Триптих
Три́птих (от греч. τρίπτυχος – тройной, втрое сложенный), произведение изобразительного искусства, состоящее из трёх частей; вариант полиптиха.
В традиционном понимании триптих – трёхчастный складень или алтарь со скульптурными или живописными изображениями, включающий центральную, как правило наибольшую по размеру и главную в смысловом отношении, часть и две боковые створки, подвижные или неподвижные. Поворотные створки имели изображение с обеих сторон, обеспечивая таким образом художественное оформление складня в закрытом и открытом виде.
Триптих типичен для христианского искусства. Так, в Византии эта конструкция активно использовалась в небольших рельефных складнях из слоновой кости («Триптих Арбавиля», 940–960, Лувр, Париж). Особенное распространение такие произведения приобрели в западноевропейском искусстве 14 – начала 17 вв. как алтарные образы, часто значительных размеров. Форма имела не только символическое значение, своим абрисом напоминая портал христианского храма, но и практическое: центральная часть акцентировала главное событие, тогда как второстепенные персонажи и донаторы размещались на боковых крыльях («Мадонна с Младенцем, святыми Домиником и Хрисией Римской» Дуччо ди Буонинсенья, около 1312–1315, Национальная галерея, Лондон; «Алтарь Портинари» Х. ван дер Гуса, около 1477–1478, Уффици, Флоренция; «Алтарь Паумгартнеров» А. Дюрера, около 1500, Старая пинакотека, Мюнхен; «Воздвижение креста» П. П. Рубенса, 1610–1611, собор Богоматери, Антверпен). Триптихи могли быть дополнены пределлой, расположенной под центральной панелью, или венчающими конструкцию фронтонами, превращаясь таким образом в полиптихи. Небольшие по размеру складни были переносными («Богоматерь с Младенцем, святой Екатериной, архангелом Михаилом и донатором» Я. ван Эйка, 1437, Дрезденская картинная галерея).
В Италии в Средние века, в эпоху Проторенессанса и раннего кватроченто предпочитали алтари с неподвижными створками, представлявшие собой трёхчастную картину в готическом архитектурном обрамлении. По монастырским заказам выполнялись двусторонние произведения («Триптих Стефанески» Джотто и мастерская, около 1320, Ватиканские музеи); изображение на их обороте могло быть видно только клиру и монашескому хору. Со 2-й половины 15 в., после возникновения иконографического типа «святое собеседование», позволившего объединить всех членов сакрального действа в единой, построенной с учётом строгой иерархии композиции, триптихи использовались реже. Очевидно под влиянием заальпийского искусства в северных областях Италии встречались образцы религиозных произведений, в которых символическая трёхчастная форма фактически преобразовывалась в декоративную алтарную раму: «Распятие» Перуджино (Голицынский триптих; около 1485, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
В странах Западной и Восточной Европы триптих получил более широкое распространение. В ряде случаев «прочтению» изображённых на нём сюжетов была свойственна динамика: повествование велось слева направо («Алтарь святой Колумбы» Рогира ван дер Вейдена, около 1455, Старая пинакотека, Мюнхен: слева направо – «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Принесение во храм») или же неординарный иконографический извод создавал символические параллели между сценами на лицевой и оборотной сторонах (Моденский триптих Эль Греко, 1567–1568, Галерея Эсте, Модена). Триптих символически являл собой образ мира, потому центральная створка представляла землю, левая – Рай, правая – ад («Страшный суд» Х. Мемлинга, 1467–1473, Национальный музей, Гданьск; «Воз сена» И. Босха, 1512–1515, Прадо, Мадрид). В свою очередь, под влиянием итальянского Возрождения на протяжении 15 в. в нидерландском искусстве стала очевидной тенденция к объединению самостоятельных композиций каждой части в единую для всего триптиха («Поклонение волхвов» И. Босха, около 1494, Прадо). Сохранились произведения, имевшие не столько религиозное, сколько морально-аллегорическое значение («Триптих земного тщеславия и божественного спасения» Х. Мемлинга, около 1485, Музей изящных искусств, Страсбур). Трёхчастная композиция характерна в Европе и для церковных витражей.
Форма триптиха встречается в искусстве ислама («Триптих с "Хилья-и-Шариф"», 12–18 вв., Музей цивилизаций, Рим), среди традиционных буддийских алтарей, в даосизме («Даосские божества земли, неба и воды», 1-я половина 12 в., Музей изящных искусств, Бостон).
С 19 в. на Западе модель триптиха использовалась преимущественно в светском искусстве. Она редко имела вид складня или цельной конструкции («Большой город» О. Дикса, 1927–1928, Музей искусств, Штутгарт), чаще представляя собой произведение живописи, графики или скульптуры (рельеф) из трёх самостоятельных частей, объединённых общей темой и композиционным замыслом («Большой зоологический сад» А. Макке, 1913, Музей «Оствалль», Дортмунд). Она могла служить экспериментальным полем для живописцев: на широкой доске Х. фон Маре создал иллюзорное изображение декоративно оформленной стены с цоколем-основанием, на фоне которого представил фонтан и группы путти, а на отдельном пространстве выше разместил состоящую из 3 компонентов композицию «Геспериды» (1885–1887, Новая пинакотека, Мюнхен). Происхождение триптиха позволяло художникам использовать аллюзии на религиозные идеи, в том числе и при изображении современных им исторических событий: «Война» О. Дикса (1929–1931, Альбертинум, Дрезден), «Отплытие» М. Бекмана (1932–1935, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Александр Невский» П. Д. Корина (1942–1943, Третьяковская галерея, Москва) «Три этюда фигур у подножия Распятия» Ф. Бэкона (1944, Галерея Тейт, Лондон), «Прометей» О. Кокошки (1950, Институт Курто, Лондон), триптихи М. Ротко в «Часовне Ротко» (1964–1967, Хьюстон).
Трёхчастная композиция распространена в светском китайском и японском искусстве («Чашингура» Утагавы Хиросигэ, 1835; «Снег, луна, цветы» Утагавы Куниёси, 1849–1851; оба – цветная ксилография).
Форму триптиха во 2-й половине 20 – 21 вв. художники используют для создания арт-объектов – «Триптих № 14. Автопортрет (Памяти отца)» В. Б. Янкилевского (1987, Русский музей, Санкт-Петербург); к ней обращаются в произведениях фотоискусства, стрит-арта (Бэнкси).