Маркионизм
Маркиони́зм (маркионитство), в христианстве еретическое течение гностического происхождения 2–5 вв.; в его основе лежало противопоставление Бога-Творца, о котором говорится в Ветхом Завете, некоему «верховному» «благому» богу. Название течения – по имени его основателя Маркиона (2 в.). Источниками сведений о Маркионе и маркионизме являются полемические богословские трактаты Иустина Философа, Тертуллиана, Иринея Лионского, Оригена, Евсевия Кесарийского, Епифания Кипрского, Ефрема Сирина и др. О Маркионе известно, что он происходил из г. Синоп (Малая Азия), был учеником сирийского гностика Кердона. Около 140 г. прибыл в Рим, где создал религиозную общину (в отличие от других гностиков, основывавших школы). По некоторым сведениям, был отлучён от Церкви собственно отцом-епископом. Свои воззрения Маркион изложил в сочинении «Антитезы» (не сохранилось), которое представляло собой противопоставления различных положений о Боге в Ветхом и Новом Заветах.
Согласно Маркиону, существует «непознаваемый» «верховный» бог, о котором как о Своём отце говорит в Новом Завете Иисус Христос; этот бог не тождествен «иудейскому» богу Ветхого Завета. «Верховный» бог – благой, любящий и милостивый. Бог Ветхого Завета подчинён «верховному» богу, он – лишь творец и владыка материального мира (демиург), поэтому он ограничен, не способен постичь ничего за пределами себя и своего мира, руководствуется законом, зол, ревнив и мстителен. Понимая Ветхий Завет как творение злого бога, упразднённое Новым Заветом, Маркион отвергал ветхозаветный закон, оспаривал иудейское учение о Мессии, в целом занимал резко антииудейскую позицию. Вероятно, он одним из первых предпринял попытку составления канона священных книг Нового Завета, признавая только Евангелие от Луки, Деяния апостолов и лишь 10 Посланий апостола Павла как единственного апостола, понявшего и сохранившего учение Христа. Однако и эти книги Маркион редактировал, считая некоторые части позднейшими иудейскими вставками. Последующие представители маркионизма наряду с «верховным» богом и демиургом различали третье, низшее, начало бытия – материю. Она – носительница зла, однако зло материи проявляется опосредованно, через демиурга. Из учения Маркиона выводится крайний онтологический дуализм в антропологии – противопоставление духа и плоти. В маркионизме противопоставляются также судьба и свобода, закон и благодать (последнее – в более радикальной форме, чем у апостола Павла). В христологии маркиониты стояли преимущественно на позициях докетизма: Христос не рождён во плоти, его телесность была только видимостью; Маркион отрицал крещение Христа. Дуалистичны и сотериологические воззрения маркионитов: спасутся только души людей, но не тела; основа спасения – отречение от всего мирского и плотского (считается, что Маркион был приверженцем крайнего аскетизма; отвергал брак). Из отрицания Ветхого Завета как творения злого демиурга в маркионизме развилось представление о том, что ветхозаветные праведники не обретут спасения, тогда как отрицательные персонажи Ветхого Завета, начиная с Каина, спасутся.
До 4 в. маркионизм был распространён в Малой Азии, Сирии, Армении, к 5 в. распространился по всей Римской империи, достигнув наибольшего расцвета. В 6–7 вв. маркионизм предположительно слился с манихейством, возможно, послужил основой для ереси павликиан.