Беноццо Гоццоли
Бено́ццо Го́ццоли (Benozzo Gozzoli; настоящее имя Беноццо ди Лезе ди Сандро, Benozzo di Lese di Sandro; также Беноццо да Фиренце, Benozzo da Firenze) (около 1420, Флоренция – 4.10.1497, Пистоя), итальянский живописец Раннего Возрождения, мастер флорентийской школы.
Прозвище Гоццоли появилось в сочетании с именем художника во 2-м издании книги «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Дж. Вазари (1568). Сведения о полученном в 1430-х гг. начальном художественном обучении отсутствуют. Возможно, ранний опыт Беноццо был связан с мастерской ювелиров или же художников, специализировавшихся на декоративной живописи. Первый документированный заказ (пелена с изображением Вознесения Христа, утрачена) исполнил в 1439 г. Некоторые исследователи считают первой из известных живописных работ художника фрагмент картины на сюжет «Похищение Елены» (предположительно часть лицевой доски сундука – кассоне, 1437–1439, Национальная галерея, Лондон; атрибуция музея предполагает авторство Дзаноби Строцци и более позднюю датировку: около 1450–1455) (Ahl. 1996. Р. 8, 226–227).
Период становления и сотрудничество с крупными мастерами Раннего Возрождения
Традиционно предполагалось, что Беноццо участвовал в качестве помощника Фра Анджелико в создании большого алтаря (между 1438 и 1443, центральная часть – музей Сан-Марко, Флоренция) и фресок в кельях и коридорах дормитория монастыря Сан-Марко (1440–1445), однако этот факт в 21 в. является предметом дискуссий (Benozzo Gozzoli. 2002. P. 41–42). Несомненно, однако, что знакомство с произведениями Фра Анджелико стало важнейшим фактором в формировании индивидуального стиля мастера, образного строя его работ и колористических предпочтений. 24 января 1444 г. Беноццо подписал договор о сотрудничестве с мастерской Лоренцо и Витторио Гиберти, где в течение трёх лет участвовал в работах по созданию бронзовых восточных дверей для флорентийского баптистерия Сан-Джованни (т. н. Райские врата). Влияние Лоренцо Гиберти проявилось в последующих произведениях Беноццо Гоццоли в композиционных решениях многофигурных сцен, организации их архитектурного окружения, трактовке фигур. Стиль Гоццоли на разных этапах также отразил влияние Доменико Венециано, Филиппо Липпи, Пьеро делла Франчески, Пезеллино.
В работах 1446–1450-х гг. Беноццо выступал в качестве главного партнёра Фра Анджелико, о чём свидетельствуют суммы выплат по контракту, в 7 раз превышающие плату ассистента мастера. Из совместных работ этого периода до наших дней дошли изображения евангелистов на сводах, фигуры святых и сцены житий святого первомученика Стефана и святого Лаврентия в капелле Николая V в Ватикане, а также фрески свода капеллы Сан-Брицио в соборе Орвието (1447).
От первых самостоятельных работ к творческому расцвету
Дальнейшее развитие стиля мастера (возрастали пластическая выразительность фигур и возможность их свободного пространственного размещения) связано с выполнением заказов францисканцев в Умбрии и Лацио. Беноццо Гоццоли. Мадонна со святыми Франциском Ассизским и Бернардино Сиенским. Фреска наружного люнета церкви монастыря Сан-Фортунато в Монтефалько. 1450.Образ святого Фортунато на южной стене церкви монастыря Сан-Фортунато в Монтефалько (сохранился фрагментарно), возможно, воспроизводит изображение с позднесредневековых доссале (Ahl. 1996. Р. 47), но благодаря пластической моделировке фигура выглядит монументальной. В той же церкви в 1450 г. в наружном люнете над порталом Беноццо написал образ Мадонны со святыми Франциском Ассизским и Бернардино Сиенским, в интерьере – фрагментарно сохранившуюся фреску «Мадонна с младенцем и ангелом» и отмеченный близостью к стилю Фра Анджелико алтарный образ «Мадонна делла Чинтола» (около 1450, Ватиканская пинакотека).
Беноццо Гоццоли. Мадонна делла Чинтола. Ок. 1450.
Ватиканская пинакотека.В том же городе расписал хор сценами жития святого Франциска (программа разработана теологом Фра Якопо да Монтефалько) и капеллу Святого Иеронима в церкви Сан-Франческо (1452). Иконография росписей, в значительной степени вдохновлённая фресками Сан-Франческо в Ассизи, тем не менее отражает собственный подход художника к принципам религиозного нарратива, его стремление объединить размещённые среди архитектурных декораций и пейзажей житийные истории в целостное повествование.
К 1453 г. завершил цикл росписей на сюжеты жития блаженной Розы в монастыре кларисс в Витербо (уничтожены в результате перестройки монастыря в 1632).
В 1458 г. в сотрудничестве с художником Сальваторе да Валенсия расписывал прецессионные штандарты и церемониальные регалии для празднования интронизации папы Пия II Пикколомини. Cчитается также вероятным автором миниатюр в рукописи Пророчеств Иоахима Флорского (MS Harley 1340, 2-я четверть 15 в., Британская библиотека, Лондон).Беноццо Гоццоли. Святой Иероним вынимает у льва занозу. Фреска капеллы Святого Иеронима в церкви Сан-Франческо. 1452.
Важную роль в творческой биографии мастера сыграл патронаж семейства Медичи. Одной из наиболее значительных работ Беноццо Гоццоли стал монументальный цикл «Шествие волхвов» (1459–1460), созданный в спроектированном Микелоццо ренессансном интерьере капеллы дворца Медичи на Виа Ларга во Флоренции (Палаццо Медичи-Риккарди). Над входом в капеллу Беноццо выполнил изображение агнца на престоле. Определившая убранство капеллы программа основывалась на космологических, литургических, неоплатонических, геральдических ассоциациях и исторических связях Медичи с флорентийским «Братством волхвов» при монастыре Сан-Марко, занимавшимся организацией публичных театрализованных празднеств в день Богоявления, а также с деятельностью семейства Медичи в период заключения Флорентийской унии 1439 г. В развёрнутом наподобие ковра на трёх стенах изображении многолюдной процессии, в окружении множества пейзажных и анималистических мотивов, представлены портреты знатных флорентийских граждан, близких Медичи правителей других итальянских городов и византийских участников Ферраро-Флорентийского собора. Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов. Фреска Капеллы волхвов в Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции. 1459.Относительно малое число портретов безоговорочно идентифицировано; основываясь на надписи OPUS BENOTII на головном уборе одного из персонажей, его считают автопортретом Беноццо (The Chapel of the Magi. 1994. P. 367). В алтарной части художник изобразил ангелов, обращённых в молитве к написанному Филиппо Липпи образу «Поклонение младенцу» (ныне в Уффици, Флоренция).
Роспись капеллы, использовавшейся как для молитв, так и для аудиенций, отражает дух придворной культуры Флоренции в середине 15 в. и характерные черты художественного стиля мастера, сочетающего новаторские достижения искусства кватроченто (естественность пропорций, ракурсы фигур, индивидуализация образов) с особенными качествами интернациональной готики: тяготение к детализированной повествовательности, стилизованный характер ландшафтных форм в пейзаже, яркие насыщенные краски, богатая орнаментация одежд. Цикл изображений в капелле стал наиболее грандиозным воплощением в искусстве Тосканы иконографии «Поклонения волхвов», ранее развитой в алтарных композициях («Поклонение волхвов» Дж. да Фабриано, созданный для капеллы Строцци в 1423 г., ныне в Уффици; «Поклонение волхвов» Дж. ди Паоло, около 1440–1445, Музей искусств, Кливленд, и др.), где основной евангельский сюжет дополнялся множеством отвлечённых деталей: разноликой толпой, караваном верблюдов, экзотическими хищниками, охотничьими и бытовыми мотивами и т. п.
В флорентийский период (1459–1463) исполнил также ряд заказов на алтарные образы. В 1461–1462 гг. расписал алтарь для зала собраний молодёжного братства Очищения Богородицы и Святого Зиновия в доминиканском монастыре Сан-Марко (Compagnia della Purificazione di Maria vergine e di san Zanobi, основано в 1427). Беноццо Гоццоли. Мадонна с Младенцем, ангелами и святыми. 1461–1462.
Национальная галерея, Лондон.Центральный образ – «Мадонна с младенцем, ангелами и святыми» (Национальная галерея, Лондон) – представляет собой сцену «Святого собеседования», иконографически близкую созданной ранее мастерской Фра Анджелико главной части алтаря Сан-Марко. Композиция из фигур на переднем плане строится по принципу симметрии, изображения Мадонны с младенцем на троне и коленопреклонённых святых следуют пирамидальной схеме, а условности золотых фонов предпочитается реалистично показанная среда: за украшенной золотыми узорами преградой позади фигур видны кроны деревьев на фоне небес. Фрагменты пределлы алтаря ныне разделены между разными музеями («Святой Зиновий воскрешает ребёнка», Государственные музеи, Берлин; «Святой Доминик, воскрешающий Наполеоне Орсини», Пинакотека Брера, Милан;
Беноццо Гоццоли. Святой Зиновий воскрешает ребёнка. Роспись панели пределлы для полиптиха в капелле Алессандри церкви Сан-Пьер-Маджоре.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.«Пир Ирода и усекновение главы Иоанна Крестителя», Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Принесение во храм», Музей искусства, Филадельфия; «Святой апостол Пётр и Симон Волхв», Хэмптон-корт, Лондон). Также расписал панели пределлы для полиптиха (основная часть алтаря создана Липпо ди Бенивьени в 14 в.) в капелле Алессандри церкви Сан-Пьер-Маджоре («Святой Зиновий воскрешает ребёнка», «Святой апостол Пётр и Симон Волхв», «Обращение Савла», «Тотила перед святым Бенедиктом»; все – Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
В 1464–1467 гг. выполнил ряд работ в Сан-Джиминьяно: несколько запрестольных образов, включая главный алтарь церкви Сант-Андреа (Городской музей, Сан-Джиминьяно), фреску «Мученичество святого Себастьяна» в Колледжата (1466), поновление образа «Маэста» Липпо Мемми и росписи в Зале Совета, фреску «Распятие со святыми Иеронимом и Франциском с донатором» в Палаццо Комунале (последняя перенесена в Музей религиозного искусства Сан-Джиминьяно). Наиболее важным из заказов этого периода является роспись нефа (образ святого Себастьяна Заступника, 1464) и хора (единственный в искусстве Тосканы того времени подробный цикл житийной истории святого Августина, 1464–1465) в церкви Сант-Агостино. Беноццо Гоццоли. Святой Августин прибывает в Медиолан. Фрагмент фрескового цикла о житии святого Августина в хоре церкви Сант-Агостино в Сан-Джиминьяно. 1464–1465.Патроном и составителем иконографической программы августинского цикла из 17 житийных эпизодов, расположенных в трёх регистрах на стенах хора, изображений евангелистов на своде и фигур святых в иллюзорных нишах на столбах выступил приор церкви Сант-Агостино Д. Страмби. Работы в Сан-Джиминьяно отражают черты зрелого стиля мастера, проявленные в укрупнении пластически моделированных фигур, большей выразительности поз и жестов, уравновешенности композиционной структуры сцен, последовательном использовании приёмов линейной перспективы.
В 1467 г. разработал схему украшения монументального табернакля для часовни приговорённых к смерти в Чертальдо (Il Tabernacolo dei Giustiziati), исполненного его помощниками.
Зрелый стиль и поздние работы
В зрелый период стоял во главе крупной мастерской. Последние годы жизни провёл в Пизе, Флоренции и Пистое. В 1468–1484 гг. на стенах северного коридора пизанского Кампосанто с помощью мастерской создал цикл из 26 фресок на ветхо- и новозаветные сюжеты (евангельская часть включала «Благовещение» и «Поклонение волхвов»), названный Вазари «поистине потрясающим произведением» в его наследии (Вазари. 2015. С. 297) (оригиналы большей частью утрачены в результате бомбардировки города союзными войсками в 1944). Предположительно, после изгнания Медичи (1494) провёл недолгое время во Флоренции (1495). Переехав в том же году в Пистою, где ранее обосновались его сыновья, продолжил активно работать: создал произведения крупных размеров в технике масляной живописи на холсте, среди которых «Воскрешение Лазаря» (середина 1490-х гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Снятие с креста» (1497, Музей Хорна, Флоренция).
Монументальную живопись Беноццо Гоццоли, составившую основной корпус его произведений, высоко оценивали современники. Мастер экспериментировал с техникой стенных росписей, обращаясь к темперным и масляным краскам. Использованные при работе над фресковыми изображениями декоративные мотивы «аль антика», рисунок, сделанный с одной из статуй группы Диоскуров (Британский музей, Лондон) и листы из альбома рисунков мастерской Беноццо Гоццоли (Музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам) свидетельствуют об интересе художника и его круга к штудиям памятников античного искусства, а характер надписей, включённых в живописные произведения, – о его знакомстве с латынью.
В 2009 г. в г. Кастельфьорентино, в специально спроектированном архитектором М. Мариани здании, открылся музей, собравший несколько снятых со стен в 1965–1970 гг. фресок и синопий Беноццо Гоццоли, в том числе росписи табернаклей «Мадонна делла Тоссе» (1484) и «Встреча Марии и Елизаветы» (1491).