Арианство
Ариа́нство, религиозное учение, появившееся в Александрии в период между 315–320 гг., связанное с именем пресвитера Ария (256–336); было осуждено 1-м Вселенским собором (325) христианской Церкви как ересь.
По учению Ария, Бог есть совершенное единство, самозамкнутая монада; эта божественная монада есть Бог Отец. Всё иное чуждо Богу по сущности, имеет иную, собственную сущность. Завершённость божественного бытия исключает всякую возможность того, чтобы Бог сообщил или уделил свою сущность кому-либо другому. Поэтому Слово, или Сын Божий, как ипостась, как действительно сущий, всецело чужероден и не подобен Отцу. Он получает своё бытие от Отца и по воле Отца, как и прочие творения,– приходит в бытие как посредник в творении, ради создания мира. Поэтому есть как бы некий «промежуток» между Отцом и Сыном,– Сын не совечен Отцу. Иначе, утверждал Арий, оказалось бы два «безначальных», т. е. «два начала»,– истина единобожия была бы отвергнута. Иными словами, было, когда не было Сына. Не было и стал – пришёл в бытие, возник. Это значит, что Сын – «из не-сущих» (ἐξ οὐϰ ὄντων). Он есть тварь, т. е. нечто происшедшее. И потому имеет «изменяемую» природу, как и всё происшедшее. Божественная слава сообщается ему извне, по благодати, по предве́дению будущего – сразу и наперёд.
Арианство в сущности является отрицанием Троичности Бога. Троичность, по Арию, есть нечто производное: она возникает, разделена «временны́ми промежутками», её ипостаси друг другу не подобны и не совечны. Это – союз трёх неподобных существ. Арий был строгим монотеистом. Для него Троица не есть единый Бог. Единый и единственный Бог – Отец; Сын и Дух суть высшие и первородные твари, посредники в миротворении. Всё богословие Ария связано с проблемой времени и с вопросом о творении, о возникновении мира. Творение есть именно возникновение. То тварно, что возникло, что существует не от себя и не через себя, но от другого,– чего не было прежде, чем стало быть. И потому «рождение» для Ария неотделимо от «творения» – и то и другое есть возникновение. Он признавал Сына Богом, но Богом усыновлённым, обожествлённым только причастием благодати.
Арианство лишало христианское учение его абсолютного характера, ибо если, по выражению святителя Афанасия Великого, главного борца против арианства, Спаситель мира есть существо, происшедшее из ничего, то и сообщённая им людям истина не может быть непреложной, а Евангелие – вечным. Основная идея арианства, идея единого высшего существа, сближала его с античной философией, а учение о Сыне Божием как полубоге роднило его с языческим представлением о богах.