Беноццо Гоццоли
Бено́ццо Го́ццоли (Benozzo Gozzoli; настоящее имя Беноццо ди Лезе ди Сандро, Benozzo di Lese di Sandro; также Беноццо да Фиренце, Benozzo da Firenze) (около 1420, Флоренция – 4.10.1497, Пистоя), итальянский живописец Раннего Возрождения, мастер флорентийской школы.
Прозвище Гоццоли появилось в сочетании с именем художника во 2-м издании книги «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Дж. Вазари (1568). Сведения о полученном в 1430-х гг. начальном художественном обучении отсутствуют. Возможно, ранний опыт Беноццо был связан с мастерской ювелиров или же художников, специализировавшихся на декоративной живописи. Первый документированный заказ (пелена с изображением Вознесения Христа, утрачена) исполнил в 1439 г. Некоторые исследователи считают первой из известных живописных работ художника фрагмент картины на сюжет «Похищение Елены» (предположительно часть лицевой доски сундука – кассоне, 1437–1439, Национальная галерея, Лондон; атрибуция музея предполагает авторство Дзаноби Строцци и более позднюю датировку: около 1450–1455) (Ahl. 1996. Р. 8, 226–227).
Период становления и сотрудничество с крупными мастерами Раннего Возрождения
Традиционно предполагалось, что Беноццо участвовал в качестве помощника Фра Анджелико в создании большого алтаря (между 1438 и 1443, центральная часть – музей Сан-Марко, Флоренция) и фресок в кельях и коридорах дормитория монастыря Сан-Марко (1440–1445), однако этот факт в 21 в. является предметом дискуссий (Benozzo Gozzoli. 2002. P. 41–42). Несомненно, однако, что знакомство с произведениями Фра Анджелико стало важнейшим фактором в формировании индивидуального стиля мастера, образного строя его работ и колористических предпочтений. 24 января 1444 г. Беноццо подписал договор о сотрудничестве с мастерской Лоренцо и Витторио Гиберти, где в течение трёх лет участвовал в работах по созданию бронзовых восточных дверей для флорентийского баптистерия Сан-Джованни (т. н. Райские врата). Влияние Лоренцо Гиберти проявилось в последующих произведениях Беноццо Гоццоли в композиционных решениях многофигурных сцен, организации их архитектурного окружения, трактовке фигур. Стиль Гоццоли на разных этапах также отразил влияние Доменико Венециано, Филиппо Липпи, Пьеро делла Франчески, Пезеллино.
В работах 1446–1450-х гг. Беноццо выступал в качестве главного партнёра Фра Анджелико, о чём свидетельствуют суммы выплат по контракту, в 7 раз превышающие плату ассистента мастера. Из совместных работ этого периода до наших дней дошли изображения евангелистов на сводах, фигуры святых и сцены житий святого первомученика Стефана и святого Лаврентия в капелле Николая V в Ватикане, а также фрески свода капеллы Сан-Брицио в соборе Орвието (1447).
От первых самостоятельных работ к творческому расцвету
Дальнейшее развитие стиля мастера (возрастали пластическая выразительность фигур и возможность их свободного пространственного размещения) связано с выполнением заказов францисканцев в Умбрии и Лацио. Образ святого Фортунато на южной стене церкви монастыря Сан-Фортунато в Монтефалько (сохранился фрагментарно), возможно, воспроизводит изображение с позднесредневековых доссале (Ahl. 1996. Р. 47), но благодаря пластической моделировке фигура выглядит монументальной. В той же церкви в 1450 г. в наружном люнете над порталом Беноццо написал образ Мадонны со святыми Франциском Ассизским и Бернардино Сиенским, в интерьере – фрагментарно сохранившуюся фреску «Мадонна с младенцем и ангелом» и отмеченный близостью к стилю Фра Анджелико алтарный образ «Мадонна делла Чинтола» (около 1450, Ватиканская пинакотека). В том же городе расписал хор сценами жития святого Франциска (программа разработана теологом Фра Якопо да Монтефалько) и капеллу Святого Иеронима в церкви Сан-Франческо (1452). Иконография росписей, в значительной степени вдохновлённая фресками Сан-Франческо в Ассизи, тем не менее отражает собственный подход художника к принципам религиозного нарратива, его стремление объединить размещённые среди архитектурных декораций и пейзажей житийные истории в целостное повествование.
К 1453 г. завершил цикл росписей на сюжеты жития блаженной Розы в монастыре кларисс в Витербо (уничтожены в результате перестройки монастыря в 1632).
В 1458 г. в сотрудничестве с художником Сальваторе да Валенсия расписывал прецессионные штандарты и церемониальные регалии для празднования интронизации папы Пия II Пикколомини. Cчитается также вероятным автором миниатюр в рукописи Пророчеств Иоахима Флорского (MS Harley 1340, 2-я четверть 15 в., Британская библиотека, Лондон).
Важную роль в творческой биографии мастера сыграл патронаж семейства Медичи. Одной из наиболее значительных работ Беноццо Гоццоли стал монументальный цикл «Шествие волхвов» (1459–1460), созданный в спроектированном Микелоццо ренессансном интерьере капеллы дворца Медичи на Виа Ларга во Флоренции (Палаццо Медичи-Риккарди). Над входом в капеллу Беноццо выполнил изображение агнца на престоле. Определившая убранство капеллы программа основывалась на космологических, литургических, неоплатонических, геральдических ассоциациях и исторических связях Медичи с флорентийским «Братством волхвов» при монастыре Сан-Марко, занимавшимся организацией публичных театрализованных празднеств в день Богоявления, а также с деятельностью семейства Медичи в период заключения Флорентийской унии 1439 г. В развёрнутом наподобие ковра на трёх стенах изображении многолюдной процессии, в окружении множества пейзажных и анималистических мотивов, представлены портреты знатных флорентийских граждан, близких Медичи правителей других итальянских городов и византийских участников Ферраро-Флорентийского собора. Относительно малое число портретов безоговорочно идентифицировано; основываясь на надписи OPUS BENOTII на головном уборе одного из персонажей, его считают автопортретом Беноццо (The Chapel of the Magi. 1994. P. 367). В алтарной части художник изобразил ангелов, обращённых в молитве к написанному Филиппо Липпи образу «Поклонение младенцу» (ныне в Уффици, Флоренция).
Роспись капеллы, использовавшейся как для молитв, так и для аудиенций, отражает дух придворной культуры Флоренции в середине 15 в. и характерные черты художественного стиля мастера, сочетающего новаторские достижения искусства кватроченто (естественность пропорций, ракурсы фигур, индивидуализация образов) с особенными качествами интернациональной готики: тяготение к детализированной повествовательности, стилизованный характер ландшафтных форм в пейзаже, яркие насыщенные краски, богатая орнаментация одежд. Цикл изображений в капелле стал наиболее грандиозным воплощением в искусстве Тосканы иконографии «Поклонения волхвов», ранее развитой в алтарных композициях («Поклонение волхвов» Дж. да Фабриано, созданный для капеллы Строцци в 1423 г., ныне в Уффици; «Поклонение волхвов» Дж. ди Паоло, около 1440–1445, Музей искусств, Кливленд, и др.), где основной евангельский сюжет дополнялся множеством отвлечённых деталей: разноликой толпой, караваном верблюдов, экзотическими хищниками, охотничьими и бытовыми мотивами и т. п.
В флорентийский период (1459–1463) исполнил также ряд заказов на алтарные образы. В 1461–1462 гг. расписал алтарь для зала собраний молодёжного братства Очищения Богородицы и Святого Зиновия в доминиканском монастыре Сан-Марко (Compagnia della Purificazione di Maria vergine e di san Zanobi, основано в 1427). Центральный образ – «Мадонна с младенцем, ангелами и святыми» (Национальная галерея, Лондон) – представляет собой сцену «Святого собеседования», иконографически близкую созданной ранее мастерской Фра Анджелико главной части алтаря Сан-Марко. Композиция из фигур на переднем плане строится по принципу симметрии, изображения Мадонны с младенцем на троне и коленопреклонённых святых следуют пирамидальной схеме, а условности золотых фонов предпочитается реалистично показанная среда: за украшенной золотыми узорами преградой позади фигур видны кроны деревьев на фоне небес. Фрагменты пределлы алтаря ныне разделены между разными музеями («Святой Зиновий воскрешает ребёнка», Государственные музеи, Берлин; «Святой Доминик, воскрешающий Наполеоне Орсини», Пинакотека Брера, Милан; «Пир Ирода и усекновение главы Иоанна Крестителя», Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Принесение во храм», Музей искусства, Филадельфия; «Святой апостол Пётр и Симон Волхв», Хэмптон-корт, Лондон). Также расписал панели пределлы для полиптиха (основная часть алтаря создана Липпо ди Бенивьени в 14 в.) в капелле Алессандри церкви Сан-Пьер-Маджоре («Святой Зиновий воскрешает ребёнка», «Святой апостол Пётр и Симон Волхв», «Обращение Савла», «Тотила перед святым Бенедиктом»; все – Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
В 1464–1467 гг. выполнил ряд работ в Сан-Джиминьяно: несколько запрестольных образов, включая главный алтарь церкви Сант-Андреа (Городской музей, Сан-Джиминьяно), фреску «Мученичество святого Себастьяна» в Колледжата (1466), поновление образа «Маэста» Липпо Мемми и росписи в Зале Совета, фреску «Распятие со святыми Иеронимом и Франциском с донатором» в Палаццо Комунале (последняя перенесена в Музей религиозного искусства Сан-Джиминьяно). Наиболее важным из заказов этого периода является роспись нефа (образ святого Себастьяна Заступника, 1464) и хора (единственный в искусстве Тосканы того времени подробный цикл житийной истории святого Августина, 1464–1465) в церкви Сант-Агостино. Патроном и составителем иконографической программы августинского цикла из 17 житийных эпизодов, расположенных в трёх регистрах на стенах хора, изображений евангелистов на своде и фигур святых в иллюзорных нишах на столбах выступил приор церкви Сант-Агостино Д. Страмби. Работы в Сан-Джиминьяно отражают черты зрелого стиля мастера, проявленные в укрупнении пластически моделированных фигур, большей выразительности поз и жестов, уравновешенности композиционной структуры сцен, последовательном использовании приёмов линейной перспективы.
В 1467 г. разработал схему украшения монументального табернакля для часовни приговорённых к смерти в Чертальдо (Il Tabernacolo dei Giustiziati), исполненного его помощниками.
Зрелый стиль и поздние работы
В зрелый период стоял во главе крупной мастерской. Последние годы жизни провёл в Пизе, Флоренции и Пистое. В 1468–1484 гг. на стенах северного коридора пизанского Кампосанто с помощью мастерской создал цикл из 26 фресок на ветхо- и новозаветные сюжеты (евангельская часть включала «Благовещение» и «Поклонение волхвов»), названный Вазари «поистине потрясающим произведением» в его наследии (Вазари. 2015. С. 297) (оригиналы большей частью утрачены в результате бомбардировки города союзными войсками в 1944). Предположительно, после изгнания Медичи (1494) провёл недолгое время во Флоренции (1495). Переехав в том же году в Пистою, где ранее обосновались его сыновья, продолжил активно работать: создал произведения крупных размеров в технике масляной живописи на холсте, среди которых «Воскрешение Лазаря» (середина 1490-х гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Снятие с креста» (1497, Музей Хорна, Флоренция).
Монументальную живопись Беноццо Гоццоли, составившую основной корпус его произведений, высоко оценивали современники. Мастер экспериментировал с техникой стенных росписей, обращаясь к темперным и масляным краскам. Использованные при работе над фресковыми изображениями декоративные мотивы «аль антика», рисунок, сделанный с одной из статуй группы Диоскуров (Британский музей, Лондон) и листы из альбома рисунков мастерской Беноццо Гоццоли (Музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам) свидетельствуют об интересе художника и его круга к штудиям памятников античного искусства, а характер надписей, включённых в живописные произведения, – о его знакомстве с латынью.
В 2009 г. в г. Кастельфьорентино, в специально спроектированном архитектором М. Мариани здании, открылся музей, собравший несколько снятых со стен в 1965–1970 гг. фресок и синопий Беноццо Гоццоли, в том числе росписи табернаклей «Мадонна делла Тоссе» (1484) и «Встреча Марии и Елизаветы» (1491).