#Направления в архитектуре 1-й половины 20 века
Направления в архитектуре 1-й половины 20 века
Тег

Направления в архитектуре 1-й половины 20 века

Направления в архитектуре 1-й половины 20 века
Найденo 8 статей
 Здание Военной академии имени М. В. Фрунзе. 1932–1937. Архитекторы Лев Руднев, Владимир Мунц
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуреНаправления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Постконструктивизм
Постконструктиви́зм, основной стиль советской архитектуры середины 1930-х гг. Термин предложен историком искусства С. О. Хан-Магомедовым в 1980-е гг. (Khan-Magomedov S. O. Pioniere der sowjetischen Architektur. Dresden, 1983). Название связано с проведением с 1932 г. государственной политики по переходу от конструктивизма и советского архитектурного авангарда в целом к неоклассицизму, с установкой на освоение классического наследия и на метод социалистического реализма в архитектуре. Стиль характеризуется сохранением отдельных принципов и методов проектирования, основанных на свободном формообразовании, характерном для архитектуры авангарда, открытости функциональной структуры здания при смещении акцентов на его внешнюю декоративную оболочку, особой тяжеловесной монументальностью, кубическими формами, экспериментами с архитектурным ордером, использованием отдельных элементов классического зодчества (фронтонов, арок, антаблементов и др.) и скульптуры. Стиль распространился по всему Советскому Союзу, его создателями и крупнейшими представителями стали бывшие авангардисты, сохранившие аналитический метод проектирования (Г. Б. Бархин, М. О. Барщ, А. К. Буров, А. А. Веснин, В. А. Веснин, И. А. Голосов, М. Я. Гинзбург, Н. Д. Колли, И. И. Леонидов, К. С. Мельников, И. С. Николаев, Н. А. Троцкий и др.), а также сторонники неоклассицизма (В. Г. Гельфрейх, Б. М. Иофан, И. Г. Лангбард, А. Я. Лангман, Л. В. Руднев, И. А. Фомин, В. А. Щуко и др.).
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Северный модерн
Се́верный моде́рн, направление в архитектуре стиля модерн. Было распространено в конце 19 – начале 20 в. в странах Скандинавии, в Российской империи – в Санкт-Петербурге, Великом княжестве Финляндском и в прибалтийских губерниях. Термин возник в русской художественной критике того времени, в зарубежной литературе используется термин «национальный романтизм». Импульс к широкому распространению северного модерна дала Всемирная выставка 1900 г. в Париже, на которой особое внимание зрителей привлёк павильон Финляндии (архитекторы Элиель Сааринен, Г. Гезеллиус, Армас Линдгрен). Видными архитекторами северного модерна также были Л. Сонк (Финляндия), Ф. Боберг и Р. Эстберг (Швеция), О. Нордхаген (Дания). Появлению северного модерна в России способствовало усиление в конце 19 в. экономических и художественных связей со Швецией, развитие северных регионов империи (территория современной Финляндии). Среди сооружений стиля модерн постройки северного модерна выделяются применением мотивов классицистической архитектуры, композиционных приёмов и декора, взятых из средневекового зодчества Северной Европы; более строгими и лаконичными композиционными и декоративными решениями; сдержанной колористической гаммой фасадов с преобладанием холодных цветов и монохромных сочетаний; частым использованием каменной облицовки (гранит, известняк, песчаник), отделочного кирпича и цементной штукатурки (нередко рельефной, подчёркнуто грубо обработанной) на фасадах. Наиболее известные отечественные представители северного модерна – А. Ф. Бубырь, Н. В. Васильев, Ф. И. Лидваль.
Онне Тарьяне. Финский национальный театр, Хельсинки. 1902
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Неоклассицизм (в искусстве)
Неоклассици́зм, стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, опирающийся на образцы искусства и архитектуры Древней Греции и Древнего Рима, а также на наследие Возрождения и классицизма 17 в. В зарубежной историографии так называется классическое направление в архитектуре и искусстве последней трети 18 – 1-й трети 19 вв. (в отличие от классицизма 17 в.), а также последующие волны обращения к классическим идеалам. В отечественной традиции термин «неоклассицизм» относится в первую очередь к направлению в архитектуре и изобразительном искусстве конца 1900-х – 1910-х гг., а также 1920-х и 1930-х – 1950-х гг., хотя в последнее время наблюдается тенденция перехода к международной терминологии. Для архитектуры неоклассицизма характерно использование форм и принципов классических ордеров, чёткой, как правило, симметричной композиции, ясно читаемого силуэта и пространства, использование античных декоративных форм, а также стремление к созданию градостроительных ансамблей; изобразительное искусство отличает выраженная идеализация натуры на основе античных прототипов, повышенное внимание к линии и силуэту, сдержанная трактовка деталей.
Рельефы на фасаде здания Азовско-Донского банка, Санкт-Петербург. 1908–1913. Архитектор Фёдор Лидваль. Скульптор Василий Кузнецов
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Рациональный модерн
Рациона́льный моде́рн, архитектурное направление стиля модерн, в котором ключевую роль играет выявленная конструктивная основа здания, преобладают лаконичные геометрические формы, нерасчленённые плоскости. Для построек характерен сдержанный декор, порой они близки к неоклассицизму. Рациональный модерн возник в конце 19 в.: ему родственны стиль Глазго и работы австрийских мастеров той эпохи. К 1910-м гг. он стал одним из источников архитектуры модернизма. Примечателен российский рациональный модерн (доходные дома и конторские здания Ф. О. Шехтеля, А. В. Кузнецова, В. К. Олтаржевского и др.).
Дом Северного страхового общества, Москва. 1909–1911. Архитекторы: Вя­че­слав Олтаржевский, Иван Рерберг
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Модернизм (в архитектуре)
Модерни́зм, в архитектуре – совокупность явлений, возникших под влиянием идей художественного модернизма в 1910–1920-х гг., прежде всего – экспериментов беспредметного искусства (в первую очередь кубизма). Отличительные черты архитектурного модернизма: разрыв с исторической традицией, отказ от декора и переход к сугубо экспериментальному, новаторскому формообразованию, выявляющему функциональную и конструктивную основу сооружения. Ранние постройки датируются преимущественно серединой 1920-х гг., как архитектурная идеология модернизм получил глобальное распространение в послевоенные десятилетия, но уже в 1960-х гг. его начали критиковать за жёсткость концепций и оторванность от реальной жизни; альтернативой ему стали брутализм, постмодернизм, метаболизм и др.
Зда­ние «Сиг­рем бил­динг», Нью-Йорк. 1956–1958. Архитекторы Людвиг Мис ван дер Роэ, Филип Джонсон
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Неорусский стиль
Неору́сский стиль, направление в русской архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве конца 19 – начала 20 вв. в рамках стиля модерн, основанное на свободной интерпретации мотивов древнерусского искусства. Возник в Абрамцевском художественном кружке. В отличие от русского стиля, ориентированного на образцы 16–17 вв. («царского периода»), опирался на более широкий круг прообразов, включивший домонгольское зодчество, а также деревянную архитектуру Русского Севера. Отличался и метод работы с формальными источниками, которые не цитировались и не копировались буквально, а использовались как стимул для создания вполне самостоятельных форм: «русскими» оказывались не детали архитектуры, а образы – подчёркнуто театрализованные, эпические, а подчас гротескные и гипертрофированные. До 1917 г. в неорусском стиле систематически работали А. В. Щусев, В. А. Покровский, И. Е. Бондаренко, А. П. Аплаксин и др. После 1917 г. продолжил бытование в церковном строительстве русской эмиграции.
Алексей Щусев. Собор Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители. 1908–1912
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Новое строительство
Но́вое строи́тельство, новое зодчество (нем. Neues Bauen), направление в архитектуре Германии 1920-х – начала 1930-х гг. Принадлежит к явлениями международного модернизма. Мастера нового строительства (Б. Таут, В. Гропиус, Х. Шарун, Л. Мис ван дер Роэ и др.) не придерживались идентичных взглядов, но их объединял отход от традиционной архитектуры. Многие из них проявили себя в проектах массового жилья. Эти постройки, как правило, отличались простыми объёмами, плоскими крышами, почти полным отсутствием декоративных элементов за исключением порой многоцветного колорита. Разрабатывавшиеся с целью решения острых социальных проблем, такие проекты принадлежат к кругу «архитектурных утопий».
Искусство