#Направления и стили в русле историзма
Направления и стили в русле историзма
Тег

Направления и стили в русле историзма

Направления и стили в русле историзма
Найденo 9 статей
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Русско-византийский стиль
Ру́сско-византи́йский стиль, один из исторических стилей в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве 1-й половины – середины 19 в. Основан на интерпретации форм византийского и древнерусского зодчества. Сумма знаний об этих традициях в тот период была, однако, невелика, поэтому фактически происходила «русификация» классицизма. Ранние примеры русско-византийского стиля содержатся в творчестве В. П. Стасова, но наибольшее развитие он получил благодаря деятельности К. А. Тона, который, пользуясь поддержкой императора Николая I, возвёл имевшие государственное значение храм Христа Спасителя в Москве, Большой Кремлёвский дворец в Московском Кремле и другие постройки и издал альбомы образцовых проектов. К русско-византийскому стилю могут быть отнесены некоторые постройки и проекты А. И. Штакеншнейдера, Ф. Ф. Рихтера, М. А. Щурупова и др.
Церковь Святого Александра Невского в Потсдаме. 1826–1829. Архитектор Карл Шинкель по проекту Василия Стасова
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Русский стиль
Ру́сский стиль, один из исторических стилей в архитектуре и искусстве преимущественно 2-й половины 19 в. Сложился в рамках придворного заказа в 1820–1830-х гг., с 1850-х гг. применялся в церковном зодчестве, с 1870-х гг. – в строительстве выставочных павильонов. Идейно-художественная программа русского стиля на этапе его высшего развития в 1880–1890-е гг. тесно связана с политикой императора Александра III, в царствование которого он фактически стал официальным стилем государственного заказа (начиная с конкурса на проект храма-памятника Спаса на Крови в Санкт-Петербурге в 1881–1882). Значительные произведения в русском стиле, опиравшемся в том числе на «узорочный» характер церковного зодчества 17 в., создали А. М. Горностаев, В. А. Косяков, А. А. Парланд, А. Н. Померанцев, М. Т. Преображенский, Н. В. Султанов, В. О. Шервуд и др. На рубеже 19–20 вв. был в основном вытеснен неорусским стилем.
Дмитрий Чичагов. Здание Городской думы (ныне Музей Отечественной войны 1812 года), Москва
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Необарокко
Необаро́кко, один из исторических стилей в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве 2-й трети 19 – начала 20 вв.; заключался в использовании формальных элементов европейского барокко 17 в. К ключевым памятникам архитектуры стиля относятся здание Парижской оперы (1861–1875, архитектор Ш. Гарнье) и комплекс Кайзерфорума в Вене (в составе дворца Хофбург; 1872–1913, архитекторы Г. Земпер, К. фон Хазенауэр). Для изобразительного искусства необарокко характерны монументальность и торжественность композиций, использование аллегорических фигур и многочисленных декоративных элементов.
Шарль Гарнье. Здание Парижской оперы («Опера Гарнье»). 1861–1875
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Неовизантийский стиль
Неовизанти́йский стиль, один из исторических стилей, основанный на использовании мотивов архитектуры и декоративно-прикладного искусства раннехристианского Рима и стран христианского Востока (Византии, Грузии, Армении и др.). Воплотился преимущественно в культовом зодчестве середины 19 – 1-й половины 20 вв. В Западной Европе выразил стремление к первозданной чистоте христианства, принимая форму подражания ранневизантийским и отчасти романским базиликам. В архитектуре балканских стран играл роль стиля национально-романтического возрождения. В России содержал политические коннотации, связанные с идеей возрождения Византийской империи, и начиная с 1860–1870-х гг. стал официальным стилем, ориентированным на храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле), формы которого ассоциировались с духом православной державности. Постройки в неовизантийском стиле есть среди работ Д. И. Гримма, В. А. Косякова, Г. А. Косякова, Н. Н. Никонова, А. Н. Померанцева и др.
Михаил Прозоров. Знаменская церковь, Вильнюс (Литва). 1899–1903
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
«Швейцарский стиль»
«Швейца́рский стиль», стиль деревянной архитектуры в Центральной Европе и Скандинавии преимущественно 2-й половины 19 в. (в Норвегии оставался востребованным до 1930-х гг.), направление историзма. Основа стиля – народная архитектура Альпийского региона (поэтому его также называют «стилем шале»). Для построек характерны богатая резьба, как правило сосредоточенная по краям щипцовых крыш, балконы, аркады на тонких опорах, высокий цоколь (часто из необработанного камня). Среди образцов – вилла Людовика II Баварского на вершине Шахен близ Гармиш-Партенкирхена (т. н. Дом короля на Шахене, нем. Königshaus am Schachen; 1869–1872, архитектор Г. фон Дольман), отель «Квикнес» на берегу Согне-фьорда в Балестранне в Норвегии (завершён в 1913, архитектор Ф. В. Ширц).
Франц Вильгельм Ширц. Отель «Квикнес», Балестранн (Норвегия). Завершён в 1913
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Неороманский стиль
Неорома́нский стиль, один из исторических стилей в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве 1830-х гг. – начала 20 в, основанный на освоении наследия романского стиля. Сложился в Германии («стиль круглых арок») как реакция на классицизм и неоготику 18 в. в ходе поисков национального стиля под влиянием идей романтизма (архитекторы Г. Хюбш, Ф. фон Гертнер, Г. Земпер и др.). С 1840-х гг. стиль получил широкое распространение в Европе и Северной Америке.
Генри Хобсон Ричардсон. Церковь Троицы, Бостон. 1874–1877
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Неоготика
Неого́тика, ретроспективное течение в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве 18 – 1-й половины 19 вв.; с середины 19 в. один из исторических стилей. Связана с «открытием» и переоценкой периода Средних веков в европейской культуре 18–19 вв. Развивалась от свободных фантазий на средневековую тему в контексте рококо к точному воспроизведению декора и конструкций готики. Была выражением антиклассицистических настроений в рамках романтизма, воспринималась как национальный стиль в Великобритании, Германии и др.
Длинная галерея в поместье Строберри-хилл, Лондон. 1749–1776. По замыслу Хораса Уолпола
Термины
«Готический вкус»
«Готи́ческий вкус», совокупность художественных и культурных явлений 18 в., обращающихся к широкому кругу явлений средневековой культуры и противопоставляющих себя классицизму. В рамках «готического вкуса» сформировались готический роман, неоготика в архитектуре и искусстве, было положено начало медиевистике, реставрации и восстановлению памятников средних веков. «Готический вкус» ут­вер­жда­л цен­ность национального прошлого, способствовал формированию новых, не связанных с античностью и классическими идеалами, ценностей и эстетических категорий, и сильно повлиял на культуру эпохи Просвещения в Западной Европе и в России.
Хорас Уолпол. The Castle of Otranto (Замок Отранто). London, 1765. Фронтиспис