повышена на 5 процентных пунктов в августе 2004 г., а в марте 2009 г. она была снижена до прежнего уровня (10 %). В 2010–2011 гг. в Китае были введены ограничения на прирост объёмов кредитования для крупных банков, а также даны «устные» рекомендации банкам о временном прекращении предоставления кредитов.
Наиболее распространённым среди инструментов общего характера, воздействующих на капитал или резервы, является контрциклический буфер капитала, представляющий собой надбавку к минимальным требованиям к банковскому капиталу. Инструмент был предложен Базельским комитетом по банковскому надзору в рамках пакета Базель III для повышения устойчивости банковского сектора к негативным шокам. Банк России начал устанавливать антициклическую надбавку к нормативам достаточности собственных средств с 1 января 2016 г. Надбавка устанавливается в процентном отношении к взвешенным по степени риска активам и формируется из базового капитала кредитной организации (уставного капитала, эмиссионного дохода, нераспределённой прибыли). В кризисные периоды в экономике предполагается высвобождение (роспуск) буфера.
В целях расчёта достаточности капитала кредитных организаций решением Совета директоров Банка России устанавливаются также надбавки к коэффициентам риска (англ. Risk weight add-ons). Повышение данных коэффициентов по отдельным кредитным требованиям увеличивает необходимый запас капитала банков, обеспечивая возможность покрытия потерь в периоды волатильности на финансовых рынках. К инструментам общего характера также относятся лимиты по финансовому рычагу (левериджу), который рассчитывается как отношение капитала 1-го уровня к активам банка. Требования к ограничению левериджа введены Базельским комитетом по банковскому надзору 1 января 2018 г.
Секторальные макропруденциальные инструменты используются для управления кредитными рисками посредством воздействия на спрос и предложение кредитов (например, введение ограничений на ипотечные займы, секторальные требования к достаточности капитала). Инструменты применяются в отношении определённых категорий займов и заёмщиков, объектов собственности в отдельном регионе или кредитов, выданных в определённых валютах.
К наиболее популярным секторальным макропруденциальным инструментам относятся ограничения на показатели долговой нагрузки DSTI (англ. Debt Service-To-Income Ratio) и коэффициент «кредит/залог» (LTV). Показатель DSTI рассчитывается кредитными организациями как отношение среднемесячных платежей заёмщика по всем кредитам и займам к его среднемесячному доходу. Достижение показателем DSTI значения близкого к уровню 100 % свидетельствует о высокой вероятности дефолта заёмщика. Коэффициент LTV представляет собой отношение объёма кредита к стоимости залога. Конкретные механизмы применения показателей LTV и DSTI различаются по странам и могут включать запрет на предоставление кредитов с определённым уровнем LTV/DSTI или повышенные коэффициенты риска (надбавки к коэффициентам риска) по подобным кредитам. В состав макропруденциальных инструментов Банка России показатель DSTI входит с 1 октября 2019 г.
С 2009 г. МВФ относит к макропруденциальным инструментам нормативы ликвидности, например норматив краткосрочной ликвидности (LCR), норматив структурной ликвидности (NSFR), ограничения на открытые валютные позиции / несоответствие валютной структуры (NOP), ограничения на несоответствия срочности активов и обязательств. Инструмент LCR представляет собой нормативное требование, обязывающее коммерческие банки держать дополнительный временный буфер ликвидности для обеспечения минимального соотношения суммы высоколиквидных активов и чистого оттока денежных средств. Установление лимитов на показатель NSFR направлено на избежание избыточной трансформации банками краткосрочных обязательств в долгосрочные активы.
К инструментам по управлению ликвидностью относятся также резервные требования, дифференцированные по валюте обязательств, и предложенный МВФ механизм сборов. Полученные от сборов средства могут быть использованы государством для предоставления дополнительной ликвидности в стрессовые периоды. Например, до глобального финансового кризиса 2007–2009 гг. страны Восточной Европы применяли повышенные нормативы обязательных резервов для борьбы с чрезмерным притоком иностранного капитала. В Республике Корея в 2011 г. введён налог на обязательства банков в иностранных валютах со сроком погашения до одного года.
Структурные инструменты были разработаны Советом по финансовой стабильности для их применения в отношении глобальных системно значимых банков (ГСЗБ). Подобные меры вступили в силу с 2019 г. и предполагают дополнительные надбавки к капиталу в размере 1–3,5 % базового капитала. В 2015 г. страны G20 включили в список инструментов стандарт общей способности поглощения убытков TLAC для ГСЗБ, определяемый с учётом объёмов средств, фактически потребовавшихся для урегулирования обязательств при банкротствах крупных финансовых институтов. С 1 января 2019 г. ГСЗБ в развитых странах исполняют минимальное требование TLAC в размере 16 % от активов, взвешенных по степени риска, и 6 % от знаменателя коэффициента левериджа в рамках Базеля III (ГСЗБ в развивающихся странах – с 1 января 2025). Указанные требования будут повышены до 18 и 6,75 % с 2022 г. и 2028 г. соответственно.
В некоторых странах для сдерживания роста цен на жилую недвижимость (особенно по причине притока иностранного капитала) активно применяются инструменты, нацеленные напрямую на потребителей финансовых услуг – государственные пошлины и налоги на увеличение стоимости капитала.