Тег

Направления и стили в русле историзма

Направления и стили в русле историзма
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Русско-византийский стиль
Ру́сско-византи́йский стиль, один из исторических стилей в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве 1-й половины – середины 19 в. Основан на интерпретации форм византийского и древнерусского зодчества. Сумма знаний об этих традициях в тот период была, однако, невелика, поэтому фактически происходила «русификация» классицизма. Ранние примеры русско-византийского стиля содержатся в творчестве В. П. Стасова, но наибольшее развитие он получил благодаря деятельности К. А. Тона, который, пользуясь поддержкой императора Николая I, возвёл имевшие государственное значение храм Христа Спасителя в Москве, Большой Кремлёвский дворец в Московском Кремле и другие постройки и издал альбомы образцовых проектов. К русско-византийскому стилю могут быть отнесены некоторые постройки и проекты А. И. Штакеншнейдера, Ф. Ф. Рихтера, М. А. Щурупова и др.
Церковь Святого Александра Невского в Потсдаме. 1826–1829. Архитектор Карл Шинкель по проекту Василия Стасова
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Русский стиль
Ру́сский стиль, один из исторических стилей в архитектуре и искусстве преимущественно 2-й половины 19 в. Сложился в рамках придворного заказа в 1820–1830-х гг., с 1850-х гг. применялся в церковном зодчестве, с 1870-х гг. – в строительстве выставочных павильонов. Идейно-художественная программа русского стиля на этапе его высшего развития в 1880–1890-е гг. тесно связана с политикой императора Александра III, в царствование которого он фактически стал официальным стилем государственного заказа (начиная с конкурса на проект храма-памятника Спаса на Крови в Санкт-Петербурге в 1881–1882). Значительные произведения в русском стиле, опиравшемся в том числе на «узорочный» характер церковного зодчества 17 в., создали А. М. Горностаев, В. А. Косяков, А. А. Парланд, А. Н. Померанцев, М. Т. Преображенский, Н. В. Султанов, В. О. Шервуд и др. На рубеже 19–20 вв. был в основном вытеснен неорусским стилем.
Дмитрий Чичагов. Здание Городской думы (ныне Музей Отечественной войны 1812 года), Москва. 1890–1892
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Неовизантийский стиль
Неовизанти́йский стиль, один из исторических стилей, основанный на использовании мотивов архитектуры и декоративно-прикладного искусства раннехристианского Рима и стран христианского Востока (Византии, Грузии, Армении и др.). Воплотился преимущественно в культовом зодчестве середины 19 – 1-й половины 20 вв. В Западной Европе выразил стремление к первозданной чистоте христианства, принимая форму подражания ранневизантийским и отчасти романским базиликам. В архитектуре балканских стран играл роль стиля национально-романтического возрождения. В России содержал политические коннотации, связанные с идеей возрождения Византийской империи, и начиная с 1860–1870-х гг. стал официальным стилем, ориентированным на храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле), формы которого ассоциировались с духом православной державности. Постройки в неовизантийском стиле есть среди работ Д. И. Гримма, В. А. Косякова, Г. А. Косякова, Н. Н. Никонова, А. Н. Померанцева и др.
Михаил Прозоров. Знаменская церковь, Вильнюс (Литва). 1899–1903
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
«Швейцарский стиль»
«Швейца́рский стиль», стиль деревянной архитектуры в Центральной Европе и Скандинавии преимущественно 2-й половины 19 в. (в Норвегии оставался востребованным до 1930-х гг.), направление историзма. Основа стиля – народная архитектура Альпийского региона (поэтому его также называют «стилем шале»). Для построек характерны богатая резьба, как правило сосредоточенная по краям щипцовых крыш, балконы, аркады на тонких опорах, высокий цоколь (часто из необработанного камня). Среди образцов – вилла Людовика II Баварского на вершине Шахен близ Гармиш-Партенкирхена (т. н. Дом короля на Шахене, нем. Königshaus am Schachen; 1869–1872, архитектор Г. фон Дольман), отель «Квикнес» на берегу Согне-фьорда в Балестранне в Норвегии (завершён в 1913, архитектор Ф. В. Ширц).
Франц Вильгельм Ширц. Отель «Квикнес», Балестранн (Норвегия). Завершён в 1913